Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 21:10, реферат
Искусство совершенно. Хвала произведениям искусства не зависит от времени, и порой именно время проверяет подлинность художественных произведений. Подлинное значение того или иного шедевра не всегда понятно современникам, они могут не различить глубину видения творца, это сделает время. Между тем существуют и прижизненные работы художников, поэтов, композиторов приносили им славу, почет и известность. Настоящее значение творения ни когда не оставалось незамеченным и чаще всего те творения, которые отражали наиболее важные моменты современной действительности, показывали суть вещей просто и доступно обнажали противоречия эпохи.
Введение
1. Искусство и менеджмент, аспекты сближения и тождественности
1.1 Особенности и закономерности развития искусства
1.2 Основы развития менеджмента
2. Эволюция развития искусства управления
2.1 Этапы совершенства науки современного управления
2.2 Развитие искусства управления в Японии
Заключение
Список использованных источников
С того времени знания
менеджмента, основанные на фактах, на
эмпирическом (индуктивном) понимании
начинают заменяться знаниями, основанными
на дедукции, т.е. мышлении, базирующемся
на теориях. Менеджмент во многом становится
похожим на капитал, а история
все в большей степени
Сегодня общепризнанно,
что конкурентоспособность
Общепризнанным стало и понимание того, что разрешение практических проблем управления прямо зависит от успехов теоретического менеджмента. Однако это признание отнюдь не прояснило традиционного для управленческой мысли вопроса: менеджмент -- это наука или искусство, основанное на опыте? В этом, как представляется, кроется причина того, что "научно" обоснованные решения часто приносят не только пользу, но и значительный вред. Ведь зависят они, в конечном счете, только от реальной власти и принятых решений.
Итак, менеджмент -- это не только сфера практической деятельности, но и исключительно важная самостоятельная область знаний, научная и образовательная дисциплина. Ее становление, развитие, эволюция -- не всегда последовательные шаги вперед. На мысль менеджмента, а значит, и на подходы к объектам управления -- технике и людям, влияют успехи в осмыслении вопросов, связанных с управлением, многими другими науками, такими как математика, инженерная наука, психология, социология, антропология [17,c.56].
Интерес не только того, какой была управленческая мысль, но и почему она была такой, а также какой она может стать в будущем роднит данный аспект с искусством.
Рассмотрим более
подробно исторические и культурные
особенности развития науки управления
в общем, и на материале страны
Японии.
2. Эволюция развития искусства управления
2.1. Этапы совершенства науки современного управления
Хронологический порядок
развития современной управленческой
мысли хорошо известен. Среди основных
школ современного менеджмента наиболее
авторитетными и
1. Школа научного управления (1885--1920). Основные представители: Ф. Тэйлор, Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Изучали управление производства на низовом уровне, а не в целом.
2. Административная школа в управлении (1920--1950). Основные представители: Анри Файоль, Линделл Урвик, Джеймс Муни. Исследовали управление применительно ко всей организации, а не отдельной ее части.
3. Школа человеческих отношений (1930--1950). Основные представители: Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. В 1950 годах трансформировалась в школу поведенческих наук (Дуглас Макгрегор, Герберт Саймон, Дэвид Макклелланд и др.).
4. Наука управления
или количественная школа (
Каждая школа -- это
совокупность концепций относительно
понимания сущности, принципов, функций
и методов менеджмента как организации
управления и как процесса принятия управленческих
решений на основе цели, программы, действий,
информации и пр. Именно в этом заключаются
их общность, отличие и вместе с тем историческая
значимость для развития теории и практики
менеджмента.
2.2. Развитие искусства управления в Японии
Искусство управления и его роль были признаны лишь относительно недавно самими представителями японского менеджмента.
Один из лидеров
японского бизнеса -- Коносуке Мацусита,
обращая внимание общественности на необходимость
эффективного управления, писал[1,c.25]: «Современные
предпринимательские организации выполняют
важную роль -- поддержание общественной
жизни. Пища, одежда, жилье становятся
доступными людям в результате производства
и распределения. Получая работу, люди
испытывают удовлетворение и получают
пользу. Чтобы достичь этих социальных
целей, каждая организация должна поддерживать
свое здоровое и работоспособное состояние.
Это зависит от качества и эффективности
управленческих решений и действий. Деятельность,
которую мы называем управлением, требует
полной отдачи, в ней сконцентрирован
человеческий интеллект и опыт. Человек,
посвятивший себя управлению, занимает
весьма почетное и вместе с тем ответственное
положение, требующее полной самоотдачи
и готовности пойти на самопожертвование».
За сравнительно
небольшой отрезок времени
Вспомним, что современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи. Смятение первых послевоенных лет поставило перед руководителями Японии задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Лидеры бизнеса встали перед острейшей необходимостью борьбы за восстановление своих компаний.
Проведенная американской оккупационной администрацией чистка ведущих предпринимателей военных лет создала атмосферу, в которой те, кто столкнулся с задачей восстановления, познакомились и приняли (в ряде случаев неосознанно) идеологию управления и практические методы американского бизнеса. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постепенно постигать социальную ответственность и последствия своей деятельности[9,c.73].
В условиях хаоса задача восстановления японской индустрии легла на плечи молодых администраторов.
Они осуществили свои задачи, сначала применив традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Под руководством таких людей, как Курата (из «Хитати») и Исизака (из «Тосибы»), началось восстановление экономики, были заложены основы будущего роста [9,c.84].
В послевоенной Японии
появились предприниматели с
новыми идеями, духом открытости новому
и желанием использовать предоставляющиеся
возможности. Они пытались не только
творчески применить
Быстрое восстановление и развитие послевоенной Японии принесли новые проблемы -- необходимость переоценки и пересмотра практики предшествующих лет, активных поисков новой управленческой концепции. Идеи К. Мацуситы и других ведущих специалистов оказались не только реакцией на существовавшее положение, но и серьезным вкладом в создание новой стратегии управления [13,c.102].
Творческий поиск завершился созданием специфической «японской» системы управления. На этот процесс, без сомнения, повлияли американские идеи, но, в то же время следует отметить, что непосредственное применение американских методов управления оказалось неудачным. Другими словами, идеи американских ученых способствовали установлению особого стиля мышления и подходов, присущих только японским управляющим. Эти трудности направили творческий поиск на развитие новых направлений управленческой мысли.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствовавших в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Основанием для
создания новых теорий и принципов
управления служили также общие
философские взгляды.
Внимательное изучение идей К. Мацуситы и резолюции, принятой в 1956 г. промышленной группой «Дойкай», показывает возникновение новой идеологии и философии управления в Японии .
Основные черты системы управления довоенного времени легко различимы. В" обществе существовали четкие грани деления на «сокин» (класс управляющих) и «коин» (рабочий класс). Хотя и в предвоенной Японии существовала определенная групповая ориентация, отношения между предпринимателями и рабочими были совершенно другими. Преобладала концепция, ориентировавшая бизнес на создание «дзайбацу». Согласно этой теории предприятия и рабочие коллективы рассматривались как нечто, из чего их владельцы могут извлекать прибыль. Учитывая эти обстоятельства, можно с полным правом утверждать, что изменения, произведенные крупнейшими предпринимателями после войны, были поистине революционными[14,c.105].
Стремление к изменениям
классически продемонстрировано одним
из виднейших современных
И такая концепция в Японии появилась.
Эта концепция опиралась на японскую философию и развивала ее в условиях стремительно меняющегося мира.
Обращаясь к эре Токугавы и учению Судзуки теоретики и практики современного японского менеджмента не упустили их идей.
С. Ямамото указывает, что, хотя Судзуки и был провозвестником индустриальной Японии, необходимо интерпретировать и усовершенствовать его идеи в соответствии с потребностями промышленного развития.
Эити Сибусана и другие
исследователи выполнили эту задачу. В
эру Мэйдзи они разработали новые общественные
теории, применимые к современности, но
сохраняющие существовавшие традиции.
Йосино отмечает: «Эра Токугавы завещала
современной Японии как способность быстрых
преобразований, так и дисциплину и порядок
в неизменном движении по пути совершенствования.
Однако между эрой Токугавы и современной
Японией было связующее звено - эра Мейдзи,
когда систематически и последовательно
обращались к традиционной философии
и ценностям, для того чтобы принять вызов
времени и противостоять проблемам эпохи.
Сознательное обращение политической
верхушки к отдельным элементам феодального
наследия при решении новых проблем оценивается
как ключевой фактор современного развития
Японии, когда в сравнительно быстрый
срок и относительно безболезненно был
совершен переход от отсталой аграрной
страны к ведущей промышленной державе
мира»[22,c.68].
Описанные выше представления были предпосылками для изменений в стратегии управления, структуре организации и стиле руководства.
Стрежнем иной концепции стало признание социальной ответственности, лежащей на управляющих.
Как отмечает Мацусита «каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь собственное признание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он может довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели».
Эта идея была выражена в документе, опубликованном в 1956 г. группой «Дойкай»: «Действия управляющих в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что ответственность управляющих перед обществом является важным рычагом, развивающим систему управления и направлении поставленных целей» .
Хотя «Дойкай» была не единственной организация, выдвигающей новые управленческие решения, её значение для новейшей японской истории не может быть переоценено. В нее входили молодые специалисты нового, послевоенного типа, и ее документы возникали в результате широких дискуссий и напряженной вдумчивой работы.
В 1947 г. «Дойкай» опубликовала свой первый документ «Одна из точек зрения на демократизацию бизнеса», где подводились итоги дискуссии, проводившейся в проблемной группе, руководимой М. Отсукой, по демократизации бизнеса .
Декларация указала
в первую очередь, что компания должна
контролироваться акционерами, управляющими
и рабочими. В руководство компании,
являющимся высшим органом, определяющим
и контролирующим политику компании,
должны входить представители всех
трех групп. Кроме того, документ рекомендовал
гарантировать минимальный