Менеджер как лидер, авторитет и начальник

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Цель, которую я поставил перед собой в данном проекте - это рассмотрение таких вопросов как лидерство власть, авторитет менеджера.
Для достижения цели мною были обозначены несколько задач:
Сделать описание качеств без которых не сможет обойтись ни один менеджер.
Подробно рассмотреть виды авторитета и псевдоавторитета.
Раскрыть понятие власти, ее разновидностей и методов влияния.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА
1.1 ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ
1.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
1.3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2. АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА
3. ВЛАСТЬ МЕНЕДЖЕРА
3.1 ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ
3.2 ВИДЫ ВЛАСТИ
3.3 МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ
4. АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
4.1 ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУТИН (1952)
4.2 ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН (1879-1953)
4.3 МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЕВ (1931)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 55.58 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное учреждение

Московский экономико-финансовый институт

Высшего профессионального  образования

Дисциплина: Менеджмент

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

"Менеджер как лидер, авторитет и начальник"

 

 

 

Выполнила: Щербатюк О.Н.

Студент: 3-го курса группа 7МШ 931 СОС

Специальность: менеджмент организации

Проверил: Кононков А.

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Лидерские качества менеджера

1.1 Организаторские способности

1.2 Психологическая компетентность

1.3 Политическая культура

2. Авторитет менеджера

3. Власть менеджера

3.1 Источники власти

3.2 Виды власти

3.3 Методы влияния

4. Анализ личности руководителей

4.1 Владимир Владимирович Путин (1952)

4.2 Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953)

4.3 Михаил Сергеевич Горбачев (1931)

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

Выбранная мною тема является очень актуальной, так как будущий  менеджер, несомненно, должен обладать знаниями о различных видах власти, авторитета. О том, какими качествами должен обладать менеджер, чтобы стать  профессионалом в своем деле. Цель, которую я поставил перед собой  в данном проекте - это рассмотрение таких вопросов как лидерство  власть, авторитет менеджера.

Для достижения цели мною были обозначены несколько задач:

  1. Сделать описание качеств без которых не сможет обойтись ни один менеджер.
  2. Подробно рассмотреть виды авторитета и псевдоавторитета.
  3. Раскрыть понятие власти, ее разновидностей и методов влияния.

Объектом в данной работе будет являться менеджер, а предмет - это его личность, власть и авторитет.

менеджер  лидер власть начальник

 

1. Лидерские качества менеджера

 

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера - делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера  всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес  группы, интересы "босса" и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

1.1 Организаторские способности

 

Под организаторскими способностями  понимаются индивидуально - психологические  особенности личности, позволяющие  человеку овладевать методами организаторской  деятельности успешно их реализовать.

К организаторским способностям относят следующие:

1. Адаптационная мобильность  - склонность к творческим формам  деятельности, усугублению знаний, инициативность, нетерпимость к  консерватизму, стремление учить  других, готовность к обоснованному  риску, стремление к нововведениям,  самообладание, предприимчивость  и другие свойства.

2. Контактность - общительность,  интерес к людям, способность  располагать к себе, видеть себя  со стороны, выслушивать, понимать  и убеждать людей, умение взглянуть  на конфликтную ситуацию глазами  собеседника.

3. Стрессоустойчивость - включает  интеллектуальную и эмоциональную  защищенность в проблемных ситуациях,  самообладание и трезвость мышления  при принятии решений.

4. Доминантность - властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, игнорирование авторитетов, самоуважение, смелость, волевой характер.

И наконец, тип общения, который  подразделяется на слабовольный, агрессивный и социально - адекватный. Причем, между типами общения и стилями руководства имеется прямая зависимость: слабовольному типу соответствует либерально - отстраняющийся стиль руководства, агрессивному - автократический, социально - адекватному - демократический стиль.

Как же формируются и развиваются  организаторские способности и  связанное с этим лидерство, являются ли они врожденными или приобретенными? На этот вопрос существуют разные взгляды. Ряд специалистов отрицают существование  специфических признаков личности, которые обеспечивали бы их носителю преимущество в руководстве людьми, другие же, напротив, доказывают их наличие. Вторая точка зрения представляется более верной.

Учеными установлено определенное влияние психологических характеристик  личности на успех управленческой деятельности. Изучение в последние годы психологии человека привело к выделению  его общих и частных способностей, рассматриваемых в единстве. Под  общей способностью нужно понимать способность к интегрированию, к "сплавлению" в единстве всей совокупности специфических качеств (способностей) личности. Например, когда речь идет о современном стиле руководства, говорится о необходимости органически сочетать исполнительность, дисциплинированность со сменой инициативной и предприимчивостью, практичность и деловитость с устремленностью и т.п., что удается немногим.

Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общей способности личности, набором  взаимно дополняющих друг друга  качеств и их противоположностей. Организаторский потенциал руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям (среде).

Разнообразие социальных функций руководителя как политического  лидера, организатора, специалиста, воспитателя  и т.д. создает значительные трудности. Регулирующий механизм поддержания самотождественности при множестве ролей и является предпосылкой актуализации организаторского потенциала.

В широком смысле личностные качества руководителя - это совокупность всех свойств, особенностей работника, позволяющих ему реализовать  свои функции. Уровень развития личностного  потенциала управленца, так же как  и степень соответствующей ему  эффективности труда, зависит не столько от какого - либо одного элемента, сколько от способности интеграции всех элементов, внутренней их сбалансированности.

1.2 Психологическая компетентность

 

Источниками нравственно-психологических  болезней трудового коллектива, негативного  поведения являются мысли и чувства  работников. Имеется лишь один путь изменения поведения - это познания руководителем внутреннего мира человека и овладение им приемами перестройки его в позитивном направлении. Эффект воздействия на социальное поведение работников определяется психодиагностическими способностями, знаниями и навыками руководителя коллектива.

Доктрина "человеческих отношений", зародившаяся еще в 30 - е годы в промышленности в США, дала заметные результаты, как в производственном, так и в социальном аспектах. Произошло значительное развитие функции "управление персоналом", которая включает богатый арсенал средств стимулирования деятельности людей. Происходит также процесс гуманизации производственных отношений, что предполагает отказ от прямых, грубых методов воздействия как административных, так и экономических.

В этих условиях важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров. Что же включается в это понятие, какие знания, умения необходимы для успешного управления?

Во-первых, нужны знания для  самооценивания и самосовершенствования личности. Самооценка руководителя должна быть достаточно высокой, чтобы хватало уверенности для социальной активности. Но самооценка должна быть адекватной, чуть выше реальных достоинств, что бы не проявлялась излишняя самоуверенность, комплекс непогрешимости личности.

Во-вторых, следует иметь  комплекс знаний и навыков общения  с людьми.

В-третьих, необходима психолого-педагогическая компетентность, связанная с реализацией  функции воспитателя подчиненных.

В - четвертых, нужны знания психологических закономерностей  функционирования коллектива, так как  руководитель должен точно оценивать  межличностные и групповые отношения  в организации и уметь гармонизировать  их.

Руководитель должен освоить  механизм психологического воздействия  на подчиненных, который лежит в  основе взаимодействия и подразумевает  различные способы активизации  их деятельности. При этом важное значение имеет направленность воздействия, что связано с мотивами субъекта руководства и служит его цели. Целью и результатом воздействия является перестройка психологии объекта, достижение сдвигов, влияющих на поведение. Это выражается в изменении взглядов, отношений, мотивов.

Управляющие должны учитывать  потребность в самореализации, самоутверждении  работников. Поэтому в сферу воздействия  включать также сугубо личностные свойства людей, их психологию. При психологическом  воздействии необходимо органическое единство трех основных механизмов: убеждения, внушения, принуждения.

Отношение руководителя к  подчиненному проявляется в разных внушающих воздействиях. Среди них  выделяют два полярных - вдохновляющее и подавляющее. По преобладании тех или иных воздействий можно разделить и руководителей. Каждому из них свойственно свое отношение к работникам, которое создает определенную социально - психологическую дистанцию между ними, атмосферу взаимоотношений и внушенное психическое состояние.

Основное в деятельности руководителя - это работа с людьми. Способность его умело строить  деловые отношения, регулировать психологический  климат должны рассматриваться одним  из главных признаков профессиональной пригодности менеджеров.

Успех деятельности руководителя в значительной мере обусловлен также  его морально - этическими ценностями. Последние, в свою очередь, находятся в тесной связи с личной значимостью человека. Они взаимообусловлены, ибо нет морально - этических ценностей без личной ценности человека, и наоборот. К наиболее существенным морально - этическим ценностям относятся искренность, честность, уважение другой личности, заинтересованность в делах других людей, чувство личной ответственности, совестливость, последовательность, настойчивость в труде, отсутствие склонности к алкоголю и аморальным поступкам, злопамятству и мелочности, умение признавать собственные ошибки, понимание других людей, соответствие между словом и делом и др. Эти человеческие качества являются результатом воспитания и влияния общественной среды на отдельного человека.

 

1.3 Политическая  культура

 

Каждый хозяйственный  руководитель должен быть по существу политиком. Любые действия и решения  руководителя отражаются на людях, имеют  конкретные экономические, социальные и экологические последствия. В  силу своей функции организатора социально - экономических процессов, руководитель соединяет индивидуальные, коллективные и общественные интересы. Это имеет особое значение для руководителей предприятий торговли, призванных удовлетворять повседневные потребности населения в товарах и услугах, имеющих при этом многочисленные личные контакты с покупателями.

Понятие "политическая культура" довольно сложное, в его структуре  можно выделить: политическую направленность, политические знания и умения, политические действия. А также умение "вести  за собой" возглавляемый коллектив, правильно сочетая власть и неформальное воздействие на людей.

Потребность в лидерстве  появляется тогда, когда ситуация, в  которую волей обстоятельств включены группы людей, требует оценки, чтобы сама группа или кто - либо от ее имени предпринял необходимые действия. В небольших коллективах лидерство может, носит неформальный характер и меняется в зависимости от ситуации. В больших - возникает необходимость официального лидерства.

Деятельность лидеров  можно разделить на три взаимосвязанные  ступени.

Во-первых, они осуществляют функцию анализа, от них ждут авторитетной, мудрой, своевременной оценки групповых  ситуации.

Во-вторых, они должны вырабатывать линию поведения, т.е. определить от имени группы направление ее действий для разрешения проблемы.

В-третьих, лидерство выполняет  мобилизующую функцию.

Таким образом, можно сказать, что лидеры оценивают ситуации, формируют  политику и проводят ее в жизнь.

 

2. Авторитет  менеджера

 

Эффективность руководящей  деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Мнение о  том, что с получением определенного  поста руководитель автоматически  приобретает авторитет глубоко  ошибочно.

Авторитет - это личное влияние  человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями и способностью работать с людьми.

Авторитет - заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у  подчиненных, вышестоящего руководства  и коллег по работе. Это признание  личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера  объективным требованиям. Авторитет  следует рассматривать как систему  отношений, ценности и результата работы.

Чтобы авторитет должности  руководителя сочетался с авторитетом  его личности, он должен объединить в себе лидерский и руководящие  функции.

Лидерство - это процесс  психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Это процесс психологического влияния, основанного на принципах  свободного общения, взаимопонимания  и добровольности подчинения. Чем  выше авторитет руководителя, тем  сильнее его воздействие на сотрудника.

Руководство - процесс правового  воздействия, осуществляемый руководителем  на основе власти, вверенной ему  обществом или коллективом. Руководство  основано на принципах властного  отношения, распорядительства, социального  контроля и применения дисциплинарной практики вплоть до принуждения несознательных элементов.

Информация о работе Менеджер как лидер, авторитет и начальник