Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:07, курсовая работа
Конечной целью деятельности любого менеджера является достижение требуемого результата (качества) всех производственных процессов, которые выполняются в возглавляемом им структурном подразделении. Управление людьми – работниками компании не является целью его деятельности, и представляет собой только способ и средство, позволяющие менеджеру добиться нужных результатов.
По мнению специалистов, у данной профессии есть ряд особенностей:
– менеджер – это руководитель и у него всегда имеются подчиненные;
– менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником;
– менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией;
– менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Менеджер и организация………………………………………………….5
1.1. Принципы управления…………………………………………………..5
1.2. Роль менеджера в организации и уровни управления………………...7
Глава 2. Деятельность менеджера…………………………………………………12
2.1. Трудовая деятельность менеджера, содержание и особенности…….12
2.2. Качества, необходимые современному менеджеру…………………..17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Менеджер и организация……………………………………………
1.1. Принципы управления………………………………………………….
1.2. Роль менеджера в организации и уровни управления………………...7
Глава 2. Деятельность менеджера…………………………………………………12
2.1.
Трудовая деятельность
2.2. Качества, необходимые современному менеджеру…………………..17
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Ни одна компания не может существовать без менеджеров – ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные менеджеры. Поэтому можно сказать, что сегодня менеджер – одна из основных и наиболее востребованных профессий.
Английское
слово «management», употребляемое в русском
языке без перевода происходит от латинского
слова «манус» – «рука». Первоначально
это слово использовалось в области управления
животными и обозначало искусство управления
ими. Позднее оно было распространено
на сферу человеческой деятельности и
стало применяться для обозначения процессов
управления людьми и организациями. Современное
понимание этого термина, которое приведено
в Оксфордском словаре, определяет менеджмент
как:
1) вид деятельности, процесс управления
людьми в разнообразных организациях;
2) область человеческого знания, особое искусство, навык управления;
3) определенную
категорию людей,
Итак, менеджмент – это в первую очередь управление. А управление, по определению Питера Друкера, это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Поэтому менеджмент можно определить как совокупность методов, принципов, средств и форм управления организацией с целью повышения эффективности ее работы. А менеджера – как работника компании, принявшего на себя ответственность за качественное исполнение порученных ему производственных процессов и с этой целью управляющего подчиненными ему работниками, непосредственно занятыми в этих процессах.
Каждое
структурное подразделение
Следует также учесть, что высокий уровень квалификации и большой объем ответственности работника еще не означают того, что он является менеджером. Если он самостоятельно и единолично выполняет работу, связанную с управлением, то это еще не дает оснований считать его менеджером. Потребность в менеджменте появляется только в том случае, когда объем работы и ее сложность требуют привлечения дополнительных работников, специализирующихся в конкретных вопросах, и возникает необходимость управлять их деятельностью.
Конечной
целью деятельности любого менеджера
является достижение требуемого результата
(качества) всех производственных процессов,
которые выполняются в
По
мнению специалистов, у данной профессии
есть ряд особенностей:
– менеджер – это руководитель и у него
всегда имеются подчиненные;
– менеджер может быть предпринимателем, то есть руководить собственным делом, а может быть наемным работником;
– менеджер может руководить коммерческой либо некоммерческой организацией;
– менеджеры возглавляют государственные, общественные и религиозные организации, и этот список можно продолжить.
При
этом менеджер может возглавлять
предприятие и организацию (менеджеры
высшего звена), а может возглавлять
только часть ее (менеджеры среднего,
низшего звена).
Глава 1. Менеджер и организация
1.1. Принципы
управления
Управление производством на любом уровне – сложный процесс. За пределами фирмы управляющий должен постоянно вести бой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные сроки поставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены с учётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмы у потребителей. Внутри фирмы он должен добиваться роста производительности труда путём улучшения планирования, более эффективной организации и автоматизации производственных процессов. Одновременно он должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентные позиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы не терять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибыли для обеспечения её роста. Важной задачей управления является объединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации и участков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.
Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработки определенных методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методы и рекомендации – не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применение этих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств, условий. Так, например, японский опыт использования кружков качества не нашел широкого применения в условиях американской промышленности из-за различий социальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условий эффективного управления (то есть достижения целей организации с минимальными затратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управления внешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять в промышленности методы управления, принятые в армии и наоборот. Точно также в условиях рыночной экономики не обеспечат запланированных результатов использовавшиеся в СССР директивные методы управления. И наоборот, применение методов менеджмента и маркетинга в экономике СССР представляло бы лишь академический интерес.
Как и во всякой другой сфере интеллектуальной и практической деятельности людей (военное дело, медицина и т. п.), научность управления и искусство управления дополняют друг друга. Эффективность системы управления обеспечивается умением руководителей овладевать искусством творческого применения научных принципов управления в конкретных ситуациях.
Управление, то есть действия, обеспечивающие достижение поставленных целей, следует отличать от так называемого «камлания» и «воздействия» (камлание – ритуальные действия шаманов по вызову дождя, изгнанию духов и т. д.). Под камланием понимается руководящая деятельность, не приводящая к каким либо результатам. Такая деятельность может быть безопасной только в условиях устойчивой экономики. Под «воздействием» понимается руководящая деятельность, приводящая к изменению организационных структур, условий внешней и внутренней среды организаций, но не обеспечивающая достижение поставленных целей. В большинстве случаев такая деятельность создает опасность для жизнедеятельности организации. Таким образом, руководящие действия, не обеспечивающие достижения поставленной цели, не являются управлением.
Три основные функции менеджмента: управление бизнесом по повышению его эффективности, управление менеджерами и управление работниками и работой – обусловлены комплексной природой бизнеса – специфика профессии менеджера заключается в том, чтобы выполнять эти три функции одновременно. В соответствии с основными целями и задачами фирмы функция управления бизнесом является центральной, объединяющей все функции – управлять бизнесом – значит находить оптимальное равновесие между его разнообразными потребностями и целями. Основные функции менеджмента – планирование, организация, мотивация, контроль.
1.2. Роль менеджера в организации и уровни управления
Касаясь содержания работы менеджера, Генри Минцберг находит общие черты управленческой работы, одна из которых – роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». То есть менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей определенных организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание. Так актеры, менеджеры и другие играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя менеджеры в различные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Как указывает Минцберг, роли взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностные и информационные роли, менеджер способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации. Все эти 10 ролей, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера, независимо от характера конкретной организации.
Хотя
все руководители играют определенные
роли и выполняют определенные функции,
это не значит, что большое число
руководителей в крупной
Одна
из форм разделения управленческого
труда носит горизонтальный характер:
расстановка конкретных руководителей
во главе отдельных подразделений.
Управленческая работа должна быть скоординирована,
чтобы организация могла
Обычно
в организации можно
Размер организации – это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях.
Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, менеджеров традиционно делят на три категории. Социолог Талкотт Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.