Менеджмент и психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Вот уже без малого почти 10 лет Россия осваивает новую форму капиталистической экономики и демократической философии. Всё более активно и упорно изменяются экономические и социальные процессы в гражданском обществе, которые порождают новый слой в дифференцированном социуме российской действительности – это люди, на профессиональной основе занимающиеся предпринимательством и управлением. Сейчас их принято называть менеджерами, а сам процесс их деятельности – менеджментом.

Содержание

Введение
Психологический аспект вопроса.
Психология и внутриструктурный менеджмент.
Функции управления.
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Личность и род деятельности
Темперамент
Характер
Интеллект
Руководство и лидерство
Психологическая структура группы
Психология во внешней среде
Учитесь слушать
Умейте убеждать
Жажда-ничто, имидж-все.
Стиль одежды
Украшения
Манера разговора

5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по менеджменту.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Флегматик – стратег. Он постоянно сверяет  свои действия с перспективой. Его трудно обидеть или вывести из себя. Умеет ждать. «Вечно серьезен, потому что лень смеяться».

     Не  навреди. Это девиз для меланхолика, который так же имеет свои плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жёсткие указания, так как он очень чувствителен к интонациям и раним.

     Но  они сильны не только в литературе и искусстве. Преимущества этого  темперамента проявляются, например, в профессиях, требующих большого внимания в условиях принудительного ритма деятельности, – переводчик-синхронист, авиадиспетчер.

     3.2.2. Характер.

     Характер  – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.

     В некоторых случаях мы можем сказать, что человек проявил смелость, настойчивость, правдивость либо откровенность. Однако эти временные проявления в жизни человека ещё не говорят о его характере, так как многое может зависеть от обстоятельств и других детерминантов. Когда же мы имеем в виду характер человека, то говорим: «Он смелый, правдивый, откровенный». То есть все эти качества он проявляет не единожды, а постоянно, почти в любых ситуациях.

     В структуре характера выделяют четыре группы основных черт, выражающих отношение личности к определённой стороне деятельности:

  • к труду (трудолюбие, склонности к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость, леность, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);
  • к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и замкнутость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);
  • к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость, самокритичность, скромность, самомнение, тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);
  • к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и так далее).

     Стержнем  сформированного характера являются морально-волевые качества. Отсюда и различают «сильный» и «слабый» характер. Человек с сильной волей  отличается определённостью своих намерений и поступков, большой самостоятельностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей, слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

     Типы  характера можно подразделить на четыре типа:

     Демонстративный тип. Это люди, способные очень ярко выражать свои эмоции (более сильно, чем сам переживает в данный момент), вытеснять из своего сознания многие негативные переживания. Люди демонстративного типа могут лгать, не сознавая, что они это делают; при этом ложь демонстративной личности отличается от сознательной лжи претворяющегося человека.

     При положительном социальном развитии демонстративная личность может  стать прекрасным писателем, актёром, социальным работником – благодаря умению вжиться в другой образ, понять другого человека.

     Прекрасная  приспосабливаемость этого характера часто обуславливает хорошие отношения с начальством, с коллегами же отношения складываются неровно: демонстративная личность очень склонна создавать внутри группы фракции для борьбы с другой частью коллектива во имя справедливости и «интересов дела».

     Педантичный характер. Противоположность демонстративному. У таких людей способность к вытеснению невысока, поэтому всякие негативные образы очень долго задерживаются в их сознании. При принятии решений – колеблется и тщательно обдумывает.

     Застревающий. Для людей этого типа характерна длительная задержка всех эмоциональных состояний: ярости, гнева, страха. Этот аффект может вспыхивать с первоначальной яростью спустя, недели, месяцы и даже годы! Это самый страшный тип начальника. Сутра может быть всё хорошо, а босс разносит всех и вся. Подчинённый такого типа может вообще сломаться, впасть в длительную депрессию и уволиться, в конце концов, бросив предприятие на произвол судьбы.

     Возбудимые  личности часто выражают недовольство, проявляют раздражительность и склонны к импульсивным поступкам, не утруждая себя взвешиванием последствий. Типичные причины увольнения, по словам человека с данным типом характера, – начальник не захотел пойти на уступки, коллеги плохо относились, низкая заработная плата и так далее.

     3.2.3. Интеллект.

     В психологии под интеллектом понимается следующее: система психических  процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения и в соответствии с этим регулировать своё поведение.

     Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях – как символ обучения человека всему новому.

     Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллектуальности, предложенный Д. Векслером. Определяется он с помощью тестов.

     Но  ошибочно думать о том, что тесты на IQ раз и навсегда определяют одарённость или бездарность человека. Если полагаться только на эти данные, как любят делать в США, то, как признают специалисты, нужно будет исключить семь из десяти одарённых людей!

     Учёными выделено несколько основных периодов интеллектуального развития:

  • 18-25 лет – частая смена подъёмов и спадов, неустойчивость и активная перестройка мысленных функций;
  • 26-35 лет – увеличение устойчивости, снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
  • 36-40 лет – усиление условности интеллекта, появление зрелости суждений и мудрости;
  • после 40 лет – развитие вербального интеллекта.

     Для определения структуры интеллекта можно построить психологические профили.

  • Кольцевой тип профиля представлен так: из центра по многочисленным осям откладываются достижения человека в различных направлениях деятельности;
  • Вертикальный (табличный) отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует её зависимость от профессии человека.

     Результаты  исследования студентов одного инженерного  и гуманитарного ВУЗов показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитым невербальным и вербальным интеллектом, общими и специальными способностями.

     Отсюда  можно сделать вывод, что для  формирования современного творческого  специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.

     Поэтому человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.

3.3.Руководство  и лидерство.

     Руководство можно определить как умственную и физическую деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.

     Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние  на другого. Это социально-психологическое явление. В том и вся огромная разница, что руководитель – должность, а лидер влияет на окружающих без каких-либо официальных полномочий.

     По  моим исследованиям лишь 30% всех руководителей  одновременно являются лидерами в группе! Это крайне нерационально! Чтобы эффективно управлять подчиненными, руководитель должен обладать лидерским влиянием. Одной только должности с соответствующими властными полномочиями недостаточно, чтобы быть хорошим руководителем.

     Выделяют  несколько типов руководителей  и лидеров.

     «Не вожак, а погоняла». Это – главное отличие руководителя (администратора) от лидера. Администратор неплохо умеет командовать, но не способен поощрять. Гневаясь, готов накричать на человека, а то и оскорбить его.

     «Вверх  – почтение, вниз – презрение». Небезызвестное высказывание: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак» принадлежит ему, поклоннику номенклатуры. Он чуток к настроениям, тех, от кого зависит, и потому настроение собственного коллектива его заинтересует лишь после приказа «сверху».

     «Интриган-манипулятор». Это качество нередко делает его неуязвимым. Интриган учитывает нюансы отношений и умеет их использовать. Не подавая вид, запоминает чужие промахи, чтобы в нужный момент сыграть на этом.

     «Лидер-организатор». Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Причём берёт на себя ту часть работы, которую остальные, ленясь, выполнить отказываются.

     «Лидер-творец». Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечёт людей.

     «Лидер-боец». Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет на встречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам.

     «Лидер-дипломат». Он превосходно опирается на знание ситуации, в том числе и её скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять.

     «Лидер-утешитель». Он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

     «Авторитарный». Наилучший с точки зрения администратора, так как ценит единоначалие. Исключает какую-любую инициативу и самостоятельность подчиненных.

     «Авральный». Дезорганизует работу, ведёт к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

     «Деловой». Предлагает работу только по рассчитанным, упорядоченным и оптимальным схемам. Не содержит неожиданных сюрпризов поддаётся прогнозу.

     «Демократический». Помогает каждому в полной мере раскрыть свои способности.

     «Либеральный». Годится для сплоченного коллектива единомышленников, каждый из которых знает «свой манёвр».

     «Компромиссный». Уступая людям с различными интересами, добивается своих целей.

3.4.Психологическая структура группы.

     Всё же одной из важнейших целей для  менеджера является работа в группе, либо управление этой группой.

     Когда человека назначают руководителем, он не всегда задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Настроение каждого в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает. А руководителю ещё сложнее, так как он один противопоставлен всей группе. Коллектив всегда отдаёт предпочтение совместному действию. Отсюда стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к «выскочкам», желание «поставить их на место».

     Это очень вредно для развития в группе творческого и интеллектуального  начал. Поэтому так важно знать все нити взаимодействий, скрытых среди людей.

     А вообще, что же такое «группа»? Это  тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. У этой общности есть ряд существенных признаков:

  • внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;
  • групповые ценности, на основе которых формируется общественное мнение;
  • принцип обособления от других групп;
  • воздействие на поведение членов группы;
  • общие цели и задачи;
  • стремление к устойчивости;
  • закрепление традиций, символики.

Информация о работе Менеджмент и психология