Менеджер и предприниматель: сходства и различия.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления.

Содержание

Введение……………………………………..........................3
1. Правовой статус и функции……………………………..4
2. Мотивация………………………………………………..8
Заключение………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………15

Работа содержит 1 файл

реферат по менеджменту.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ» 

    ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ 

Институт….

                                 

Кафедра                    
 
 
 
 

    КОНТРОЛЬНОЕ   ЗАДАНИЕ

    по дисциплине      Основы менеджмента       .

   вариант (тема)  Менеджер и предприниматель: сходства и различия. 
 

Выполнила студентка

заочной формы  обучения

  специальности.

    1  курса _ группы

    № студенческого  билета

(зачетной книжки)  

                                                                      (подпись)                     
     
     

    Проверил преподаватель

    __________________________             ___________________    _____________________

    (ученая степень,  звание)                          (подпись)           (инициалы и фамилия) 
     
     
     

    Москва  – 2011 
     

     План: 

     Введение……………………………………..........................3

  1. Правовой статус и функции……………………………..4
  2. Мотивация………………………………………………..8

          Заключение………………………………………………….13

          Список литературы…………………………………………15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Бизнесмен и менеджер — это не одно и  то же. Бизнесмен это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он будет придерживаться предпринимательского стиля управления.

     Понимание различий и сходств этих двух понятий  с точки зрения правового статуса, выполняемых функций и особенностей мотивации Менеджера и Предпринимателя, способствует упрощению задачи по организации  их взаимодействия в рамках одного предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 

  1. Правовой  статус и функции
 

     Термин  «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским экономистом  Кантилоном и означал «инициативную  самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».

     В практически неизменном виде это  определение верно и сегодня. Предприниматели действуют на стыке  бизнес-идей с правовой средой, экономической  ситуацией, политической конъюнктурой и этическими нормами. Предприниматель может действовать не только от себя, но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.

     Можно выделить такие важнейшие функции  предпринимательства: новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная. 
Новаторская функция — содействие процесса продуцирования новых идей (технических, организационных, управленческих и др.), осуществление исследовательско-конструкторских разработок, создание новых товаров и предоставление новых услуг и т.п.

     Организационная функция — внедрение новых  форм и методов организации" производства, новых форм заработной платы и  их оптимальное объединение с  традиционными, рациональное объединение  форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением.

     Хозяйственная функция — наиболее эффективное  использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.

     Социальная  функция — изготовление товаров  и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.

     Личностная  функция – это самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей  работы. Так, вследствие опрашивания  мелких компаний Великобритании выяснилось, что подавляющее большинство их (свыше 80%) главным стимулом своей предпринимательской деятельности считает не личное обогащение, а возможность ощутить себя независимым и иметь удовлетворения от собственной работы.

     Основные  функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.

     Понятие «менеджмент» также обозначает руководство  и руководителей различного уровня на предприятии. Понятие «менеджер» примерно соответствует устаревшему русскому понятию «приказчик».

     В «Оксфордском словаре английского языка» менеджмент характеризуется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки, орган управления.

     В «Толковом словаре русского языка» менеджмент определен как искусство  управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами.

     «Современный  экономический словарь» дает следующее  определение: «Менеджмент — это  совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственными  персоналом с использованием достижений науки управления».

     По  мнению П.Друкера «менеджер –  человек, обеспечивающий лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий  решения».

     Главная движущая сила менеджера – использование  имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.

     В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует  множество учитываемых мнений и  факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и  ориентировано на длительную перспективу.

     По  правовому статусу предприниматель  и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными  деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя  предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры – продавая свою рабочую силу.

     Предприниматель полностью или в пределах доли в уставном капитале фирмы отвечает по обязательствам своей фирмы, участвует  в разделении рисков, которые принимает  на себя его компания, и самостоятельно вступает в деловые отношения с другими субъектами предпринимательского бизнеса.

     В отличие от предпринимателя менеджер несамостоятелен во всех внешних  коммуникациях компании, отвечает лишь за выполнение функций, зафиксированных  в трудовом контракте, и рискует  только своей профессиональной репутацией.

     Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем  его менеджмент. Сфера предпринимательства  включает разработку предпринимательской  идеи, изыскание ресурсов и определение  способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.

     В отличие от предпринимательства  кроме новаторства и предприимчивости профессиональный менеджмент требует  разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры,  

коммуникабельности, самостоятельности.  Менеджеры сегодня  обладают многосторонними знаниями, которые не всегда доступны предпринимателю. Статистика делит предпринимателей на две группы: у одних уровень образования выше, чем у среднего населения, у других – ниже. Однако успех не всегда зависит от образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Мотивация
 

     В социологии менеджмента существует самостоятельный класс концепций, которые называют психологическими теориями предпринимательства. Это не значит, что в них ничего не говорится о мотивации и поведении менеджеров, напротив, здесь сравниваются модели поведения менеджеров и предпринимателей.

     Первые попытки научно осмыслить мотивацию предпринимательского поведения относятся к концу XIX века. Уильям Джемс (1842—1910) выдающийся американский философ и психолог, выделил два важнейших инстинкта — честолюбие и стремление к соперничеству, которые на 90% определяют успех в деловом предпринимательстве.

     В 1908 г. В. Макдаугал открыл еще одну составляющую предпринимательства  — инстинкт конструктивности.

     Во  второй трети 20 века была разработана  новая теория мотивации — теория экспектации и ценностей, ее авторами считают К.Левина, Е.Толмена, Д.Макклелланда и Дж.Аткинсона. Важными элементами в ней были целеориентированное поведение и мотивация достижения.

     Макклелланд определил три условия, при которых  появляется мотив достижения:

     1) человек должен быть готов к тому, чтобы взять на себя всю ответственность за конечный исход дела;

     2) надо четко представлять себе, чем закончится дело и принесет  ли оно вам удачу или поражение;

     3) успех не должен быть четко  определенным или гарантированным,  но должен быть связан с умеренным риском, с некоторой неопределенностью.

     «Потребность  делать нечто лучше, чем оно было сделано вчера» — это определение мотивации на достижение Д.Макклелланда (1975), ставшее  

ныне  очень популярным. Исследователь обнаружил, что предприниматель, создающий быстро прогрессирующую бизнес-фирму, редко является лидером. Причину он объясняет просто: достижение — игра для одного, а не для многих. Действительно, достигать чего-либо можно в одиночку, но не толпой. Когда фирма разрастается, у нее появляется организационная структура, устанавливающая или упорядочивающая взаимоотношения многих людей. Мотивация на достижение трансформируется в потребность власти. Ведь власть — чисто структурная характеристика.

     Власть  возможна там, где взаимоотношения  множества людей выстроены в некую иерархию, разделены на менее и более престижные (влиятельные, привилегированные, властные) должности, где существуют руководители и подчиненные. Стремление занять ключевую, самую влиятельную позицию и есть потребность во власти, или доминировании (господстве, преобладании, превосходстве). Совершенно очевидно, что «стремление выполнить нечто лучше, чем вчера» превращается здесь в стремление завоевать лучшую, чем у других, позицию.

     Исследования  Д. Макклелланда и Д.Бернхайма (1976) обнаружили у предпринимателей и менеджеров потребность во власти и стремление к лидерству. Если менеджер тяготеет к власти и она для него — лучший мотиватор поведения, то предприниматель склонен к другому — к лидерству,  даже если при этом возрастает степень риска.

     Итак, предприниматель исчисляет пригодность  идеи (инновации) и опирается на чутье, менеджер всесторонне анализирует конъюнктуру. Поэтому говорят: менеджер — «лидер иерархии», предприниматель — «лидер идеи». И чаще всего предприниматель становится менеджером, устав от риска, неопределенности и стрессов, чем наоборот. Чтобы превратиться в предпринимателя, человеку нужен иной стиль мышления, иная психология, иная стратегия поведения и мотивации. 

Информация о работе Менеджер и предприниматель: сходства и различия.