Менеджер: личность и профессионал

Автор: a***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессии менеджера.
2. Рассмотреть существующие типы профессии управленца.
3. Ознакомиться с ролью менеджера в организации.
4. Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.
5. Проанализировать уровни и роли управления.

Содержание

Введение
Глава 1. Менеджер как профессия
1.1 Профессия менеджера
1.2 Роль менеджера в организации
Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера
2.1 Структура профессиональных и личностных качеств менеджера
2.2 Уровни и роли управления
Глава 3. Особенности подготовки менеджера как специалиста
3.1 Особенности специальности «Менеджмент организации»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

2 Курсовая работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

  Курсовая  работа

  по  дисциплине: «Основы менеджмента»

  на  тему «Менеджер: личность и профессионал»

  Омск  — 2011

 

  Содержание

  Введение

  Глава 1. Менеджер как профессия

  1.1 Профессия менеджера

  1.2 Роль менеджера в организации

  Глава 2. Профессиональные и личностные качества менеджера

  2.1 Структура профессиональных и  личностных качеств менеджера

  2.2 Уровни и роли управления

  Глава 3. Особенности подготовки менеджера  как специалиста

  3.1 Особенности специальности «Менеджмент  организации»

  Заключение

  Список  использованной литературы

  Приложение

 

  Введение

  Актуальность. Ни одна компания не может существовать без менеджеров - ведь как только появляется фирма, сразу же появляется и потребность в управлении ею. Именно этим занимаются современные  менеджеры. Поэтому можно сказать, профессия менеджера является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых в современной экономической системе.

  Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки  менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованно влияющих на эффективность организованной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права.

  Объект - процесс управления персоналом на предприятии.

  В качестве предмета - менеджер в современном  обществе.

  Целью работы является осмысление особенностей качественного управления персоналом компании современным менеджером. Для  достижения цели необходимо выполнить  следующие задачи:

  1.  Изучить особенности профессии менеджера.

  2.  Рассмотреть существующие типы профессии управленца.

  3.  Ознакомиться с ролью менеджера в организации.

  4.  Дать оценку профессиональным и личностным качествам менеджера.

  5.  Проанализировать уровни и роли управления.

  В процессе работы использовались следующие  общенаучные методы: анализ и синтез.

  Практическая  значимость. Полученные теоретические  результаты имеют большое практическое значение при анализе работы менеджера-управленца на предприятии. Они позволяют сформировать образ высококвалифицированного работника сферы управления. Материал может быть использован в преподавании дисциплин, входящих в изучение специальности менеджмент организации, например, таких как социология и психологии управления, основы менеджмента.

 

  Глава 1. Менеджер как профессия

  1.1 Профессия менеджера

  Основное  содержание деятельности менеджера - это  управление, руководство людьми и  это является главной особенностью профессии менеджера. Управление выступает  как важнейший и наиболее эффективный в современном мире способ осуществления власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства.[6]

  Принято выделять следующие основные формы  власти: основанную на принуждении, традиционную, компетентную, базирующуюся на мотивации, эталонную, власть-харизму. Власть, основанная на принуждении, предполагает, что руководитель может оказывать влияние на подчиненных, если он контролирует тем или иным способом величину или форму наказания, которое может быть к ним применено. В этой связи следует учитывать, что управление, базирующееся на принуждении, на страхе подчиненных, может привести только к кратковременному успеху, в долгосрочной перспективе такой руководитель обречен на провал. При таком способе осуществления власти возрастает риск саботажа со стороны подчиненных.

  Традиционная (законная) власть - основывается на праве  человека руководить другими в силу соответствующего должностного положения  в структуре организации, а также  на вере подчиненных в незыблемость традиций и в то, что существующее положение вещей, с одной стороны, наилучшим способом отвечает их потребностям и интересам, а с другой, что это положение не только невозможно, но и нецелесообразно изменять. Вместе с тем неоправданное преобладание традиционной власти, чрезмерная приверженность устаревшим традициям и ценностям может привести к тотальному консерватизму, блокировать творческую инициативу в организации.

  Компетентная (экспертная) власть - осуществляется, когда менеджер воспринимается как  носитель специальных и полезных знаний, возможно, недоступных по тем или иным причинам подчиненным, и является таковым. Это наиболее надежная опора для руководителя любого уровня управления, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Залогом стабильности и эффективности такой власти является постоянная нацеленность руководителей всех уровней на саморазвитие.

  Власть, базирующаяся на мотивации (вознаграждении), означает, что руководитель имеет  власть над другим человеком, если этот человек верит, что руководитель может вознаградить его или отказать в этом. Вместе с тем, учитывая сложность и большое разнообразие иерархий потребностей людей, существует проблема идентификации иерархии потребностей подчиненного. Кроме того, в арсенале руководителя может не оказаться средств, адекватных индивидуальным потребностям всех подчиненных. При осуществлении управления, основанного на мотивации, менеджеры нередко сводят всю гамму средств воздействия к денежному стимулированию, а его возможности нередко ограниченны как по размеру, так и по эффективности воздействия на подчиненного.

  Эталонная власть (власть примера) основывается на том, что индивидуальные качества, способности и стиль работы менеджера  настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же. Вместе с тем, представления об эталоне  поведения и деятельности могут коренным образом измениться под воздействием внешних обстоятельств или вследствие развития коллектива и отдельных исполнителей. Это способно поставить под угрозу сложившиеся связи и в целом эффективность управления.

  Власть-харизма - поддерживается убежденностью в наличии у человека, выступающего в качестве носителя власти, «богом данных» качеств, вызывающих преклонение перед ним и веру в его особые способности и возможности. Харизматичный лидер (руководитель) выступает, как правило, в роли избавителя и благодетеля. Ему обычно приписываются все успехи его сторонников. Неудачи используются для прославления лидера, в них обвиняются другие люди или обстоятельства. Следует учитывать, что главной угрозой для стабильности управления, основанного на такой власти, является низкая результативность работы организации.[7]

  Основные  особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  l  неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);

  l  высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;

  l  повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;

  l  положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;

  l  особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления - к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;

  l  наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта - гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;

  l  весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

  l  определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;

  l  конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

  l  уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников (каждый человек – уникален), каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

  Для характеристики профессии менеджера  важными являются также следующие  основания общей классификации  профессий:

  l  содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;

  l  характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

  По  объекту труда профессию менеджера  следует отнести к числу профессий, ориентированных на взаимодействие «человек – человек». Вместе с тем  менеджер может руководить и группой  людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек – живая природа» (инженеры, механики), «человек – знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек – художественный образ» (артисты, телеведущие).

  По  целям профессия менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

  По  средствам труда менеджер относится  преимущественно к числу профессий  умственного труда, используются при  необходимости средства обработки  информации – вычислительная и организационная техника.

  По  условиям труда профессия менеджера  относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному. Нередко  в условиях повышенной ответственности  за жизнь и здоровье людей.

  Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров.

  Это профессия, требующая наиболее высокой  степени активности и уровня ответственности  человека, а также требующая сочетания  у человека многих качеств, прежде всего  коммуникативных и организационных.[1]

  Существует  четыре типа профессии управленца (менеджера  организации):

  l  руководитель. Его основная деятельность – управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;

  l  консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

  l  ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;

Информация о работе Менеджер: личность и профессионал