Менеджер - главное звено организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Одним из важнейших аспектов менеджмента является изучение деятельности менеджера. Менеджер -это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке "люди-цели". Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации.

Содержание

Введение
1. Менеджер - главное звено организации
2. Общие и специальные способности в управленческой деятельности.
3. Значение деятельности менеджера для организации.
4. Управленческая деятельность менеджера на практике
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

менеджмент.docx

— 43.66 Кб (Скачать)

 

Содержание

Введение

1. Менеджер - главное звено  организации

2. Общие и специальные способности в управленческой деятельности.

3. Значение деятельности менеджера для организации.

4. Управленческая деятельность менеджера на практике

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших аспектов менеджмента является изучение деятельности менеджера. Менеджер -это член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения по эффективному взаимодействию в цепочке "люди-цели". Менеджеры являются субъектами управленческой деятельности и играют три группы ролей в организации.

Во-первых, менеджер выступает  в качестве руководителя, который  формирует отношения внутри и  вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует усилия своих подчиненных и выступает  в качестве представителя организации. Менеджер должен исполнять роль руководителя, лидера для всех своих подчиненных.

Во-вторых, это информационные роли, состоящие в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет ее и  разъясняет политику и основные цели организации. Быть "преобразователем" информации -- вот вторая важная роль менеджера.

В-третьих, это роли по выработке  и реализации решения, выражающиеся в том, что менеджер определяет направление  движения организации, решает вопросы  распределения имеющихся ресурсов, осуществляет оперативные корректировки  и т.п.

 

 

1. Менеджер - главное звено  организации

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

* к организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных  подразделений;

* к руководителю предприятия  в целом и его подразделений  (управлений, отделений, отделов);

* к руководителю по  отношению к подчиненным;* к администратору  любого уровня управления, организующего  работу в соответствии с современными  методами.

К менеджеру любого уровня управления предъявляются требования, в частности, следующие:

1. наличие общих знаний  в области управления предприятием;

2. компетентность в вопросах  технологии производства в той  отрасли, к которой относится  предприятие по виду и характеру  своей деятельности;

3. владение не только  навыками администрирования, но  и предпринимательства, умение  владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно  перераспределять ресурсы в наиболее  выгодных сферах применения;

4. принятие обоснованных  и компетентных решений на  основе согласования с нижестоящими  менеджерами и работниками и  распределение участия каждого  в их исполнении;

5. наличие практического  опыта и знаний в области  анализа экономической ситуации  на основных рынках или их  сегментах;

6. умение анализировать  деятельность предприятий-конкурентов;

7. умение предвидеть тенденции  развития хозяйственной конъюнктуры,  особенности спроса, мер государственного  регулирования экономики в своей  стране и в других странах,  на рынках которых предприятие  стремится усилить либо удержать  свои позиции. И все же важнейшим  требованием к менеджеру любого  уровня является умение управлять  людьми. Это умение включает:

* знание в совершенстве  своих непосредственных подчиненных,  их способностей и возможностей  выполнения конкретной поручаемой  им работы;

* знание условий, связывающих  предприятие и работников, защита  интересов тех и других на  справедливой основе;

* устранение неспособных  работников с целью удержания  единства и правильности функционирования  предприятия.

Успешность работы менеджера  во многом зависит от его способностей, личностно-деловых качеств и опыта..К нравственным (морально-этическим) качествам менеджера в первую очередь следует отнести честность, порядочность, принципиальность. Способность менеджера творчески решать проблемы позволяет ему эффективно работать в ситуациях неопределенности, которые довольно часто возникают в условиях рыночной экономики. Смелость в принятии решений является еще одним важнейшим профессиональным качеством преуспевающего менеджера. В процессе принятия решений менеджеру необходимо четко уяснить возникшую проблему, ясно сформулировать соответствующую цель, всесторонне рассмотреть альтернативные возможности и выбрать наиболее эффективный вариант решения.

Наряду с личностно-деловыми качествами успешность работы менеджера  в значительной мере зависит от его  опыта, под которым понимают управленческие знания, умения и навыки. Профессиональное мастерство менеджера растет вместе со стажем его работы. Однако это  утверждение справедливо лишь в  том случае, когда в процессе практической деятельности менеджеру приходится решать новые задачи, то есть работать творчески.

Главный смысл и содержание деятельности менеджера заключается  в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения, а также  организации и стимулировании совместной работы подчиненных. Менеджер очень  много работает с информацией, преобразуя которую он принимает решения. Поэтому  в качестве орудий труда менеджеров в настоящее время выступают, прежде всего, средства работы с информацией.

Результат деятельности менеджера  чаще всего оценивается по достижению поставленных целей.

В настоящее время предъявляются  серьезные требования к профессиональной компетенции менеджеров, важнейшими из которых являются:

* понимание природы управленческого  труда и процесса менеджмента;

* профессиональная компетентность;* знание должностных и функциональных  обязанностей;

* умение собирать, анализировать  и перерабатывать информацию;* организаторские  способности;

* творческое мышление;* высокие  нравственные качества;

* способность к объективной  самооценке.

Чтобы выполнять свои сложные  и ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностями использовать их в повседневной работе. Требования к профессиональной компетенции менеджеров можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят знания и умение выполнять свою работу:* высокая информированность по профессиональным вопросам;* умение обосновывать и принимать  решения в ситуациях, для которых  характерны высокая динамичность и  неопределенность;* знакомство с передовым  отечественным и зарубежным опытом менеджмента;* способность управлять  ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами  повышения эффективности управления;* умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и  связи. Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  со способностью работать с людьми и управлять своими эмоциями.

В процессе выполнения своих  функций менеджеры взаимодействуют  с широким кругом лиц -- подчиненными, коллегами, руководителями, высшими администраторами, акционерами, поставщиками, заказчиками и другими людьми и организациями, прямо и косвенно связанными с деятельностью той организации, где работает менеджер. Чтобы работать с людьми, различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны обладать многими специфическими личностными качествами, усиливающими доверие и уважение со стороны тех лиц, с кем они вступают в контакт. Профессиональная деятельность менеджера значительно различается в зависимости от того, на какой ступени иерархии работает данный менеджер. Одна из форм разделения труда менеджера носит горизонтальный характер и предопределяет расстановку конкретных менеджеров во главе отдельных подразделений предприятия. Следует отметить, что все эти менеджеры работают на одной и той же иерархической ступени управления. Помимо них на предприятии есть менеджеры, которые координируют работу этих менеджеров и руководят этой работой. Таким образом, помимо горизонтального разделения труда менеджеров на предприятии существует еще и вертикальное разделение их труда, предусматривающее разный иерархический уровень.

Различают менеджеров низового, среднего и высшего звеньев.

Менеджеры низового звена  представляют организационный уровень, находящийся непосредственно над  рабочими. Примером менеджера низового звена является мастер участка. Работа менеджеров низового звена является оперативной, она наполнена разнообразными действиями и предусматривает систематический  и длительный контакт с подчиненными.Работа менеджеров низового звена координируется и контролируется менеджерами среднего звена. Эти руководители обычно возглавляют крупное подразделение, отдел или цех предприятия.

Менеджеры высшего звена  осуществляют руководство предприятием в целом, они наделены большими правами  и должны нести всю полноту  ответственности за результаты работы.

 

 

 

2. Общие и специальные  способности в управленческой  деятельности

К числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны быть отнесены проанализированные в соответствующих разделах интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Все присущие им закономерности влияния на управленческую деятельность одновременно дают и характеристику интеллекта, креативности, рефлексивности и т. д. Как общих способностей руководителя. Одной из наиболее интересных особенностей влияния общих способностей на управленческую деятельность является специфическая - криволинейная зависимость ее эффективности от меры развития этих способностей. В отношении интеллекта, рефлексивности и креативности, как было показано, этот факт является экспериментально доказанным, в плане способности к обучаемости данные пока не получены. Вместе с тем и здесь ситуация должна быть аналогичной. Слишком слабая обучаемость по вполне понятным причинам является негативным фактором управленческой деятельности. Однако и слишком высокая обучаемость, по-видимому, не будет благоприятствовать эффективности управления. Во-первых, в связи с ней будут усиливаться репродуктивные, т. е. основанные на стремлении к обогащению профессионального опыта и его использования стратегии управленческой деятельности. Они хотя и обеспечивают ее высокую надежность, но в отличие от продуктивного стиля управления не дают максимальных результатов. Во-вторых, слишком высокая обучаемость является, как показано, предпосылкой для склонности к «постоянному экспериментированию», стремлению немедленно апробировать то, чему научился. Это повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели.

В отличие от общих способностей, специальные способности связаны  с успешностью управленческой деятельностью  прямой зависимостью. Чем выше уровень  их развития, тем выше и показатели эффективности деятельности (конечно, при прочих равных условиях). Так, например, связь уровня развития мнемонических  процессов с параметрами управленческой деятельности, безусловно, является прямой и сильной. И долговременная память (как психологическая основа профессионального  опыта), и оперативная память (как  основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями  успешности деятельности руководителя. Столь же очевидна и непосредственна - прямая связь мыслительных способностей с успешностью управленческая деятельность. аналогичную роль играют по существу и все иные специальные способности - перцептивны, волевые аттестационные (развитие процессов внимания), имажинативные (развитие процессов воображения). Руководителю лучше обладать «средним практическим мышлением», чем высокоразвитым, но абстрактным теоретическим мышлением. И уж тем более ему необходимо обладать не «острым и развитым восприятием», а развитым социальным восприятием. Эффективность управленческой деятельности менеджера определяется некоторой интегральной характеристикой, называемой общей способностью к управленческой деятельности (ОСУД).Сильного менеджера можно отличать от слабого по степени разнородности используемых приемов и методов управления. Важным следствием ОСУД является умение менеджера решать нестандартные проблемы и успешно разрешать конфликтные ситуации. О наличии ОСУД свидетельствует умение менеджера масштабно мыслить, рационально решать кадровые проблемы. Под личностно-деловыми качествами менеджера понимают устойчивые характеристики, оказывающие важнейшее влияние на управленческую деятельность. Эти качества определяются способностями индивида, психологической структурой личности, ее направленностью, особенностями характера, темпераментом, накопленным опытом работы. Проведенные исследования и изучение деятельности эффективно работающих менеджеров позволяют утверждать, что важнейшими из названных качеств являются:

* компетентность,

* коммуникабельность,

* стрессоустойчивость,

* нравственность,

* способность творчески  решать проблемы,

* смелость в принятии  решений.

Компетентность подразумевает  наличие у менеджера специального образования, широкой эрудиции в  различных областях, постоянное повышение  им своей профессиональной квалификации. К обязательным условиям компетентности следует отнести системность  мышления менеджера и наличие  у него соответствующих организаторских  способностей

 

 

 

3. Значение деятельности менеджера для организации.

Работа по управлению организацией является частью совокупного труда, который необходим для того, чтобы  достичь ее целей. Это один из видов  профессиональной деятельности человека. Реализация этого вида деятельности осуществляется управленческими работниками, ключевое место среди которых  занимают руководители - менеджеры.

Менеджер - это должностное  лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей  в рыночных условиях.

Термин менеджер употребляется:

· применительно к руководителям  организаций разного типа;

· применительно к организаторам  конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или  программно-целевых групп.

Менеджеры могут занимать в организации различные позиции  по уровню в должностной иерархии, по роли, которую они играют в  процессе управления, по решаемым задачам. Это связано с разнообразием  видов управленческой деятельности, а также с тем, что управленческий труд в больших организациях подразделяется по уровням и функциям.

Управленческая деятельность по виду и характеру чрезвычайно  разнообразна. Менеджер принимает управленческие решения в области экономики, организации работы или в социально-психологической  сфере; является методологом, человеком, работающим с информацией.

Рассмотрим особенности  управленческого труда. Они заключаются  в характере труда менеджера  и отражаются в содержании труда, его разделении и кооперации.

Характерными чертами  труда менеджеров является то, что  этот труд носит преимущественно  умственный, творческий характер. Его  главный смысл составляет выявление  и устранение проблем в функционировании организации. Однако менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о  том, какие подходы надо применить  в каждом конкретном случае. К примеру, если возникла проблема в производстве, в финансовом отделе или исследовательском  звене фирмы, ее решение потребует  учета особенностей работы каждого  из этих подразделений, а также изучения конкретных причин, по которым она  возникла.

Информация о работе Менеджер - главное звено организации