Механизм эффективного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА МЕНЕДЖМЕНТА. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

     3. Разработка информационной системы  организации, обеспечивающей эффективную  коммуникационную связь между  сотрудниками и подразделениями. 

     4. Разработка системы принятия  решений, правил и процедур  управления, системы стимулирования.

     5. Система постоянного повышения  квалификации работников на основе  обучения, переподготовки, развития  инициативы, творчества.

     6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих  кадров, планирование карьеры руководителей,  применение стиля руководства,  адекватного внутренним и внешним  факторам, воздействующим на организацию.

     7. Применение наиболее эффективных  методов подбора персонала, его  оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного  социально-психологического климата.

     8. Работа по созданию культуры  организации, выработке совместных  ценностей, признаваемых и одобряемых  сотрудниками [12, с.43].

     Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента.

     В современных рыночных условиях для  эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и  разносторонние знания, но и отличался  оперативностью и деловитостью, обладал  чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

     На  развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в  сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного  роста руководящего работника и  развития его инициативы является систематическое  продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его  продвижении подлежит обязательному  периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую  квалификацию, насколько активен  в работе.

     Продвижение менеджеров может осуществляться в  форме:

     1) перемещения в рамках той же  должностной категории и размеров  заработной платы, но с расширением  выполняемых функций;

     2) повышения заработной платы без  повышения в должности;

     3) продвижения его по ступеням  должностной лестницы [7, с.28].

     Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника  в конкретном виде деятельности.

     Стимулирующая роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности  перед предстоящей аттестацией  побуждает менеджера к более  полному использованию своих  способностей, к достижению лучших результатов в труде.

     Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска - прямая задача руководителей компании [4, с.71].

     Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы  при разработке новшества, обеспечение  новаторов необходимыми ресурсами  и оборудованием, поддержка со стороны  высшего руководства; ведение дискуссий  по обмену идеями; поддержание эффективных  коммуникаций с коллегами, другими  подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания  между работниками.

     Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация [13, с.53].

     Мотивация - стимулирование к деятельности, процесс  побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

     Существует  определенная система мотивов к  труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные  на определенную интенсивность работы.

     Одной из основных задач менеджера для  повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

     Важную  роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое  означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

  • высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;
  • расширение объема выполняемых организацией заданий;
  • развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;
  • расширение уровня принятия решений.

     Менеджеру следует помнить о том, что  делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование - это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая  повысить его эффективность [3, с.48].

     Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента  на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят  быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента  на предприятии.

     Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью  изменить ее.

     Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов  деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого  штата и т.д. Процесс деления  организации на отдельные блоки, связанные с организационным  выделением и обособлением групп  сложных работ называют департаментизацией.

     В настоящее время существуют следующие  виды организационных структур управления:

     1. Линейная департаментизация - характеризуется  простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и  возможностью самоуправления; эффективна  при выполнении организацией  однотипных работ без дифференциации  специалистов (например, в низовых  производственных звеньях, семейном  и малом бизнесе и т.д.)

     2. Функциональная департаментизация  - процесс деления организации  на отдельные элементы, каждый  из которых имеет свою четко  определенную задачу и обязанности.  Целесообразно использовать в  организациях, выпускающих ограниченную  номенклатуру продукции, действующих  в стабильных внешних условиях.

     3. Департаментизация по продукту (продуктовая) - выделяются блоки, связанные  с производством и реализацией  какого-либо продукта.

     По  такому же принципу строится департаментизация  по потребителю и по рынку: группирование  работ осуществляется вокруг конечного  потребителя или в отношении  географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные  отделения крупной компании).

     4. Традиционная департаментизация  основана на комбинации линейной  и функциональной департаментизации.  Основой этой структуры являются  линейные подразделения, осуществляющие  в организации основную работу  и обслуживающие их специализированные  функциональные подразделения.

     5. Девизиональная организация - сочетание  централизованного планирования  наверху и децентрализованной  деятельности производственных  отделений; эффективна в условиях  много продуктового производства  или многонациональных компаниях  с большой территориальной разобщенностью.

     6. Матричная организация комбинация  функционального и продуктового  подходов, где функциональная часть  матрицы ответственна за обеспечение  работы спецификациями, техническим  руководством и т.д., а продуктовая  - отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов,  выполнение рабочих операций, достижение  целей. 

     Матричные организации создаются, когда выбранная  стратегия делает упор на получение  высококачественного результата по большому количеству проектов в области  высоких технологий.

     Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и  специфики деятельности предприятия) может в значительной степени  повысить эффективность менеджмента  и результаты деятельности в целом [5, с.63].

     Важную  роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые  обеспечивают коммуникационные связи  между сотрудниками и подразделениями.

     Существует  большое количество по обеспечению  эффективности коммуникаций на предприятии, например:

     - создание единой компьютерной  сети на предприятии;

     - возможность доступа сотрудников  к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным  с деятельностью фирмы в различных  областях, в том числе и инновационной;

     - регулярная организация специальных  конференций для персонала разных  уровней;

     - визиты специалистов компании  в передовые подразделения для  обмена опытом и т.д.

     Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно  использовать различные способы, но важно понимать, что только системный  подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой  фирмы [12, с.89].

     Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения  эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

     Повысить  эффективность управления можно  также, применяя различные методы непосредственно  к менеджеру, например, увеличить  уровень его квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

     Каждое  предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления.

     Однако  любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в  том случае, если использовать различные  методы в комплексе, ориентируясь при  этом на цели и стратегии развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     На  протяжении всего развития науки  управления всегда уделялось большое  внимание тому, как руководитель должен руководить, чтобы организация работала эффективно, то есть какой механизм управления к ней должен быть применен.

     Эффективно  — значит, результативно использовать все имеющиеся возможности и  резервы системы управления, адекватно  реагируя на изменения как внешней, так и внутренней среды организации, и понимать новые тенденции, вызванные  научно техническим прогрессом, социальными  процессами и экономическими условиями. Повышение эффективности системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов и технологии деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними управленческих и производственных результатов с заданным критерием или системой критериев. Конечно, можно принять хорошее своевременное решение, сбалансированный план. Однако, это не гарантирует высокую эффективность. Сами по себе управленческие решения или план — только предпосылка для получения полезного эффекта производственной деятельности совокупного работника, частью которого выступает управление. Эффективное управление сегодня невозможно без свободы маневра, которая предотвращает возможность попадания в тупиковую ситуацию. Высокая эффективность управления обеспечивается профессионализмом персонала и управляющих. Наконец, эффективное управление невозможно без заинтересованности всех участников в результатах. Другими словами, подбор нужного механизма управления — это проблема, от правильного решения которой во многом зависит развитие рыночных отношений в обществе, эффективность деятельности организации.

Информация о работе Механизм эффективного менеджмента