Менеджер: его компетенция и организационная среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 08:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть деятельность менеджера: его компетенцию и организационную среду.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
рассмотреть деятельность менеджера и его задачи.
рассмотреть профессиональные требования к менеджеру.
рассмотреть организационную среду менеджмента.
рассмотреть методы и стили менеджмента.

Содержание

Аннотация…………………………………………………………………………..3
Введение………………………………………………………………………….....4
1. Менеджер…………………………………………………………………………5
1.1. Деятельность менеджера и его задачи…………..………..…………………..5
1.2. Профессиональные требования к менеджеру………………………………..8
2. Менеджмент……………………………………………………………………..11
2.1. Организационная среда менеджмента……………………………………….11
2.2. Система управления менеджмента…………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

Копия (2) курсовая по менеджменту .doc

— 117.50 Кб (Скачать)


 

Аннотация.

 

Курсовая работа по дисциплине «менеджмент» на тему: «Менеджер: его  компетенция и организационная  среда». Состоит из 25 страниц.

Структура работы: введение, две главы и две под главы, заключение, список используемой литературы из 10 наименований и одной таблицы.

В частности, первая глава работы посвящена  рассмотрению деятельности менеджера  и его задачи.

В первой под главе  рассматриваются профессиональные требования к менеджеру.

Во второй главе рассмотрены  организационные методы менеджмента.

В первом под пункте второй главы приведены способы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Аннотация…………………………………………………………………………..3

Введение………………………………………………………………………….....4

1. Менеджер…………………………………………………………………………5

1.1. Деятельность менеджера и  его задачи…………..………..…………………..5

1.2. Профессиональные требования  к менеджеру………………………………..8

2. Менеджмент……………………………………………………………………..11

2.1. Организационная среда менеджмента……………………………………….11

2.2. Система управления менеджмента…………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………………23

Список используемой литературы………………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность выбранной тему обусловлена тем, что организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Для того чтобы организация  могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому  управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. Это и производство, и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и органы социального обеспечения.

Цель работы: рассмотреть деятельность менеджера: его компетенцию и организационную среду.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  1. рассмотреть деятельность менеджера и его задачи.
  2. рассмотреть профессиональные требования к менеджеру.
  3. рассмотреть организационную среду менеджмента.
  4. рассмотреть методы и стили менеджмента.

 

Методы, которые будут  использованы  для  решения  поставленных задач:    описание, изучение и  анализ.

Объект исследования: менеджмент.

Предмет исследования: менеджер.

 

 

 

 

1.Менеджер.

1.1. Деятельность  менеджера и его задачи.

            Задачи и функции менеджмента  осуществляются только через  деятельность особой категории  специалистов, которых принято называть  менеджерами.                                                                                                                                             Менеджер— это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия. Термин “менеджер” может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников предприятия:

- руководителям групп;

- начальникам лабораторий,  отделов, функциональных служб  предприятий;

- руководителям производственных  подразделений;

-администраторам различного  уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;

- руководителям предприятий,  фирм в целом. [10, 139c]

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами  являются люди, наделенные большим  объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда в организации управленческий труд имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Специфика решаемых задач  предполагает преимущественно умственный, творческий характер управленческого  труда. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда — информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда менеджеров выступают, прежде всего, средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей. Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста организации.

Менеджер, во-первых, устанавливает  цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Он делает их эффективными, сообщая их другим людям, чья работа нужна, чтобы их достичь.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для  выполнения целей. Он разделяет их на управляемые совокупности, а эти  совокупности — на управляемые трудовые задачи. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления этими совокупностями и для решения задач, которые нужно выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные участки деятельности. Он делает это с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое “качество трудовой жизни”, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И он делает это, поддерживая постоянную коммуникацию со своими подчиненными, начальниками и коллегами.

Четвертый элемент в  работе менеджера — измерение. Он устанавливает единицы измерения — наиболее важные для успеха организации. Он добивается, чтобы у каждого человека были показатели, сфокусированные на работе всей организации и в то же время на работе данного индивида и помогали ему ее делать. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других областях работы, он сообщает о них своему руководству, подчиненным и коллегам.

        Наконец, в-пятых, он способствует  росту людей, включая себя самого. Упомянутые качества трудовой  жизни в одной из возможных интерпретаций представляют собой как раз совокупность условий, способствующих росту членов организации.

Все эти операции могут  быть разделены на категории работ, каждая из которых требует специфических  качеств и квалификации [2, 324].

Часто возникает вопрос: кого считать менеджером? Следует  иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера  делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации  и ответственность за ее результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджменту, но, как правило, не имеющих подчиненных, их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

Менеджмент, таким образом, не имеет обязательной связи с делегированием власти. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах предприятия. Есть менеджерские посты, есть менеджерская работа, есть менеджерское мастерство и есть отличимая от других менеджерская организация. Менеджеры — основной ресурс предприятия. На полностью автоматизированной фабрике может почти не быть рабочих — но менеджеры там будут.

Менеджеры самый дорогой  ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером —  значит разделять ответственность  и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать  такой ответственности, — не менеджер. Менеджеры отличаются от других специалистов именно этой ответственностью за работу всего предприятия. Разница между менеджером рыночных исследований с аппаратом в 50 человек и исследователем рынка, который делает ту же работу без всякого аппарата, только в средствах, а не во вкладе и уж тем более не в функции. Оба они менеджеры.

Казначей фирмы, ответственный  за приток и использование денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. За все время пребывания на посту он может не отдать ни одного приказа, его вклад чисто индивидуален — и, однако он, без сомнения, менеджер.

Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер одновременно и композитор, и дирижер. Это требует от него максимально эффективного использования сил, которыми он располагает (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача — гармонизировать в каждом решении и действии требования ближайшего и отдаленного будущего [1, 156c].

 

 

1.2. Профессиональные  требования к менеджеру

Специфика хозяйственных, в частности производственных, процессов  как объектов управления предопределяет особый характер труда менеджеров и состав требований, предъявляемых к ним. Труд менеджера носит высоко творческий характер, требует разносторонних знаний, предполагает склонность личности к аналитической деятельности и умения концентрироваться в определенные моменты на ограниченном круге проблем. Поскольку основным предметом труда менеджера является управленческая информация, то обязательным условием его эффективной работы выступают знания и умение использовать современные информационные технологии в управлении предприятиями. Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

- знания в области  теории и умения в сфере  практики управления;

- способность к коммуникации  и умение работать с людьми;

- компетентность в  области специализации предприятия.

1. Первая категория  требований предполагает наличие  у менеджера специальной подготовки  в области теории управления, знания основ современной макро-  и микроэкономики, общей теории  принятия управленческих решений,  умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, наличия навыков работы на ПЭВМ, как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых  теоретических знаний в области  менеджмента, как правило, достигается  в системе специального профессионального  образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным свойством менеджера должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

2. Требование способности  к коммуникации и умению работать с людьми вытекает из положения менеджера как связующего звена в системе коммуникаций на предприятии. Для анализа любой управленческой ситуации менеджеру требуется обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив (группы, подразделения или предприятия) и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуации менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно (в соответствии с его стилем и мотивами работы) реагировать на него и оптимально воздействовать для достижения цели.

Способность к коммуникации в значительной степени зависит  от индивидуальных свойств человека и поэтому часто используется в системах тестирования на профессиональную пригодность и уровень квалификации менеджера в системах управления персоналом на предприятиях.

3. Третья категория  требований, связанных с компетентностью  в области специализации предприятия,  предусматривает наличие специальных знаний в вопросах технологии производственных процессов, теоретических и практических аспектов производств и их особенностей. Выполнение этих категорий профессиональных требований осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников [8,  165c].

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии  определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений. Состав этот устанавливается  в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров. Принципиально в структуре любого предприятия можно обнаружить два вида разделения труда менеджеров: горизонтальное и вертикальное.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте связано со специализацией менеджеров преимущественно по функциональному признаку, т.е. закреплению за ним одной или нескольких предметных функций менеджмента. Такое разделение труда обусловливает создание на предприятии специальных служб стратегического управления, плановых и контрольно-диспетчерских отделов и управлений и т.п.

Информация о работе Менеджер: его компетенция и организационная среда