Менеджер: его компетенция и организационная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть деятельность менеджера: его компетенцию и организационную среду.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть деятельность менеджера и его задачи.
рассмотреть профессиональные требования к менеджеру.
рассмотреть организационную среду менеджмента.
рассмотреть методы и стили менеджмента.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………..3
Введение………………………………………………………………………….....4
1. Менеджер…………………………………………………………………………5
1.1. Деятельность менеджера и его задачи…………..………..…………………..5
1.2. Профессиональные требования к менеджеру………………………………..8
2. Менеджмент……………………………………………………………………..11
2.1. Организационная среда менеджмента……………………………………….11
2.2. Система управления менеджмента…………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Копия (2) курсовая по менеджменту .doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Социально-психологический  климат на предприятии и состав используемых методов менеджмента в значительной степени зависят от стиля руководства. Под стилем руководства принято понимать виды и способы выполнения менеджером управленческих функций, которые находят выражение в отношениях с подчиненными. Понятие стиля руководства теснейшим образом связано с категорией лидерства в управлении, т.е. способности руководителя влиять на отдельные личности или группы людей, побуждая их к деятельности, направленной на достижение целей организации.

Стремясь к лидерству, менеджер использует разнообразные  способы воздействия на подчиненных и коллег. В зависимости от предпочтения того или иного способа и их комбинации выделяют различные стили руководства. Принципиальное значение при их систематизации имеют признаки целевой ориентации, объема и форм организации руководства.

По признаку целевой ориентации можно выделить две категории стилей руководства коллективом: руководство, ориентированное на задачи, и руководство, ориентированное на сотрудников. Первая категория настроена на обеспечение достижения установленных целей деятельности путем строгого соблюдения процедур планирования, организации и контроля на предприятии. Вторая — предполагает создание наиболее благоприятных условий для творческого труда на предприятии и использует преимущественно методы делегирования, мотивации и коммуникаций для регулирования человеческих отношений в коллективе. Естественно, на практике речь идет об определенном сочетании этих двух вариантов.

Объем управленческой деятельности на предприятии зависит от количества сотрудников, принимающих в ней  участие. Степень участия сотрудников в управлении характеризует определенный стиль руководства на предприятии. Различают два полярных по этому признаку стиля руководства: авторитарный и коллективный (или кооперативный). В чистом виде полярные стили руководства встречаются крайне редко. На практике степень участия сотрудников может меняться на различных стадиях проявления волевых решений при осуществлении хозяйственных процессов. Модель формирования стиля руководства по этому признаку можно представить как морфологическую матрицу сочетаний монополярных (авторитарных) и мультиполярных (коллективных) способов формирования проблем, принятия управленческих решений и их реализации. Форма организации руководства зависит от того, насколько официально регламентированы отношения менеджера с персоналом предприятия. По этому признаку различают формальный и неформальный стили руководства. Формальный стиль руководства возможен при строгом регламентировании для всех участников производственного процесса их задач, уровня компетенции и ответственности по всем осуществляемым проектам и работам. Неформальный стиль руководства возникает при невозможности (ввиду многочисленности участников или сложности структуры) или нецелесообразности (вследствие недолговечности образованной структуры) полностью регламентировать управленческие функции в менеджменте предприятия. Неформальный стиль руководства оставляет для менеджера значительно большую степень свободы, однако требует от него и больших усилий, авторитета и профессиональных навыков. В практике на предприятиях не встречаются в чистом виде формальные или неформальные стили руководства. В вертикальных связях и коммуникациях стараются реализовать формальный стиль руководства, в то время как горизонтальные коммуникации осуществляются без строгой регламентации.

Рассмотренные признаки целевой ориентации, объема и формы  организации руководства в менеджменте  на предприятии выступают во взаимосвязи, образуя наиболее эффективную систему  отношений и формируя комфортный психологический климат в производственном коллективе. Прогрессивные формы руководства в менеджменте все более приобретают признаки демократичного стиля, обеспечивающего значительный простор для инициативы каждого участника — члена коллектива при принятии групповых решений.

Передовой опыт ведущих фирм мира, успешно осуществляющих хозяйственную деятельность, позволил выработать ряд достаточно общих правил эффективного ситуационного менеджмента. Они заключаются в следующем.

1. Интеграция всех  хозяйственных, социальных задач,  как фундаментальной основы повышения конкурентоспособности предприятия, в единую стратегическую концепцию. Это означает, что:

- все сотрудники понимают  и придерживаются принятой инновационной  концепции развития предприятия;

- все сферы деятельности  предприятия эффективно взаимодействуют и согласованно развиваются в рамках этой концепции;

- все проблемы ориентированы  на удовлетворение спроса в  ограниченных сегментах рынка;

- производственный потенциал  сосредоточен в ограниченной  сфере.

2. Создание и стимулирование  плодотворного творческого климата на предприятии. Это означает:

- развитие чувства  карьеры и готовности к риску  у менеджеров и работников  предприятия;

- развитие широкого  междисциплинарного, не ведомственного  мышления у разработчиков;

- развитие критического  отношения к достигнутым результатам;

- стимулирование творческой  активности на предприятии;

- развитие и углубление  кооперации с другими предприятиями  и партнерами.

3. Использование неординарных  организационных решений, что  означает:

- организацию инноваций  как постоянную фундаментальную  основу деятельности предприятия;

- развитие гибких, адаптивных  производственных структур.

4. Разработка и применение  эффективных методов принятия  управленческих решений, что означает:

- фундаментальную информационную подготовку;

- качественную проработку  вариантов решений (альтернатив);

- объективную оценку  и экономическое обоснование  решений;

- строгий контроль  за исполнением проектов.

5. Глубокая подготовка  производства и продвижения на  рынки инновационной продукции, что означает:

- осуществление опытного  и техническую подготовку серийного  производства инновационной продукции  в соответствии с долгосрочными  оценками спроса в выбранных  сегментах рынков;

- подготовку выбранных  сегментов рынков к инновационному продукту;

- построение системы  сбыта инновационного продукта;

- подготовку системы  сервисного обслуживания потребителей.

6. Обеспечение высокой  эффективности и экономичности  производственных процессов, что  означает:

- сокращение длительности  и снижение затрат на производство;

- обеспечение возможно  высокого уровня удовлетворения  спроса;

- осуществление упреждающих  инноваций в конкуренции;

- постоянную идентификацию  высших достижений и ориентацию  на их использование (бенчмаркинг).

Следует иметь в виду, что решающим залогом успеха менеджмента на предприятии является его профессиональный уровень, способность к обучению и постоянному развитию творческого потенциала. [6, 235c].  

 

 

 

 

 

 

                                Заключение.

На основании проделанной  работы можно сделать следующие выводы. Менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Понимание менеджмента  как искусства управления базируется на том, что организации — это  сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как  внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

                  Список используемой литературы.

  1. Гусев Ю.В., Михайловская Л.Н.. Путеводитель менеджера или улыбнемся всерьез: учебное пособие/ под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Гусева Ю.В. – Новосибирск: «Сибвузиздат», 2001-224с.
  2. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика/пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: издательство «Питер», 1999-560с.
  3. Комаров А.Г Современный менеджмент: теория и практика/ под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева – СПб: Петер, 2004-432с.
  4. Пивоваров С.Э. Международный менеджмент. 3-е изд. – Спб: Питер, 2005-880с.
  5. Пятенко С.В. 9 основ менеджмента – СПб: Питер, 2004-608с.
  6. Салмон Р. Будущее менеджмента/ под ред. Е.В. Миняевой – СПб: Петер, 2004-298с.
  7. Стародубцева О.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие – Новосибирск, изд-во НГТУ, 2000г.
  8. Ханс Виссема. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. Перевод с англ. Москва.
  9. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов – 3-е изд. – М.:   ЗАО Бизнес школа «Интел-синтез» 1999-416с

10.Ф. Котлер. Маркетинг менеджмент. Экспресс курс/ пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – Спб: Питер, 2001-496с.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Менеджер: его компетенция и организационная среда