Менеджмент и маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 10:31, контрольная работа

Описание работы

Этика и этикет менеджера.
Понятие и форма выражения.
Культура управленческого труда как фактор повышения эффективности управления.

Работа содержит 1 файл

Вариант 15.docx

— 45.40 Кб (Скачать)

Вариант 15

    Задание 1. Ответьте письменно на вопросы:

    Этика и этикет менеджера; понятие и  форма выражения. Культура управленческого  труда как фактор повышения эффективности  управления.

         Этика (лthicб от ēthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

         Мораль – это нормы и правила,  предъявляемые человеку, осуществление  которых носит добровольный характер.

         Слово «этика» происходит от  греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos».

Смысл обоих  слов – нрав, обычай. В отличие  от простого обычая или традиции, нравственные

нормы получают идейное обоснование в виде идеалов  добра и зла, справедливости и  т.п.

        В отличие от права, исполнение  требований морали санкционируется  лишь формами духовного воздействия  (например, одобрения или осуждения). Свойство морали требовать определенного  поведения называется императивностью.

        Наряду с общечеловеческими элементами  мораль включает исторически  преходящие нормы, принципы, идеалы. 

«Отцом» античной этики является Сократ. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой  достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив.

         Сократ различает счастье и  наслаждение, ставит проблему  свободы воли, определяет главные  добродетели, подчеркивает значимость  нравственного самосовершенствования  личности.

        Первой попыткой систематизации  этических идей, осуществленной  на объективно-идеалистической основе, было сделано Платоном (V – IV вв. до н.э.)

        Систематическое изложение этики  как теоретической науки впервые  осуществил ученик Платона Аристотель. Наука, которая изучает этические  добродетели и исследует, какой  характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. До н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые

построил  глубокую теорию морали. В понимании  Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить  человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей  жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве  добродетельных граждан.

        Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит

его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства.

        Основными категориями этического  сознания являются добро и  зло. Эти ключевые для нравственного  сознания понятия выражают меру  полноты, с которой общественные  отношения входят в содержание  жизнедеятельности каждого из  индивидов. Они характеризуют  положительные и отрицательные  нравственные ценности.

        Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, «добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства».

        Добро только тогда добро, когда  оно имеет в виду благо человеческого  рода как такового, то есть  добрый поступок и помысел  далеки от прямой личной выгоды  и раздвигают границы всякого  партикулярного интереса.

       В противоположность добру зло  – это то, что разрушает жизнь  и благополучие человека.

Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло  деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга  и от животворящих истоков бытия, к гибели.

       В этом мире нас все подталкивает  к злу, а к добру ничто  не побуждает, кроме самой свободы.

       Свобода – способность человека  действовать в соответствии со  своими интересами и целями, осуществлять  выбор. Люди не вольны в выборе  объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной  и относительной свободой, когда  сохраняют возможность в выборе  санкционируемых нормами и ценностями  данного общества целей и средств  их достижения.

       Этика зарождается в обществе  как результат осознания роли  и сущности моральных отношений  и в развитом состоянии представляет  собой науку о морали, содержащую  две составляющих: теоретические  исследования (теоретическая этика)  и нормативные разработки (нормативная  этика).

       Теоретическая этика исследует  происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее  основные компоненты (прежде всего  моральное сознание и моральное  поведение), характер связи между  ними, структуру моральных отношений  и значение их для системы  общественных отношений в целом.  Кроме того, теоретическая этика  выявляет содержание ценностных  оснований морали (благо, добро,  зло, смысл жизни, счастье),

разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель  – порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и  социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.

       Нормативная этика концентрирует  свой интерес на исследовании  стихийно

складывающихся  представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя  их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика  разрабатывает пути совершенствования  моральной практики общества. Нормативная  этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

        В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «она предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости».

       Представление об этике как  учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. Иммануил Кант уточнил смысл понятия «этика».

       Изучать этику нужно не как  законченную замкнутую систему,  свод рекомендаций на все случаи  жизни, а в многообразии теоретических  позиций.

       Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести из сущего, из реальности, из фактов. Она имеет априорное происхождение. И. Кант показал достижения этической науки, ее внутренние альтернативы в историческом развитии.

        В принципиальном плане он  сказал почти все о морали, понимаемой и как свойство  единичного индивида, и как составная  часть идеологии классово-антагонистического  общества.

       В дальнейшем Гегель положил  начало историческому пониманию  нравственности. Он ввел в этическую  теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской  жизни, наполнил ее богатым  социальным содержанием.

       Моральная философия Канта и  Гегеля не смогла приблизиться  к действительности.

       Л. Фейербах вернул этике материалистическую  форму. Материализм Фейербаха  свободен от предвзятости, философских  предрассудков, от механистической*, а отчасти и метафизической  ограниченности и ориентирует  на изучение живого индивида, взятого в его естественных  и общественных связях. Фейербах  пошел дальше других философов,  хотя последнего решительного

шага он тоже сделать не смог.

       Этика должна помочь человеку  осознать главные цели своей  жизнедеятельности и решить вопрос  о возможности воспитания в  государстве добродетельных граждан.

       Этика описывает реальные отношения  между людьми, стремится создать  определенный идеал этих отношений,  анализирует сущее, намечает очертания  должного Долг – это нравственные  обязанности человека, выполняемые  из побуждений совести. Марк  Туллий Цицерон отмечал: «Моя  спокойная совесть важнее мне,  чем все пересуды».

       Человеку от природы свойственны  проявления эгоизма и альтруизма. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма.

       Задача рационального обоснования  моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки  часто необъяснимы с точки  зрения здравого смысла, противоречат  практической пользе.

        Опыт часто показывает расхождение  нравственного совершенства и  житейского благополучия, так как  моральные ценности связаны не  только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями,  нравственной верой. Именно поэтому  нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить  раз и навсегда.

       Роль этики как науки в настоящий,  переживаемый современным российским  обществом период, велика: она должна  проанализировать нравственное  состояние общества, указать причины,  вызвавшие это состояние, предложить  решения, которые помогли бы  обновить моральные ориентиры  общества. 

                     Понятие о профессиональной этике

       Профессиональная этика – это  совокупность определенных обязанностей  и норм поведения, поддерживающих  моральный престиж профессиональных  групп в обществе. В задачи  профессиональной этики входит  выявление нравственных норм  и оценок, суждений и понятий,  характеризующих людей в роли  представителей определенной профессии.

       Профессиональная этика вырабатывает  нормы, стандарты, требования, характерные  для определенных видов деятельности.

        Профессиональная этика должна  также объяснить мораль и учить  морали, прививать моральные принципы  и представления о долге и  чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать  людям правильно вести себя  с людьми, общаться в производственном  коллективе и т.п. Профессиональная  этика учит следовать эталонам  нравственности, принятым за норму  поведения людей в определенной  деятельности. На эти эталоны  работник должен ориентироваться.  Равняясь на этот эталон, работник  сервиса должен

воспитывать в себе соответствующее личностное качество.

       Профессиональная этика призвана  регулировать человеческие отношения  в сфере производства. Каждая  профессия имеет свою специфику  принятой в ней и действующей  системы ценностей. Причем один  и тот же поступок может  рассматриваться как моральный,  внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.

        Основа профессиональной этики  в сфере сервиса – нетерпимость  к пренебрежению общественными  интересами, высокое сознание общественного  долга.

        Возникновение первых профессионально-этических  кодексов относится к периоду  ремесленного разделения труда  в условиях становления средневековых  цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и

поэтому, такие профессионально-этические  кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших  судебные функции, известны гораздо  раньше.

Информация о работе Менеджмент и маркетинг