Менеджер в системе управления, его имидж и стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Успех и эффективность организации напрямую зависит от менеджера, который будет направлять работу других и нести персональную ответственность за ее результаты. Но значительная часть людей, начинающих заниматься профессиональной управленческой деятельностью, не обладают необходимой степенью грамотности в сфере управления. Поэтому, в настоящее время особое внимание уделяется вопросам эффективного взаимодействия руководителя и подчиненного. В данной работе будут рассматриваться различные стили руководства, той области менеджмента, которая имеет огромное значение в управлении. Ведь от выбранного стиля руководства будут зависеть мотивация работников, их отношение к труду, уровень и качество производительности, дисциплина, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Содержание

Введение __________________________________________________________ 3

Глава 1. Менеджер и эффективное руководство _________________________ 6

Глава 2. Факторы формирования стилей ________________________________ 9

Глава 3. Стили руководства и их особенности __________________________ 11
3.1. Авторитарный (директивный) стиль руководства _______________ 13
3.2. Демократический (коллегиальный) стиль руководства __________ 15
3.3. Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль ________ 17

Глава 4. Достоинства и недостатки стилей руководства, и их эффективность_20
4.1. Демократический стиль управления _________________________ 23
4.2. Либеральный стиля управления _____________________________ 24
4.3. Авторитарный стиль управления ____________________________ 26

Приложение ______________________________________________________ 28
Заключение ______________________________________________________ 30
Список используемой литературы _____

Работа содержит 1 файл

Основы мен-та.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
 

 

     Глава 4. Достоинства и недостатки стилей руководства и их эффективность

 

     Стиль руководства – это важнейший фактор в управлении предприятием, правильно определенный стиль позволит наиболее успешно использовать потенциал сотрудников организации. Поэтому, рассмотрев особенности авторитарного, демократического и либерального стилей, следует перейти к их достоинствам и недостаткам.

     Необходимо  отметить сразу, что не существует «плохих» и «хороших» стилей руководства, так как все зависит от ситуации, вида деятельности, сработанности, личных особенностей членов коллектива и многого другого. Например, авторитарный стиль вполне уместен при наличии двух условий, если подчиненные добровольно согласен на директивные методы руководства, и, если того требует производственная ситуация.

     Преимущества  авторитарного стиля  состоят из:

     - успешности при повседневных, обычных работах, которые не требуют творческого подхода и новизны, а основные силы направлены на количество производимой продукции;

     - обеспечения четкости управления, которое позволяет быстрее принимать производственные решения минимизировать затраты;

     - обеспечения в малых организациях быстрой реакции на изменения условий внешней среды;

     Недостатки  авторитарного стиля выражаются в подавлении инициативы и творческого потенциала подчиненных, слабой мотивации, отсутствии действенных стимулов труда. Также, у подчиненных наблюдается высокая степень зависимости от постоянной воли руководителя, работник при авторитарном стиле выполняет лишь то, что скажет начальник, хотя в действительности, мог бы сделать больше и, возможно, качественнее. Их работа носит рутинный характер. Исполнители не могут быть в полной мере удовлетворены своим трудом, так как их мнение, опыт игнорируются. Цена ошибок при таком стиле руководства очень велика, так как несет в себе не только экономические потери, но и наносит психологичекую травму во взаимоотношения подчиненных и руководителя. Адаптация подчиненных к резким преобразованиям в организации значительно снижается. Общение в таком коллективе беднеет, творческий рост исключается уже только потому, что в последствии перспективный сотрудник может составить конкуренцию руководителю.

     «На первое место из всех отрицательных  качеств руководителей данного  типа большинство опрошенных ставит грубость. С полной определенностью можно сказать, что ничто так не отталкивает людей, как грубость. В.И. Лебедев (1990) отмечает, что грубость и хамство имеют свои корни и причины. Первая из них – подражание руководителя коллектива руководителю более высокого уровня и порой неосознанное копирование его стиля управления. А так как грубость – одна из черт административно-командной системы, то она не будет изжита до тех пор, пока такая система будет существовать.

     Вторая  причина состоит в том, что  некоторым руководителям легче  командовать, приказывать, кричать, чем по-настоящему организовывать производственный процесс.

     К третьей причине относится недооценка мнения подчиненных. Руководитель считает, что нет смысла советоваться, считаться  с ними, так как их знания не соответствуют  уровню его компетенции.

     Четвертая причина заключается в ошибочном  мнении, что подчиненные должны бояться  руководителя.

     Пятая причина. Грубость, чванливость, самодурство  начальника могут быть средством  психологической защиты, ибо нормальные человеческие отношения неизбежно выявят его некомпетентность, несостоятельность. По этому поводу американский психолог Т. Шибутани писал, что «…те, кто очень самодоволен и властен, лишь компенсируют укоренившееся чувство неполноценности…». Вот почему такие руководители «чувствительны к неуважению и невниманию, проявляют большой интерес к символам статуса власти, внешним признакам успеха и постоянно озабочены тем, какое впечатление они произведут на окружающих». Отсюда их болезненная нетерпимость к критике.

     К шестой причине можно отнести нахождение на должности руководителя человека с психопатическими чертами характера: подозрительностью, властолюбием, преувеличенным самомнением, самоуверенностью и так далее.

     Седьмая – неправильное отношение вышестоящих  органов управления к таким руководителям: «Да, грубоват, жестковат, но план дает… Хозяин!».»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.1. Демократический стиль управления.

     Как показывают различные исследования, имеет больше преимуществ, нежели авторитарный, практически во всех случаях коллектив организации наиболее удовлетворен демократическим стилем руководства, то есть таким, при котором руководитель ориентирован в своей деятельности на подчиненных: принимает решения с учетом их мнения, предоставляет им инициативу в процессе работы. Также демократический стиль обладает следующим рядом преимуществ:

     - позволяет решать нестандартные задачи, которые требуют творческого подхода;

     - идеи, выдвинутые подчиненными, ложатся в основу решений руководителя и, таким образом, сотрудники остаются удовлетворенными, а ответственность руководителя подкрепляется их моральной поддержкой;

     - в коллективе организации создается благоприятный психологический климат, что позволяет эффективнее использовать психологические механизмы мотивации подчиненных;

     - руководитель освобожден от принятия малозначащих, не принципиальных вопросов деятельности организации;

     - заботливое отношение со стороны руководителя, позволяет сочетать требовательность с готовностью прийти на помощь подчиненным;

     - цели и задачи деятельности организации доступны и понятны подчиненным.

     Однако  демократический стиль руководства  не следует применять, если коллектив не устоявшийся, работники не обладают достаточной квалификацией и активностью, а производство основано не на экстремальных условиях. Также данные стили требует много времени на разработку и согласования управленческого решения, таит в себе опасность ослабления контроля, иногда даже приводит к безответственности.

 

      4.2. Либеральный стиля управления.

       Примениние его, имеет все большее распространение из-за растущих масштабов научно-технической деятельности, где участвуют высококвалифицированные специалисты. Именно они не хотят находиться под давлением руководителя, быть у кого-либо в подчинении.

     Как и любой другой стиль руководства, либеральный стиль имеет также ряд следующих преимуществ:

      - подчиненным предоставляется значительная свобода действий, инициатива подчиненных не подавляется, они избавлены от постоянного контроля;

      - подчиненные чаще всего имеют достаточно широкую осведомленность о положении дел в коллективе, а также о перспективах его развития;

      - работа в подобном коллективе приносит удовлетворение сотрудникам и формирует благоприятный психологический климат;

      - руководитель максимально разгружен, подчиненным передается ответственность за действия;

      - высокая трудовая мотивация сотрудников;

      - подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития. 

     «Тактика  минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.

     Самое опасное испытание  для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей»[9,c.378]. И таким образом, при отсутствии регламентированной децентрализации властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.

     Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.

     Очевидно, что ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В каждом конкретном случае между либеральным, авторитарным, демократическим стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.

     «Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости  от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4.3. Авторитарный стиль управления.

     Наиболее  устойчивые признаки по фактору «авторитарность – либеральность» :

      - централизация власти – децентрализация, делегирование;

      - склонность к единоличному принятию решений – коллегиальному;

      - оперативность в решении вопросов – не оперативность;

      - контроль – слабый контроль;

      - использование организационно-административных методов – морально-психологический;

      - стремление обеспечить исполнительскую дисциплину и персональную ответственность – установка на сознательность и самостоятельность сотрудников;

      - ориентация на вышестоящее руководство – на коллектив;

      - решение вопросов в соответствии с должностной субординацией – в соответствии с неформальной структурой;

      - активность кадровой политики – пассивность;

      - повышенная конфликтность – стремление ухода от конфликтов;

      - преобладание негативных мотиваций в руководстве людьми – позитивной мотивации, отсутствие принуждения и давления;

      - стремление сконцентрировать всю информацию – склонность передавать информацию вниз;

      - большая коммуникабельность сверху – снизу;

      - стремление к единой линии поведения – склонность к разногласиям и борьбе мнений

     На  формирование стиля оказывает влияние  характер работы: у руководителей  научно исследовательского института  авторитарный стиль встречается  реже, чем в группе руководителей  производства и строительства. Стиль не зависит от иерархического уровня управления и от профессиональных знаний. Эффективными могут быть как либеральные, так и авторитарные (чаще) стили руководства. У руководителей низшего звена эффективность положительно связана с авторитарностью и отрицательно – с либеральным стилем».

     «По мнению Френка Фидлера, особенности  управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как  правило, не может, нужно, исходя из стоящей  задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить».[10,c.23]

     По  мнению автора данной работы, самым  оптимальным все же можно признать демократический стиль руководства, так как он позволяет избежать серьезных ошибок при принятии решении  и учитывает знания и опыт подчиненных. При данном стиле легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Этот стиль предполагает определенную гибкость, позволяющую использовать высокие технологии и инновации. Но все же, руководство – это искусство, поэтому, ни один исследователь не сможет разработать теорию эффективного стиля руководства, который будет идеален для всех ситуаций, для всех коллективов и их руководителей. Само по себе руководство утратило бы свою привлекательность, если таковой стиль был бы выработан, превратив процесс руководства в использование стандартных приемов. Руководство стало бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый руководитель должен знать и уметь использовать в соответствии с ситуацией все три стиля.

 
 

 

     Приложение

Информация о работе Менеджер в системе управления, его имидж и стили руководства