Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 12:37, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа японского стиля управления персоналом. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.
В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать японскую модель менеджмента.
2. Рассмотреть особенности японской модели менеджмента.
3. Провести сравнительный анализ японской и других моделей менеджмента.
Для многих японских фирм характерна ротация персонала, которая заключается в том, что примерно через каждые 3—5 лет производится переучивание персонала новым специальностям. Ротация способствует расширению кругозора работников, ознакомлению работников со смежными специальностями. Часто таким образом готовятся работники для занятия более высоких руководящих должностей.
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.
Идея о необходимости создания движения, направленного на повышение качества продукции, принадлежит американцу Демингу. Однако эта идея получила свое развитие не в Америке, а в Японии. Движение за качество возникло в Японии в 50-х гг. Сначала оно выражалось в виде борьбы за бездефектность выпускаемой продукции, а затем вылилось в мощную систему управления качеством16.
На качество производимого изделия оказывает влияние большое количество разнообразных факторов. Степень влияния каждого из них можно учесть только с помощью статистических методов. Эти же методы позволяют выявить причины брака. Они дают возможность регулировать технологический процесс таким образом, что появление дефектов сводится к минимуму. Японцы пропагандируют необходимость знания семи статистических методов. К ним относятся: диаграммы Парето, схемы Исикава, контрольные карты, гистограммы, диаграммы рассеяния, графы, проверочные листы17.
В основу японской системы управления качеством продукции заложена концепция «тотального» контроля за качеством в рамках фирмы, которая приобрела статус религии. Контроль за качеством охватывает все стадии производства. В систему контроля вовлечены все работники фирмы, включая секретаря и машинистку. Ответственность за качество несут все работники фирмы, поэтому не ищут конкретных виновников брака и дефектов. В Японии службы, занимающиеся контролем качества продукции, выполняют только консультативные функции. Каждый работник может остановить конвейер, если пошел брак18.
Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. Ставка на выпуск высококачественной продукции объясняется, во-первых, национальными чертами и традициями японцев, и во-вторых, тем, что Япония практически не имеет сырьевых ресурсов. Она полностью импортирует необходимый ей алюминий, нефть, железную руду, большое количество леса и лесоматериалов19.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ
ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА
2.1
Исследование японского менеджмента
на предприятии ЗАО «SONY»
Sony Corporation (по-русски
произносится Со́ни корпорэ́
Sony Corporation занимается
выпуском бытовой и
Корпорация «Сони» была основана Акио Морита и Масару Ибука 7 мая 1946 года. В самом начале она называлась «Tokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisa» или сокращённо Totsuko, но, как выяснил Акио Морита, это имя тяжело произносить американцам. Современное название «Сони» произошло от латинского слова «звук» — соннус, кроме того, Морита старался найти слово, которого нет ни в одном языке мира. Морита возглавлял компанию долгое время, отвечал за маркетинг и продажи и сумел привести её к огромному успеху на рынке. «Сони» сделала своё имя на хорошем и привлекательном дизайне и новшествах. Особенную роль «Сони» уделяла уменьшению размеров продукции и технике для развлечения.
В 1950-е годы «Сони» признала решающую роль транзисторов и выпустила свой первый радиоприёмник «TR-63», эта новинка положила начало успеху компании.
В 1970—1980 годах появляются первые Walkman'ы.
В 1983 году «Сони» совместно с компанией «Филипс» выпустила на рынок первые компакт-диски.
В 1990-е годы были созданы первые «мини-дискмэны».
В 1990 году «Сони» выпустила около 500 новых продуктов, то есть изобретались почти две новинки в день.
В конце 1994 года Сони представила на Японский рынок известную теперь всем первую свою консоль — PlayStation. Серия консолей PlayStation уверенно конкурирует на мировом рынке.
Главные операционные сегменты Sony Group:
Количество сотрудников корпорации в 2005 году составило 151 400 человек.
Объем продаж за 2008—2009 финансовый год — до 7,7 трлн иен, или 80 млрд $ (снижение на 13 % от 8,87 трлн иен, или 92 млрд $), чистый убыток — 98,94 млрд иен, или 1 млрд $ (в 2007—2008 году чистая прибыль — 370 млрд иен, или 3,9 млрд $), операционные убытки компании в 2008—2009 финансовом году — 228 млрд иен, или 2,4 млрд $ (операционная прибыль в 2007—2008 году — 475,3 млрд иен, или 4,9 млрд $).
Объём продаж компании за 2007—2008 финансовый год — 85,47 млрд $ (рост на 6,9 % от 79,95 млрд $ в 2006—2007 году). Чистая прибыль — 3,56 млрд $ (рост в 3 раза от 1,22 млрд $ в 2006—2007 году).
Рост прибыли главным образом обусловлен сокращением потерь, связанных с разработкой игровой приставки нового поколения PlayStation 3, а также эффективными продажами плоских телевизоров и цифровых камер
Консолидированная выручка в финансовом году, закончившемся 31 марта 2007 года, — 8,3 трлн иен (69,7 млрд $), чистая прибыль — 126,3 млрд иен (1,06 млрд $).
Из них 84,7% мужчин и 15,3% женщин. Основу выборки составили рабочие, имеющие высшее образование (75,9%).
Выборочная совокупность по своим основным социально-демографическим параметрам соответствует структуре генеральной совокупности и является репрезентативной.
Исследования
показали, что важным фактором, влияющим
на плодотворность работы, является субъективно
воспринимаемая людьми возможность реализации
своих потребностей («социальные ожидания»),
с учетом времени их реализации.
2.2
Степень удовлетворенности работой сотрудников
фирмы «SONY»
Большая часть опрошенных работников (82,7%) считают, что они смогут удовлетворить свои основные потребности, работая на предприятии «SONY». Это, безусловно, положительный момент, однако 17,3% опрошенных затрудняются оценить свои перспективы в этом отношении.
На вопрос какова занимаемая вами должность респонденты ответили
Рис.
2.2.1 Распределение ответов
На вопрос устраивает ли вас ваше положение в фирме 90% респондентов ответили, что вполне довольны положением, которое они занимают в фирме, 10% респондентов ответили, что желали бы занимать более высокую должность.
На
вопрос устраивает ли вас ваш трудовой
коллектив все респонденты
На вопрос какова степень взаимопомощи со стороны ваших коллег респонденты ответили, что большинство их коллег всегда отзывчивы и готовы помочь им в трудной ситуации.
На вопрос есть ли заметная связь между тем, насколько хорошо вы выполняете вашу работу, и вашей денежной компенсацией респонденты ответили что инициативные и исполнительные сотрудники всегда поощряются теми, или иными благами.
На вопрос часто ли у вас складывается впечатление, что вы бы могли справиться с работой лучше, если на вашем пути не стояло руководство респонденты ответили что руководство ни когда не мешает исполнению их работы, а всегда прислушивается к новым идеям.
На вопрос проводите ли вы свободное время (праздники, выезды на природу) с коллегами по работе респонденты ответили
Рис. 2.2.2 Распределение ответов
респондентов на вопрос «проводите
ли вы свободное время (праздники, выезды
на природу) с коллегами»
На вопрос считаете ли вы, что в течение трех месяцев, при желании, вы сможете найти работу с более высокой оплатой труда респонденты ответили что ни когда не задавались подобным вопросом потому-что их устраивает работа которую они выполняют.
На вопрос считаете ли вы, что работаете в перспективной, развивающейся компании, проводящей правильную политику развития все респонденты ответили положительно.
Анализ
материалов исследования дает основания
утверждать, что, большинство сотрудников
очень довольны политикой фирмы, и с большой
инициативой принимают активное участи
в деятельности фирмы.
2.3
Востребованность товаров и
В конце двадцатого века компания Sony крепко закрепилась на мировом рынке. Их разработки всегда возглавляет списки продаж в любом ценовом диапазоне. Просто сенсацией можно назвать их недавние разработки. В 1997 году они презентовали миру цифровую видеокамеру. В 1998 году – плоскоэкранный телевизор.
За последнее десятилетие компания продвинулась в своих разработках еще дальше, почти не оставляя шансов конкурентам.
В настоящее время, компания Sony держит штат сотрудников более ста пятидесяти тысяч человек во всех филиалах, разбросанных но всему миру. Главный центр расположен в городе Токио в Японии.
Но раньше не все было гладко при внедрении товара на начальных стадиях на мировой рынок. Здесь они впервые применили свою стратегию.
Шаг первый – компания разрабатывает товар, отсутствующий на рынке.
Шаг второй – компания встречается с мнением специалистов маркетологов, утверждающих, что в таком товаре нет необходимости. Если товар устанавливается в домашних условиях, то какое значение имеет его размер.
Шаг третий – руководство компании старательно и доходчиво объясняет все преимущества нового товара. Указывает все положительные стороны и новые возможности.
Шаг четвертый – Sony берется за производство товара беспрецедентного качества, и обеспечивает товару успех на рынке.
Эту систему компания пускала в ход сотни раз, что обеспечило ей успех.
Представители компании привели следующую диаграмму, иллюстрирующую объемы продажи различных типов оптических устройств и время их вывода на рынок. В прошлом году был отмечен пик снижения поставок оптических устройств, но уже в ближайшее время компания планирует наверстать упущенное.
Мультиформатные дисководы
же успели завоевать популярность среди
пользователей, чему есть логичное объяснение
- массовый потребитель стремиться
покупать простые в использовании
вещи. Всего за несколько месяцев мультиформатные
приводы сумели завоевать около 2% рынка
пишущих DVD-приводов, и Sony рассчитывает
на то, что подобный успех - только начало.
Типичная японская фирма организована на трехуровневой основе в виде пирамиды (см. схему) [1]. Японцы считают, что трехуровневая структура является наиболее мобильной и менее всего подвержена опасности обюрокрачивания.
I. Кэйэйся (высшая администрация)
II. Канрися (среднее управленческое звено)
Буте — заведующие отделами