Механизм нормотворческой деятельности Международная организация труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

МОТ является одной из многосторонних организаций, наиболее успешно выполняющих свой мандат Восемь десятилетий ее истории позволяют сделать вывод о том, что залогом этого успеха служит стремление к обновлению в ответ на происходящие перемены. Рожденная в дни мимолетной: надежды, она пережила годы "великой депрессии" и мировой войны. МОТ была создана в 1919 г по замыслу промышленно развитых стран для решения их общих проблем, но ее стремительное развитие и творческие подходы привлекли к ней за два десятилетия после Второй мировой войны массу новых членов.

Работа содержит 1 файл

гронская.docx

— 33.87 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта

Одесская  государственная академия строительства  и архитектуры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине:

«Экономика  труда и социально-трудовые отношения»

на тему:

« Механизм нормотворческой деятельности МОТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка  ΙV  курса

группы  ЭП-445

Неткова М.Н

Проверила:

Гронская  М.В 
 
 
 
 
 
 
 

Одесса  – 2011 
 
 

    Введение

    МОТ является одной из многосторонних организаций, наиболее успешно выполняющих свой мандат Восемь десятилетий ее истории  позволяют сделать вывод о  том, что залогом этого успеха служит стремление к обновлению в  ответ на происходящие перемены. Рожденная  в дни мимолетной: надежды, она  пережила годы "великой депрессии" и мировой войны. МОТ была создана  в 1919 г по замыслу промышленно  развитых стран для решения их общих проблем, но ее стремительное  развитие и творческие подходы привлекли  к ней за два десятилетия после  Второй мировой войны массу новых  членов.

    В период "холодной войны" Организация  сохраняла свой универсальный характер, в то же время бескомпромиссно  отстаивая свои основные ценности. Конец "холодной войны" и ускоренная глобализация мировой экономики  в очередной раз поставили  МОТ перед необходимостью пересмотреть свои задачи, программы и методы работы.

    Рожденная из хаоса мировой войны и закаленная испытаниями почти целого столетия, Международная организация труда  построена на уставном принципе, гласящем, что всеобщий и прочный мир  может быть установлен только на основе социальной справедливости.

    МОТ стояла у истоков таких достижений индустриального общества как 8-часовой  рабочий день, политика занятости, охрана материнства, законы о детском труде  и другие нормы, содействующие охране труда и мирным трудовым отношениям. Ни одна страна или отрасль не смогли бы провести их в жизнь без одновременных  действий в этом направлении со стороны  других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Основным  направлением деятельности МОТ является нормотворчество, т.е. разработка международных  актов о труде.

    При создании МОТ было установлено, что  МОТ будут принимать решения  в форме международных нормативных  актов – конвенций и рекомендаций.

    По  своему содержанию нормативные акты МОТ обычно классифицируются по следующим  группам:

    акты, осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;

    акты, относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;

    акты, регулирующие условия труда;

    акты  по технике безопасности и производственной санитарии;

    акты, регулирующие труд работников, нуждающихся  в повышенной правовой защите;

    акты, регулирующие труд отдельных категорий  работников;

    акты, регулирующие сотрудничество организаций  работников, работодателей, государств, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

    Процедура принятия конвенций и рекомендаций МОТ является достаточно сложной. До применения они должны дважды последовательно  обсуждаться на международных конференциях, сессиях МОТ, чему предшествуют доклады  МБТ, базирующиеся на обобщении законодательства и практики различных стран. Каждая конвенция или рекомендация проходит обсуждение в специальной комиссии, сформированной Генеральной конференцией. Эти документы требуют одобрения 2/3 присутствующих на Генеральной конференции  делегатов.

    Проекты конвенций рассматриваются на конференциях МОТ. После того, как конференция  принимает (в результате голосования) проект конвенции, страны-члены по Уставу Мот обязаны представить конвенцию  на рассмотрение национальным компетентным властям для решения вопроса  о ее ратификации. Конвенции вступают в силу только после определенного  числа ратификаций и только для  тех стран, которые их ратифицировали.

    Государства – члены МОТ должны давать по рекомендациям такую же информацию, как и по конвенциям.

    Конвенция приобретает статус многостороннего  международного соглашения после ратификации  ее как минимум двумя государствами  – членами МОТ, и с этого  момента она налагает определенные обязательства как на ратифицировавшие, так и на нератифицировавшие ее государства. Но для отдельно взятого государства  – члена МОТ положения конвенций  становятся юридически обязательными  только после ратифицирования ее высшим органом государственной  власти.

    Факт  ратификации конвенции налагает на государство ряд обязательств. Во-первых, оно обязано принять  нормативные акты, гарантирующие  проведение конвенций МОТ в жизнь. Во-вторых, оно обязано регулярно  представлять в МОТ документы, доклады  относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Такие доклады представляются раз  в 2-4 года.

    Что касается нератифицированных конвенций, государство все же обязано информировать  МОТ по запросам ее Административного  Совета о состоянии национального  законодательства и практики в отношении  такой конвенции и о мерах, которые предполагается принять  для придания ей силы.

    Рекомендация  также содержит в себе международно-правовые нормы, но, в отличие от конвенций, она не требует ратификации и  рассчитана на добровольное ее применение в национальном законодательстве государства  – члена МОТ. Поэтому они не обладают юридической силой конвенций. Рекомендации часто принимаются  одновременно с конвенциями и  регламентируют те же вопросы, дополняя и развивая их. Они представляют собой обращенные к государствам пожелания, детализируют, уточняют, а  иногда и дополняют положения  конвенций, делают их содержание более  полным и гибким.

    Рекомендация (как и конвенция) должна быть представлена правительством государства, являющегося  членом МОТ, на рассмотрение компетентных властей для придания рекомендации силы путем принятия закона или другого  нормативного акта; при этом МОТ  должна быть информирована о результатах  такого рассмотрения. 
 

    Разработка  и  принятие  международных   трудовых   норм   (конвенций   и рекомендации) является основным направлением деятельности МОТ с  момента  ее создания. За  период  своей  деятельности  МОТ  разработала  и  приняла  177 конвенций  и  184  рекомендации  по  широкому   спектру   социально-трудовых вопросов, охватывающих практически все сферы  социально-экономической  жизни общества. По сути дела, принятые МОТ нормы образуют  международный  трудовой кодекс, которым  руководствуются  государства  при  выработке  и  проведении национальных  трудовых  законодательств.   Нормы   принимаются   генеральной конференцией МОТ в два этапа двумя третями голосов присутствующих  делегатов и   направляются    государствам-членам    для    ратификации.    Конвенция, ратифицированная государством, является для него приоритетной при  выработке национального законодательства и применении его на практике.

    Для проверки применения конвенций в  национальном  законодательстве  и  на практике МОТ создала уникальный механизм контроля,  основанный  на  изучении комитетом независимых экспертов национального законодательства  и  практики, а  также   на   расследовании   конкретных   случаев   нарушения   конвенцій трехсторонними  органами   МОТ.   Эффективное   применение   трудовых   норм приобретает  особую   актуальность   и   остроту   в   связи   с   процессом интернационализации экономики и  либерализации  мировой  торговли.  Особенно важно это вследствие деятельности транснациональных корпораций.

    Особый  механизм контроля установлен за  выполнением  конвенций  о  свободе объединения.  Трехсторонний  комитет  Административного  совета  по  свободе объединения   рассматривает   жалобы,    подаваемые    международными    или национальными  профсоюзными   организациями.   Факты   нарушения   конвенцій докладываются   Административному   совету,   который   обращает    внимание правительств на их обязательства  по  соблюдению  Устава  МОТ.  В  некоторых случаях  правительства  просят   направить   в   их   страну   комиссию   по расследованию и  примирению,  состоящую  из  независимых  специалистов,  для изучения положения на месте.  В  результате  вмешательства  МОТ  был  найден выход из  многих  конфликтных  ситуаций,  ряд  профсоюзных  активистов  были освобождены из заключения и даже спасены от смертной казни.

    Любой представитель правительства,  предпринимателей  и  трудящихся  имеет право подать представление или жалобу на государство —  член  МОТ,  которое, по   его   мнению,   не   обеспечило   соблюдения   какой-либо    конвенции. Административный совет в таких случаях создает комиссию по расследованию  из трех  высококвалифицированных   экспертов-юристов.   Рекомендации   комиссии утверждаются  Административным  советом  и  обязательны  для  выполнения.  В случае если государство не согласно с  данными  рекомендациями,  оно  вправе

передать  дело в Международный суд. Если какое-либо государство — член МОТ не выполнит  в  установленный  срок рекомендации комиссии или Международного  суда,  то  Административный  сонет может  "рекомендовать  конференции  такие  действия,  которые   она   сочтет целесообразными для выполнения этих рекомендаций". Процедуры  контроля  за  применением  норм   исключительно   важны.   Они содействуют воплощению в жизнь провозглашенных МОТ принципов. Международные  трудовые  нормы  имеют   большее   значение   для   выработки национального законодательства даже в тех странах, которые данные  конвенции не ратифицировали. Рекомендации  МОТ  ратификации  не  подлежат,  поэтому  они  не  обладают юридической силой конвенций. Рекомендации часто принимаются  одновременно  с конвенциями и регламентируют те же вопросы, дополняя  и  развивая  их.  Цель рекомендаций   —   стимулировать   подготовку   национальных   программ    в определенных областях. 

    Рынок труда представляет собой сложную  многоуровневую систему, нуждающуюся  во взвешенных механизмах управления. На международном рынке труда действуют многие субъекты, существуют международные организации, осуществляющие целенаправленную деятельность по регулированию вопросов, связанных с трудом. Одним из наиболее авторитетных институтов в данной сфере является Международная организация труда (МОТ).

    Согласно  уставу целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией набора рабочей силы путем борьбы с безработицей; установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни и др

    В целях стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости каждый Член Организации провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости. Эта политика имеет целью обеспечение того, чтобы:

a)   имелась работа для всех, кто  готов приступить к работе  и ищет работу;

b)  такая  работа была как можно более  продуктивной;

c) существовала  свобода выбора занятости и  самые широкие возможности для каждого работника получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного происхождения или социального происхождения. Цели политики занятости должны быть ясно и публично определены, по возможности, в виде контрольных цифр в области экономического развития и занятости.

    Политика  в области занятости должна основываться на аналитических исследованиях существующих и будущих масштабов и распределения рабочей силы, занятости, безработицы и неполной занятости.  Достаточные ресурсы должны бать выделены для сбора статистических данных, подготовки аналитических исследований и распространения полученных результатов. Компетентные органы в системе по регулированию вопросов труда должны, консультируясь с организациями работодателей и работников, и методом и в соответствии с условиями, установленными национальным законодательством или правилами или национальной практикой, принимать активное участие в подготовке, разработке, принятии, применении и пересмотре трудовых норм,

Информация о работе Механизм нормотворческой деятельности Международная организация труда