Вариант 15
Задание
1. Ответьте письменно на вопросы:
Этика
и этикет менеджера; понятие и
форма выражения. Культура управленческого
труда как фактор повышения эффективности
управления.
Этика (лthicб от ēthos - обычай, нрав, характер)
- это совокупность принципов и норм поведения,
принятых в данной эпохе и в данной социальной
среде. Основным предметом изучения этики
является мораль.
Мораль – это нормы и правила,
предъявляемые человеку, осуществление
которых носит добровольный характер.
Слово «этика» происходит от
греческого «ethos», слово «мораль» - от
латинского «mos».
Смысл обоих
слов – нрав, обычай. В отличие
от простого обычая или традиции, нравственные
нормы получают
идейное обоснование в виде идеалов
добра и зла, справедливости и
т.п.
В отличие от права, исполнение
требований морали санкционируется
лишь формами духовного воздействия
(например, одобрения или осуждения).
Свойство морали требовать определенного
поведения называется императивностью.
Наряду с общечеловеческими элементами
мораль включает исторически
преходящие нормы, принципы, идеалы.
«Отцом»
античной этики является Сократ. Он
абсолютизирует мораль, считая ее основой
достойной жизни и культуры. Только
моральный человек может быть
счастлив.
Сократ различает счастье и
наслаждение, ставит проблему
свободы воли, определяет главные
добродетели, подчеркивает значимость
нравственного самосовершенствования
личности.
Первой попыткой систематизации
этических идей, осуществленной
на объективно-идеалистической основе,
было сделано Платоном (V – IV вв.
до н.э.)
Систематическое изложение этики
как теоретической науки впервые
осуществил ученик Платона Аристотель.
Наука, которая изучает этические
добродетели и исследует, какой
характер и какой образ действий человека
является наилучшим, была названа Аристотелем
этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый
специальный этический труд «Никомахова
этика». Он впервые
построил
глубокую теорию морали. В понимании
Аристотеля этика – это особая
практическая наука о нравственности
(добродетели), цель которой – научить
человека, как стать добродетельным
(и счастливым). Этика должна помочь
человеку осознать главные цели своей
жизнедеятельности и решить вопрос
о возможности воспитания в государстве
добродетельных граждан.
Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения
личности и общества, Аристотель стремится
найти пути их гармонического взаимодействия
в разумном индивидом стихии эгоистических
потребностей, ориентации его на общественное
благо – с одной стороны, и в содействии
государства процветанию своих граждан
– с другой. Социальная гармония не должна
подавлять личных интересов. Нравственность
человека, опирающаяся на разум и волю,
приводит
его цели,
желания, потребности в соответствие
с интересами государства.
Основными категориями этического
сознания являются добро и
зло. Эти ключевые для нравственного
сознания понятия выражают меру
полноты, с которой общественные
отношения входят в содержание
жизнедеятельности каждого из
индивидов. Они характеризуют
положительные и отрицательные
нравственные ценности.
Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина,
«добро есть то, что оценивается положительно,
рассматривается как важное и значимое
для жизни человека и общества. добро есть
то, что позволяет человеку и обществу
жить, развиваться, благоденствовать,
достигать гармонии и совершенства».
Добро только тогда добро, когда
оно имеет в виду благо человеческого
рода как такового, то есть
добрый поступок и помысел
далеки от прямой личной выгоды
и раздвигают границы всякого
партикулярного интереса.
В противоположность добру зло
– это то, что разрушает жизнь
и благополучие человека.
Зло - всегда
уничтожение, подавление, унижение. Зло
деструктивно, оно ведет к распаду,
к отчуждению людей друг от друга
и от животворящих истоков бытия,
к гибели.
В этом мире нас все подталкивает
к злу, а к добру ничто
не побуждает, кроме самой свободы.
Свобода – способность человека
действовать в соответствии со
своими интересами и целями, осуществлять
выбор. Люди не вольны в выборе
объективных условий своей деятельности,
однако они обладают конкретной
и относительной свободой, когда
сохраняют возможность в выборе
санкционируемых нормами и ценностями
данного общества целей и средств
их достижения.
Этика зарождается в обществе
как результат осознания роли
и сущности моральных отношений
и в развитом состоянии представляет
собой науку о морали, содержащую
две составляющих: теоретические
исследования (теоретическая этика)
и нормативные разработки (нормативная
этика).
Теоретическая этика исследует
происхождение и сущность морали,
ее роль и место в обществе,
функции, механизм действия, ее
основные компоненты (прежде всего
моральное сознание и моральное
поведение), характер связи между
ними, структуру моральных отношений
и значение их для системы
общественных отношений в целом.
Кроме того, теоретическая этика
выявляет содержание ценностных
оснований морали (благо, добро,
зло, смысл жизни, счастье),
разрабатывает
шкалу моральности (идеал – добродетель
– порок) и определяет ее критерии.
В контакте с психологией и
социологией она исследует реальный
уровень моральности общества (нравственность)
и влияющие на него факторы.
Нормативная этика концентрирует
свой интерес на исследовании
стихийно
складывающихся
представлений морального сознания,
которые отражают побуждения, входящие
в моральную установку человека,
уточняя, систематизируя, конкретизируя
их, трансформируя в определенные
рекомендации, нормативная этика
разрабатывает пути совершенствования
моральной практики общества. Нормативная
этика занимается вопросом о том,
как должен поступать человек.
В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «она
предполагает полное знание других наук
и есть последняя степень к высшей мудрости».
Представление об этике как
учении о морали, путях достижения общего
блага и личного счастья сложилось в ХIХ
в. Иммануил Кант уточнил смысл понятия
«этика».
Изучать этику нужно не как
законченную замкнутую систему,
свод рекомендаций на все случаи
жизни, а в многообразии теоретических
позиций.
Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести
из сущего, из реальности, из фактов. Она
имеет априорное происхождение. И. Кант
показал достижения этической науки, ее
внутренние альтернативы в историческом
развитии.
В принципиальном плане он
сказал почти все о морали,
понимаемой и как свойство
единичного индивида, и как составная
часть идеологии классово-антагонистического
общества.
В дальнейшем Гегель положил
начало историческому пониманию
нравственности. Он ввел в этическую
теорию реальные проблемы семейной,
государственной и гражданской
жизни, наполнил ее богатым
социальным содержанием.
Моральная философия Канта и
Гегеля не смогла приблизиться
к действительности.
Л. Фейербах вернул этике материалистическую
форму. Материализм Фейербаха
свободен от предвзятости, философских
предрассудков, от механистической*,
а отчасти и метафизической
ограниченности и ориентирует
на изучение живого индивида,
взятого в его естественных
и общественных связях. Фейербах
пошел дальше других философов,
хотя последнего решительного
шага он
тоже сделать не смог.
Этика должна помочь человеку
осознать главные цели своей
жизнедеятельности и решить вопрос
о возможности воспитания в
государстве добродетельных граждан.
Этика описывает реальные отношения
между людьми, стремится создать
определенный идеал этих отношений,
анализирует сущее, намечает очертания
должного Долг – это нравственные
обязанности человека, выполняемые
из побуждений совести. Марк
Туллий Цицерон отмечал: «Моя
спокойная совесть важнее мне,
чем все пересуды».
Человеку от природы свойственны
проявления эгоизма и альтруизма. Этика
ставит перед собой задачу объяснить,
почему альтруизм предпочтительнее эгоизма.
Задача рационального обоснования
моральных ценностей очень сложна.
Самые высоконравственные поступки
часто необъяснимы с точки
зрения здравого смысла, противоречат
практической пользе.
Опыт часто показывает расхождение
нравственного совершенства и
житейского благополучия, так как
моральные ценности связаны не
только с рассудком человека,
но и с его чувствами, убеждениями,
нравственной верой. Именно поэтому
нет такой этической проблемы,
которую можно было бы решить
раз и навсегда.
Роль этики как науки в настоящий,
переживаемый современным российским
обществом период, велика: она должна
проанализировать нравственное
состояние общества, указать причины,
вызвавшие это состояние, предложить
решения, которые помогли бы
обновить моральные ориентиры
общества.
Понятие о профессиональной этике
Профессиональная этика – это
совокупность определенных обязанностей
и норм поведения, поддерживающих
моральный престиж профессиональных
групп в обществе. В задачи
профессиональной этики входит
выявление нравственных норм
и оценок, суждений и понятий,
характеризующих людей в роли
представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает
нормы, стандарты, требования, характерные
для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна
также объяснить мораль и учить
морали, прививать моральные принципы
и представления о долге и
чести, морально воспитывать работников.
Этика призвана воспитывать, помогать
людям правильно вести себя
с людьми, общаться в производственном
коллективе и т.п. Профессиональная
этика учит следовать эталонам
нравственности, принятым за норму
поведения людей в определенной
деятельности. На эти эталоны
работник должен ориентироваться.
Равняясь на этот эталон, работник
сервиса должен
воспитывать
в себе соответствующее личностное
качество.
Профессиональная этика призвана
регулировать человеческие отношения
в сфере производства. Каждая
профессия имеет свою специфику
принятой в ней и действующей
системы ценностей. Причем один
и тот же поступок может
рассматриваться как моральный,
внеморальный и даже аморальный в зависимости
от того, как в нем выражается отношение
к действующей системе ценностей.
Основа профессиональной этики
в сфере сервиса – нетерпимость
к пренебрежению общественными
интересами, высокое сознание общественного
долга.
Возникновение первых профессионально-этических
кодексов относится к периоду
ремесленного разделения труда
в условиях становления средневековых
цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые
констатируют наличие в цеховых уставах
ряда нравственных требований по отношению
к профессии, характеру труда, соучастникам
по труду. Однако ряд профессий, имеющих
жизненно важное значение для всех членов
общества, возникли в глубокой древности,
и
поэтому,
такие профессионально-этические
кодексы, как «Клятва Гиппократа»,
нравственные установления жрецов, исполнявших
судебные функции, известны гораздо
раньше.