Менеджмент организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы – изучить теоретические аспекты проблемы лидерства и руководства в менеджменте, проанализировать лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по совершенствованию стиля его руководства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематики.
Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
Проанализировать результаты получившегося исследования.
Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства.
Разработать рекомендации.
Объект курсовой работы - исследования предприятия ООО «Альтеро Комп».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИРОДА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ЛИДЕРСТВА 6
1.1 Сущность и определение понятия лидерства………………………..6
1.2 Лидер и менеджер. Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства……………………………………………………….12
1.3 Стили управления………………………………………………………17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИЕЙ 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии 28
2.3 Исследование лидерских качеств и анализ результатов 29
ГЛАВА 3. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИДЕРСТВА 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  лидерства и руководства в  менеджменте изучена теоретически и практически: рассмотрены понятия  и сущность лидерства, определить лидерские  способности руководителя организации, и даны рекомендации по изменению  стиля его руководства, поведения.

     Лидерство это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Человеческий фактор на любом предприятии, находящемся  в любом состоянии, играет решающую роль. Поэтому желательно, чтобы  руководитель организации сочетал в себе не только административные, но и лидерские качества, умел находить подход к своим подчиненным.

     Существует  несколько подходов к теории лидерства. Согласно личностной теории лидерства, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

     Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения.

     Ни  подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения  между личными качествами или  поведением руководителя, с одной  стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

     Новые подходы концентрируют свое внимание на способности лидера создать новое  видение решения проблемы и, используя свою харизму, передать ее значение последователям таким образом, чтобы это вдохновило и вызвало у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению целей.

     Для грамотного руководства современному менеджеру важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.

     Благодаря проведенному тестированию руководителя организации выяснили, что тестируемый  обладает лидерскими качествами в большей  мере, чем административными, при  чем лидерские способности у  него на среднем уровне. Это является оптимальным для данного рода организаций, тем не мене, несколько рекомендаций все же было дано. Эти рекомендации носят корректирующий характер и не призывают кардинально менять стиль поведения, руководства. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет для возможностей сотрудников в реализации их планов.

     Также было определено что выраженность лидерских качеств влияет на стиль управления предприятием. Проведенное исследование доказало, что чем сильнее выраженность лидерских качеств, тем больше руководитель склоняется к авторитарному стилю руководства.

     Однако  совершенно очевидно, что ни авторитарного ни демократического стиля управления персоналом в крайних своих проявлениях найти весьма трудно. Стили руководства могут быть смешанными и зависеть от ситуации, т.е. адаптивными. Это приносит больший результат, нежели приверженность только одному стилю.

     Тем не менее в целом можно сказать, что основной упор в руководстве  должен делаться на социально-психологические, экономические методы руководства  и на демократичный стиль управления. Командный метод не подходит, т.к. по моему мнению, нельзя заставить, чтобы новые идеи, нестандартные подходы к решению проблем рождались по указке, только потому, что так хочет начальник.

     Опираясь  на демократический стиль, необходимо максимально предоставить свободу  сотрудникам в выполнении поставленных перед ними задач. Одновременно необходимо определить контрольные точки для проверки, а возможно и корректировки хода выполнения задания, т.к. пользуясь чрезмерной свободой и даже попустительским стилем руководства подчиненные, не понимая конечной цели, могут решать поставленные задачи не в том направлении.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Блейк Р.Р, Мутон Дж.С., «Научные методы управления», изд. ИНФА-М, 2009 – С.576
  2. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех», изд. Юнити-Дана, 2009 – С.350
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М. Гардарика, 2009 – С.547
  4. Грачев М.В. Суперкадры: управление персоналом в международной корпорации, ОАО: Издательство «Экономика», 2009 – С.350
  5. Кричевский Р. Л. «Если Вы руководитель», изд. ЭКМОС, 2008 – С.550
  6. Ладанов И.Д. Практический Менеджмент, изд. ЭКМОС, 2009 – С.617
  7. Лэнд П.Э. «Менеджмент - искусство управлять», изд. ИНФРА-М,

     2008 – С.250

  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. изд. «Дело», 2008 – С.570
  2. Психологические тесты, М.: Эксмо, 2009 – С.325
  3. Русинов Ф. М., Разу М. Л. «Менеджмент», М.: Эксмр, 2008 – С.348
  4. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла, изд. "Автор" 2009 – С.254
  5. Ципкин Ю.А.. Управление персоналом. М. Изд. «Юнити», 2008 – С.254
  6. Якокка Л. «Карьера менеджера», изд. Юнити, 2009 – С.542
  7. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учебн. пособие для студ.учреждений сред.проф.образования– М.: Издательский центр «Академия», 2009 –

    С.288

15. Уткин Э.А. Курс менеджмента / Э.А.Уткин. – М.: Зеркало, 2008. – С.348

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Отличие менеджера от лидера 

     Менеджер      Лидер
     Администратор      Инноватор
     Поручает      Вдохновляет
     Работает  по целям других      Работает  по своим целям
     План - основа действий      Видение - основа действий
     Полагается  на систему      Полагается  на людей
     Использует  только доводы      Использует  как доводы, так и эмоции
     Контролирует      Доверяет
     Поддерживает  движение      Дает  импульс движению
     Профессионален      Энтузиаст
     Уважаем      Обожаем
     Делает  дело правильно      Делает  правильное дело
 

 

Приложение 2

Стили руководства 
 
 

 
 

 

Приложение 3 

Место расположения руководителя-автократа при проведении деловых переговоров 
 
 

 
 

 

Приложение 4

Место расположения руководителя-демократа при проведении деловых переговоров 

                                                          Руководитель

 

Приложение 5

Содержание  трех стилей руководства

Стиль управления Авторитарный Демократический Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера
Личное установление целей и выбор средств их достижения

Коммуникационные  потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера
Принятие решений  разделено по уровням на основе участия

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации
Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через  участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны
Сдерживается  индивидуальная инициатива Требует много  времени на принятие решений Группа может  потерять направление движения и  уменьшить скорость без вмешательства  лидера
 

 

Приложение 6

Четыре  системы Лайкерта 

Стиль руководства Характеристика  стиля
1 Эксплуататорско-авторитарный Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2 Благосклонно-автортраный Руководители  уверены в себе и верят своим  подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители  оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.
 

 

Приложение 7

«Решетка  управления» Р. Блейка и М. Мутона 
 

 

Приложение 8

Тестирование «Администратор или лидер?»

       Тщательно продумав нижеследующие высказывания, постарайтесь определить по десяти балльной шкале, степень вашего согласия с каждым из них. Зафиксируйте результаты ваших размышлений в соответствующих текстовых полях. Имейте в виду, что 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 - полное несогласие, 5 - согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей от 0 до 5 и от 5 до 10.

1) Я  доверяю людям.

2) Я  считаю, что о решении своих  социально-бытовых проблем люди  должны заботиться сами, а не  их руководители.

3) Я  за то, чтобы члены трудовых  коллективов сами выбирали себе  руководителей.

4) Когда  это необходимо, я умею заставить людей "крутиться".

Информация о работе Менеджмент организации