Менеджмент и маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Этика и этикет менеджера.
Понятие и форма выражения.
Культура управленческого труда как фактор повышения эффективности управления.

Работа содержит 1 файл

Вариант 15.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

       Появление профессиональной этики  во времени предшествовало созданию  научных этических учений, теорий  о ней. Повседневный опыт, необходимость  в регулировании взаимоотношений  людей той или иной профессии  приводили к осознанию и оформлению  определенных требований профессиональной  этики.

       Профессиональная этика зародилась  в рамках конкретных видов  деятельности, выступив в качестве  нормативного начала в поведении  специалистов. На основе тех вариантов  личностных

проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными  для данной деятельности,. профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.                                       

      Профессиональная этика, возникнув  как проявление повседневного  морального сознания, зародилась  в рамках конкретных видов  деятельности, затем уже развивалась  на основе обобщенной практики  поведения представителей каждой  профессиональной группы, выступив  в качестве нормативного начала  в поведении специалистов. Эти  обобщения содержались как в  писаных, так и неписаных правилах  поведения.

         Большую роль в становлении  и усвоении новой профессиональной  этики играет общественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается  взаимосвязь профессиональной этики  и общественного сознания. Различные  виды профессиональной этики  имеют свои традиции, что свидетельствует  о преемственности основных этических  норм, выработанных представителями  той или иной профессии на  протяжении столетий.

  2.1 Возникновение  и развитие торговый и промышленной этики в России 

         В Древней Руси в предпринимательской  деятельности принимали участие  все слои общества. Оплотом развития  предпринимательства становились  города, вокруг которых возникали  торговые и промысловые поселения.  Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».

        Успешный рост предпринимательской  деятельности в Древней Руси  подтверждался широким развитием  кредитных отношений. Как отмечал  историк Д.И. Иловайский, предпринимательство  было связано с исторически  сложившимся характером российского  народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному  преследованию своей цели, к жесткому  или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

        Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П. Безобразов выделяет особо:

        * чувство меры, которое уравновешивает  все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других  чувств и страстей, соразмеряет  важность различных целей и  силу наличных способов их  достижения;

        * практический расчет – умение  сосредоточиться на ближайших  и важнейших целях жизни и  пожертвовать в момент действия  всеми более отдаленными, менее  необходимыми и менее достижимыми,  хотя бы и самыми возвышенными  целями;

        * самообладание среди разнородных  и противоположных потребностей  жизни и стремления к их  удовлетворению;

        * трезвость характера, не позволяющая  увлекаться никакими чувствами  и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;

        * сила воли, непрерывно поддерживающая  бодрость духа, не позволяющая  предаваться излишнему самообольщению  при успехе и излишнему унынию  при неудаче, всегда дающая  рассудку господство над порывами  чувств.

        Именно эти черты стали фундаментом  для развития русского предпринимательства  и определяли его успех более  тысячи лет. 
 
 

 КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО  ТРУДА  Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности. Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела, благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе. Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией. Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:а) юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; б) моральные нормы - нормы, которые регулируют поведение руководителя в такой важной области, как нравственность и мораль; в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые и используемые в любой организации; г) экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации. Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. Культуру управленческого труда принято подразделять на: 1. Личную культуру руководителя, включающую в себя: уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным; 2. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям: а) работа с документами. Как правило, руководители перегружены работой с документами и из-за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 % директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить. Так руководители предприятий, документооборот которых составляет 20 – 30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия), подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно – распорядительных документов, не считая договоров, отчётов, графиков, проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом, 20 – 25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов. б) работа с кадрами и решение социально - экономических вопросов. в) решение коммерческих вопросов; г) совещания, переговоры; д) непроизводительные затраты времени, не уточненное время. Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время; 3. культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось "под рукой", и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;  

4. культуру проведения  массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения  различного рода совещаний, переговоров  и бесед, на которые тратится  значительное количество рабочего  времени. Так, например, у белорусских  руководителей верхнего, среднего  уровней управления эти потери  составляют 25 – 43 % и 30 – 45 % соответственно. Поэтому, для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.; 5. культуру приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам. 6 . культуру в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Так, например, в авиакомпании Continental Airlines любой сотрудник может оставить сообщение (голосовое или письменное) генеральному директору, который обязан ответить на него в течение нескольких дней;7. культуру речи. Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя. 8. Организационную культуру, к числу процедур которой можно отнести: а) подбор и расстановку кадров: - прежде всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника (в сфере гостеприимства, например: уборка номеров за единицу времени; минимальное, максимальное или среднее количество производимых продуктов), а также место работника и должностное ограничение в структуре организации (например, всё в той же сфере гостеприимства: ограничения на принятие чека, превышающего определённую сумму без согласования с высшим руководством и т. д.); - продолжением процесса подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.); - далее следует процесс отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д. На сегодняшний день собеседование является особо важным и распространённым элементом отбора, так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно себя проявить. В свою очередь, опытные интервьюирующие, зная как себя вести и какие вопросы задать, отбирают именно тех кандидатов, которые наиболее соответствуют их требованиям; - последним этапом является процесс введения или адаптации нового работника. Стоит заметить, что разные организации используют разные методы адаптации работников к новым условиям. Например, компания «Вальдорф Отель» применяет видеоматериал, который знакомит сотрудников компании с новыми работниками, а последних – с работой организации. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг. Особенно это касается сферы гостеприимства, где текучесть кадров распространена сильнее по сравнению с другими видами бизнеса (в гостиничном бизнесе 45 % работников покидают новую работу через 3 месяца после поступления на неё, а 15 % после первого месяца). Этот процесс, который часто называют кризисом введения, дорого обходится компаниям и имеет негативное воздействие на мотивацию персонала и соответственно на удовлетворение потребностей клиентов; б) работу с кадрами, разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы, постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес в структуре рабочего времени руководителя. Как правило, для наиболее полной характеристики организационной работы руководителя с кадрами, принято выделять стили, методы и принципы, используемые им в управлении людьми. Менеджмент – это творчество, основанное на определённых принципах, основная суть которых заключается в следующем: люди лучше реагируют, когда ими руководит один начальник (принцип единоначалия), люди склонны идти за теми, в ком видят средство для удовлетворения своих потребностей (принцип лидерства), чем тщательнее разработана структура поощрений и наказаний, тем эффективнее будет отдача со стороны работников (принцип мотивации), использование новейших данных науки управления (принцип научности), использование отработанной системы материальной и личной ответственности, а также инструкций и положений (принцип ответственности), профессиональный отбор кадров (принцип правильного отбора и расстановки кадров), разумный расход средств (принцип экономичности), получение информации о результатах работы (принцип обратной связи). Стиль работы руководителя представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия на персонал. Именно в стиле руководства находят своё отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и именно стиль оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации. Несомненно, с помощью стиля руководства можно значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными людьми. Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает требованиям конкретной управленческой ситуации. Понятием, близким по смыслу определению “стиль управления”, является “метод управления”, представляющий собой способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Принято выделять 3 группы методов: - экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя;  

- организационно –  распорядительные методы управления. Это методы прямого воздействия,  носящие директивный, обязательный  характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. - социально - психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе. Таким образом, подытоживая всё выше сказанное, мне остаётся добавить следующее: Влияние культуры управленческого труда на трудовые процессы в организации является одним из самых важных моментов, который должен учитываться любым руководителем, как начинающим, так и имеющим опыт. Знание и правильное использование всех элементов культуры труда управленцем, будь то культура проведения совещаний или же организационная культура по подбору персонала, не может не привести к положительным результатам повышения производительности на предприятии, а значит, не может игнорироваться на любом этапе управленческой деятельности. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На современном этапе, искусство управления людьми становится решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и предпринимательский успех. Возникает острая потребность в подготовке квалифицированных специалистов, способных грамотно руководить и создавать благоприятные условия труда, поэтому изучение такой науки, как управление, является ключом к успеху деятельности руководителей любого типа предприятия. Умение правильно организовать рабочие процессы в организации, создать благоприятный климат в коллективе, заинтересовать работников в выполнении их обязанностей наиболее эффективно и др. – все эти понятия составляют и характеризуют сущность культуры управленческого труда. Без сомнения, культура управленческого труда - есть понятие многогранное, характеризующееся множеством показателей и определений. Рассмотренные мною характеристики в данной работе затронули лишь “верхушку айсберга”. Однако, уделив внимание таким элементам управленческой культуры как, нормы, лежащие в её основе, деление её на личную и организационную и по - детальная характеристика каждого подразделения с описанием сущности его элементов, я считаю, что цель раскрыть сущность и содержание данного понятия, была мною достигнута. ЛИТЕРАТУРА. Липсиц И. В. Секреты умелого руководителя, - М.: Экономика, 1991. Эффективность и культура современного маркетингового управления: Учеб. пособие / А. И. Кулик, И. И. Кулик, Л. П. Гуляко и др.; Под редакцией И. И. Елисеевой. Мн.: БелИПК, 1999. 3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие.- М.: ООО «Новое издание», 1999. 
 

    Задание 2. Подчеркните правильные варианты ответов.

    2.1. Что поступает  в организацию  из внешней среды?

    а) цели;

    б) информация;

    в) ресурсы;

    г) отчетные данные.

    2.2. Какие функции обеспечивают координацию действий подчиненных руководителю лиц и подразделений?

    а) планирование;

    б) организация;

    в) общее руководство;

    г) мотивация;

    д) контроль.

    2.3. Какие связи существуют  между звеньями  в организационной  структуре управления?

    а) вертикальные;

    б) горизонтальные;

    в) функциональные;

    г) линейные;

    д) смешанные.

    2.4. В какой из школ  менеджмента были  впервые сформулированы  принципы управления?

    а) школа  научного управления;

    б) административная или  классическая школа  управления;

    в) школа  человеческих отношений и школа  поведенческих наук;

    г) школа науки управления или математическая школа управления.

    2.5. Реальное влияние  при управлении  по целям имеют  руководители

    а) среднего уровня;

    б) низшего  уровня;

    в) высшего, среднего и низшего уровня;

    г) высшего уровня.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг