Автор: a***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа
Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессии менеджера.
2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.
3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.
4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.
5. Проанализировать уровни и роли управления.
Введение
Глава 1. Менеджер как профессия
1.1 Профессия менеджера
1.2 Роль менеджера в организации
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера
2.2 Уровни и роли управления
Глава 3. Особенности подготовки менеджера как специалиста
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации»
Заключение
Список использованной литературы
· Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится большая доля ответственности.
В большой организации может быть такое количество руководителей среднего звена, что может возникнуть необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй - низовым уровнем среднего звена управления.
Трудно сделать обобщение относительно характера руководителя среднего звена, так она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной и той же организации. Руководитель среднего звена часто возглавляет крупное подразделение или отдел в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и правление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженером по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той же фирме проводит основную часть своего времени подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а так же на заседании различных комитетов.
В основном, однако, руководители среднего звена управления являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям.
Руководители
среднего звена, как социальная группа,
испытывали особенно сильное влияние
различных изменений
· Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.
Обычно существует иерархия (пирамида) управления (приложение 1) с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Форма пирамиды используется для того, чтобы показать, что на каждом последующем уровне управления находится меньше людей, чем на предыдущем.[5]
Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень, тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.[9]
Общей чертой управленческой работы является исполнение роли руководителя. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации, и именно это определяет их служебное поведение, заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль.
Американский теоретик в области менеджмента Генри Минцберг определил десять ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители в разной степени. Он подразделяет их на три больших класса: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Именно из них, взятых вместе, складываются объем и содержание работы менеджера, какой бы характер ни носила организация, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с людьми. Они основаны на его полномочиях в организации и способствуют тому, что к менеджеру стекается множественная информация, обладая которой он, с одной стороны, может выступать в информационной роли, а с другой - в роли центра обработки информации. Выполняя межличностные и информационные роли, менеджер оказывается достаточно подготовленным для выполнения роли, связанной с принятием решений, которая способна оказывать прямое влияние на ход производственного процесса и достижение целей организации. [7]
Классификация ролей руководителя, по Г. Минцбергу (табл.1.), дает представление о той работе, которую выполняет менеджер. Эта классификация дополняется еще рядом функций, которые в обязательном порядке выполняет любой руководитель в любой организации.
Ролевая
структура характеризует
Таблица 1 - Управленческие роли по Г. Минцбергу.
Роль | Описание | Характер деятельности |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характер | Церемониалы, действия, связанные с положением. |
Лидер | Ответственный
за мотивацию и активизацию |
Все управленческие действия с участием подчиненных |
Связующее звено | Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги. | Переписка, участие на совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами |
Информационные роли | ||
Распространитель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит фактический характер, другая требует анализа отдельных факторов для формирования политики организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации. Проведение обзоров, бесед. |
Представитель | Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли. | Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям. |
Роли по принятию решений | ||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов. | Участие в заседаниях
с обсуждением стратегии, обзоры
ситуаций, включение в разработку
проектов совершенствования |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений. | Обсуждение стратегических и текущих вопросов. |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводиться к принятию или одобрению всех значительных решений. | Составление графиков, составление и выполнение бюджетов, программирование работы подчиненных. |
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговоров. | Ведение переговоров. |
Таблица 2 - Роли в коллективе
|
Как видно, многие качества влияют на эффективность деятельности менеджера - не только профессиональные, но и личные психологические характеристики. Каждая из таких характеристик определенным образом и в определенной мере влияет на результаты деятельности менеджера, а затем и компании в целом. Менеджер должен уметь все – и общаться, находить общий язык со всеми, и знать специфические сферы деятельности своего предприятия, и многое другое. И только образованный менеджер и психологический лидер может стать достойным управляющим крупного предприятия. [12, 7]
Глава 3. Особенности подготовки менеджера как специалиста
3.1
Особенности специальности «
Общая характеристика специальности 080507 – "Менеджмент организации "
1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 686.
2.
Нормативный срок освоения образовательно-
3. Квалификационная характеристика выпускника, область и объекты профессиональной деятельности менеджера.
4. Область профессиональной деятельности.
Область профессиональной деятельности менеджера - обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.
5. Объекты профессиональной деятельности.
Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Она распространяется также на научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.
6. Основные виды профессиональной деятельности.
Менеджер
должен быть готов к следующим
видам деятельности, которые выделяются
в соответствии с его назначением
и местом в системе управления:
управленческая и организационная,
экономическая и планово-