Менеджмент как деятельность, наука и искусство характерные черты и стадии менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Менеджмент (в переводе с латинского) – управлять. Менеджмент – это эффективное управление хозяйством включая межличностные отношения, управление производством, предприятием с целью получения прибыли, путём рационального использования ресурсов.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

Содержание

Введение: 3
Глава 1. Теоретические основы менеджмента. 5
§1. Менеджмент как деятельность. 5
§.2. Менеджмент как наука. 10
§3. Менеджмент как искусство.
Глава 2. Стратегия эффективного менеджмента. 21
§1. Стратегические и тактические планы. 21
§ 2. Стратегии эффективного менеджмента. 25
Заключение.
Список используемой литературы:

Работа содержит 1 файл

Менеджмент как деятельность наука и искусство.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

        Иногда в ход жизни врывается непредвиденное и ломает привычные стереотипы: осложнения на работе, серьезная болезнь, трения в семье.

Человек начинает искать выход из экстремальной ситуации, в тревоге мечется, старается вновь и вновь безуспешно следовать привычным методам, совершает новые ошибки или замирает в безысходной апатии. Такую ситуацию хорошо иллюстрирует известный эксперимент: в горизонтально лежащую бутылку поместили пчел и мух. Мудрые якобы пчелы стали настойчиво, до полного истощения биться о стекло в безнадежных поисках выхода, а глупые мухи хаотично метаться в бутылке и через несколько минут вырвались на свободу. В сложной, неординарной ситуации редко удается решить проблемы традиционными способами, нужно искать новые, нетривиальные методы, хотя и метод хаотичных проб и ошибок не всегда приводит к желанной цели (мухам очень повезло!).

          В обеспеченной, благополучной семье жена за многие годы совместной жизни совершенно уверена в прочной привязанности мужа к ней и к детям, она перестает следить за своей внешностью, становится самоуверенной, сварливой, неряшливой. После бесконечных выяснений отношений с недовольным супругом, обсуждений ситуации с мудрой, но не всегда объективной мамой, телефонных советов закадычных подруг (увы, подруги часто делают вид, что проявляют сострадание, а в действительности тщательно избегают его) жена не всегда принимает верное решение или принимает его с опозданием. Есть даже термин - "куриный эффект": курица решается перебежать дорогу в самый последний момент, когда ситуация становится уже весьма опасной! Когда наступает кризисная ситуация, то у людей часто возникает ощущение обреченности, бессилия, у них опускаются руки и парализуется воля. Иногда у человека прочно вырабатывается известный "эффект буриданова осла", когда бесконечные сомнения, нерешительность, неспособность сделать выбор приводят к самым тяжелым психическим травмам. В этом случае крах неминуем. Здесь уместно вспомнить притчу о двух лягушках, попавших в кувшин со сметаной. Одна из них, считая положение безнадежным, прекратила борьбу и погибла. Другая продолжала бороться до конца, она пыталась выпрыгнуть из кувшина, отчаянно работала лапками, сбила из сметаны масло и в итоге смогла выбраться на волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Стратегия эффективного менеджмента.

§.1 Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Понятие стратегии пришло в теорию и практику менеджмента из военной сферы в 70-х годах XX века.

Стратегия – генеральная программа действий (общий комплексный план) организации, устанавливающий приоритеты проблем, ресурсов и последовательность шагов для обеспечения осуществляемой миссии и достижения стратегических целей организации.

Тактика – краткосрочные планы организации.

Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределения с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем.

Процесс перспективного планирования в современных организациях (предприятиях) включает в себя долгосрочное и стратегическое планирование. Долгосрочное планирование основано на экстраполяции сложившихся тенденций развития, т.е. построение планов осуществляется от прошлого к будущему.

Отличительным принципом стратегического планирования является построение планов от настоящего к будущему. Важное место в нем отводится анализу перспектив организации, задачей которого является выяснение тех тенденций, опасностей, возможностей, которые способны изменить сложившиеся тенденции.


§.2 Стратегии эффективного менеджмента

      Анализ внешней среды позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Анализ сильных и слабых сторон организации производят по 5 основным направлениям:

кадры;

организация общего управления;

производство;

маркетинг;

финансы.

Метод SWOT является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды, установить связи между ними, которые могут быть использованы для формирования стратегии организации.

Стратегические альтернативы.

Перед организацией стоят 4 основные стратегические альтернативы:

1. ограниченный рост;

2. рост;

3. сокращение.

Существует несколько вариантов стратегии сокращения:

ликвидация;

«отсечение лишнего»;

сокращение и переориентация;

4. комбинированная стратегия.

Выбор стратегии.

Его целью является выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Прежде, чем сделать этот выбор, необходимо провести анализ стратегических исходных позиций, который можно осуществить с помощью матрицы Бостонской консультационной группы (БКГ).

В данной матрице объект стратегического планирования располагается по вертикали относительно перспектив развития рынка, а по горизонтали относительно собственной конкурентоспособности.

Матрица указывает на 4 основные позиции объекта:

«звезды» – занимают лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли;

«дойные коровы» – занимают лидирующее положение в относительно стабильной или сокращающейся отрасли;

«вопрос» – не имеет хороших конкурентных позиций, но действует на перспективных рынках;

«собаки» – ограниченный объем сбыта в сложившейся или сокращающейся отрасли.


Рисунок 1 Матрица БКГ

 

Реализация стратегии.

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Для того, чтобы контролировать реализацию стратегии и быть уверенным в достижении поставленных целей, в организациях должны быть реализованы различные планы, программы, проекты и т.д., важнейшее место среди которых отводится стратегическому плану.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов работы с целями. В процессе оценки стратегии используются количественные и качественные критерии.

 

 

Заключение.

В данной курсовой работе были рассмотрен  менеджмент как деятельность.наука и искусство.

    Таким образом, можно получить представление о работе менеджера как о совокупности всех компонентов: информации, людей и действий, причем эти части неразделимы.

     Успешное функционирование организации является результатом работы менеджера и осуществляется путем непосредственного воздействия менеджера на людей и через информацию, оказывающую влияние на работников. Подобная многосторонность стилей и взглядов подчеркивает сложность явления управления, которое представляется одним человеком.

Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:

- объяснение природы управленческого труда;

- установление причинно-следственных связей в этой области;

- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;

- разработка методов эффективного оперативного управления;

- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:

- организации – сложные социально-технические системы;

- люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования;

- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;

- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;

- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.

Все это делает одними из важнейших факторов менеджерского искусства умение доверять своей интуиции и смелость принятия в различных условиях решений любой сложности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.      А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд «Управление – это наука и искусство». Издательство «Республика», М. 2005.

2.      «Экономика», М. 2007.

3.      В. Г. Смирнова «Менеджмент как искусство». Журнал «Проблемы теории и практики управления», №4, 2003.

4.      Даянц Л.Г. Лекции по дисциплине «Управление персоналом»

5.      Кушнир М.А. Лекции по дисциплине «Организация труда»

6.      Вершигора Е.Е. Менеджмент:  Учебное пособие; 2-е изд., перераб. И доп. М. ИНФРА-М, 2009.-283с.

7.      Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала.– М.: Юристъ. 2008.

8.      Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы – М.: Человек и труд. 2007 №10

9.      Материалы административно-управленческого портала (www.aup.ru)

10. Материалы сайта www.dis.ru  Издательской группы “Дело и сервис”

11. Журнал «Управление персоналом» – 2007 №1

 

2

 



Информация о работе Менеджмент как деятельность, наука и искусство характерные черты и стадии менеджера