Механизм эффективного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА МЕНЕДЖМЕНТА. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.

Работа содержит 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 51.58 Кб (Скачать)

     Объективной основой использования этих методов  управления выступают организационные  отношения, составляющие часть механизм управления. В настоящие время  совершенно справедливо подвергаются критике рычаги административного  управления. Однако, следует иметь  ввиду, что никакие экономические  методы не могут существовать без  организационно-правого воздействия, которые обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно  определить оптимальное  сочетание  и рациональное соотношения организационно-правовых и экономических методов. Организационно-правовые методы управления предполагают:

     - наличие четкого разделения труда  и компетенции (прав и обязанностей) между различными  органами, подразделениями  ,  а также должностными лицами;

     - использование административной  власти в рамках правовых и  морально-этических норм для решения  хозяйственных задач;

     -  рациональный подбор и расстановку  кадров с учетом деловых и  личностных качеств работников.[8, с.43]

     Важная  особенность разделения труда управленческих органов в том, что они строят свою деятельность по функциональному  признаку, т. е. занимаются точно определенным делом. Так, крупное предприятие  имеет  в своем составе планово-экономический, производственный, технический и  др. отделы. Смысл такой структуры  – в распределении управленческих функций, которые координируются генеральным  менеджером и его заместителями.

     Разделения  труда и компетенции не ограничиваются лишь органами управления, а доводятся  до каждого исполнителя, способствуя  повышению его ответственности  в решении стоящих перед ним  задач. При совершенствовании структуры  управления разделение функций управления, четкое разделение прав и ответственности  имеют исключительное значение. Когда  принимается решение, становится совершенно ясно, кто несет за него ответственность. В тех случаях, когда решение  не выполняется, также должно быть ясно, кто и по каким причинам затягивает дело. Переход на качественно новый  уровень управления, существенное повышение  эффективности управленческой деятельности в каждом звене управления требует  интенсивного и сбалансированного  развития организационного, технического, научно-методического и кадрового  потенциала системы управления. Речь идет о рационализации организационных  структур управления, упорядочении коммуникаций, устранения лишних звеньев, достижении оптимального баланса между правами  и ответственностью отдельных должностных  лиц и подразделений. Наряду с  этим необходимо создать и внедрить в управленческую практику новые, более  эффективные методы обоснования  и принятия управленческих решений, оснастить аппараты управления совершенными техническими средствами сбора, анализа  и хранения информации.

     Организаторская работа, направлена на реализацию принятых решений, включает подбор и расстановку  кадров, постановку конкретных задач  каждому исполнителю; определение  их функций, прав, ответственности; необходимый  инструктаж работников; планирование и организацию их труда; согласовании работ во времени и в пространстве; контроль исполнения. Для эффективного выполнения указанных процедур в  рамках функции организации необходим  набор специальных методов и  способов их осуществления. Эти организационные  инструменты воздействия призваны обеспечить четкость, дисциплинированность, эффективность работы управленческого  аппарата и поддерживать необходимый  порядок в работе предприятия. Методы организационного воздействия весьма разнообразны по своему составу, т.к. они  направлены на формирование, регулирование  и развитии производственной системы  и системы управления.

     Некоторые из них, например методы подбора и  расстановки кадров, организационное  планирование, доведение заданий  до исполнителей, инструктаж, контроль исполнения, применяются в ходе текущей  организаторской работы, а другие – организационный анализ и диагностика, организационное проектирование, обобщение  передового организационного опыта  – используется при решении задач  организационного развития, т.е. при  совершенствовании системы управления предприятием. Распорядительное воздействие  на предприятиях проявляется в форме  приказов и распоряжений. Объем распорядительной диагностики находится в прямой зависимости от качества кадров управляющие  системы и степени инициативы и умения менеджеров. Чем более  четко на предприятии применяется  организационное воздействия во всех его формах, тем меньше будет  применятся распорядительное воздействие. Распорядительное воздействие заключается  в постоянном оперативном обеспечении  четкой работы звеньев управления. При помощи распорядительного воздействия  устраняются отклонения от нормального  функционирования всех подразделений  управления предприятием.[7, с.70]

     Значительная  роль в системе менеджмента принадлежит  социально-психологическим методам  управления. Необходимость их обусловлена  сущностью самого понятия менеджмента  как координации деятельности людей  в процессе производства. Управление в значительной степени зависит  не только от объективных, но и от субъективных факторов, в частности социально-психологических.

     Целью социально-психологических методов  управления является создание в производственном коллективе такой ситуации, которая  бы ориентировала каждого работника  на раскрытие всех своих потенциальных  возможностей и тем самим способствовала повышению эффективности производства. Социально-психологические методы управления предполагают изучения социально-психологических  условий труда в производственных коллективах, их влияния на состоянии  личности, а через нее – на результаты производственной деятельности.

     Результативность  деятельности производственных коллективов (и личности) в значительной  степени  зависит от состава коллектива, созданной  в нем психологической атмосфере, степени удовлетворения потребностей работающих, взаимоотношения менеджеров с подчиненными. Поэтому необходимо постоянно улучшать психологический  климат, атмосферу, в которой протекает  производственный процесс , с целью  обеспечения его оптимальных  параметров.

     Главной движущей силой в любом органе или звене управления выступают  сами работники, т.е. менеджеры, специалисты, технические исполнители. Они же и являются носителями разнообразных  управленческих отношений, складывающихся на различных уровнях и в различных  звеньях управления в ходе выполнения конкретных функций.

     Социально-психологический  аспект регулирования управленческих отношений – важный фактор эффективности  и качества деятельности аппарата управления. Многообразие и сложность социальных отношений в производственных коллективах  требует тщательного анализа  в целях их регулирования и  вскрытия социальных резервов повышения  эффективности производства. Недооценка единства экономических и социальных аспектов деятельности коллектива приводит в ряде случаев к высокой текучести  кадров, нарушения трудовой дисциплины, созданию кадровой морально-психологической  атмосферы.[9, с.54]

     Социально-психологические  методы управления используются при  решении следующих задач:

     - подбор и расстановка кадров (изучения  привлекательности трудовых процессов  в рамках различных профессий;  повышение престижа отдельных  профессий; эффекта наименования  профессий; выявления индивидуальных  способностей работников и определения  проф. пригодности  к определенным  вида работ на предприятиях; разработка  методик проф. отбора и оценка  кадров; );

     - формирование производственного  коллектива и его развитие (изучение  психологической совместимости  людей в первичных трудовых  коллективах, формирование производственных  бригад, отделов, участников и  т.д.);

     - регулирование межличностных отношений  в производственном коллективе (изучение  поведения работников в трудовом  коллективе; выявление причин конфликтных  ситуаций в первичном трудовом  коллективе, между менеджерами и  подчиненными, между менеджерами  различных уровней управления  и т.д.);

     - повышение эффективности индивидуального  и коллективного стимулирования  работников (динамика потребностей  и интересов членов трудового  коллектива; разработка различных  форм индивидуального и коллективного  поощрения работников предприятия,  мер по выполнению социально-психологической   обоснованности системы индивидуального  и коллективного материального  стимулирования работников);

     - повышение результативности воспитательной  работы в коллективе (воспитание  сознательного отношения к труду,  формирование у работников чувство  сопричастности к делам предприятия,  ощущения своего места на производстве, чувство хозяина, творческого  отношения к труду);

     -   укрепление трудовой дисциплины (выявления причин нарушений, разработка мероприятий по профилактике нарушений дисциплины);

     - рационализация трудовых процессов  производственного и управленческого  персонала (снижение утомляемости, изучение причин производственного  травматизма, проф. заболеваний). [10, с.17]

     Для практического решения указанных  задач на крупных предприятиях должны создаваться специальные социально-психологические  службы.

     Для социологов объектом исследования должны является малые социальные группы (первичные  трудовые коллективы и их взаимоотношения, а для психологов – личность и  межличностные отношения). В ряде случаев эффективна совместная работа социологов и психологов, что позволяет  подходить комплексно к изучению возникших производственных ситуаций.

     Социально-психологические  методы управления требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные  методы управления. Успех деятельности руководителя зависит от того, насколько  правильно применяет он различные  формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформулировать здоровые межличностные  отношения.

     В качестве основных форм такого воздействия  можно рекомендовать планирование социального развития трудовых коллективов, убеждение как метод воспитания и формирования личности, экономическое  соревнование, критику и самокритику, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как  метод и как форма участия  трудящихся в управлении, различного рода ритуалы и обряды. Не следует  противопоставлять методы управления при решении конкретных производственных ситуаций.

     Наибольший  эффект может быть достигнуть только при комплексном использовании  экономических, организационно-правовых, и социально-психологических методов  управления. Формы действия и использования механизма управления  будут рассмотрены в следующем подразделе. 

     2.2. Формы действия и использования механизма управления 

     Любая организация является сложной социальной системой, состоящей из двух элементов  — управляющего и управляемого. Будучи подсистемой организации  в целом, управляющий элемент  одновременно сам представляет весьма сложное образование, которое мы будем называть системой управления.

     Она характеризуется определенной конфигурацией  структуры, степенью централизации или децентрализации, формализации и регламентации, стабильностью или изменчивостью, открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям).

     Структурно  система управления состоит из управляющей  и управляемой подсистем, (границы  между ними весьма условны), в единстве образующих субъект управления, а  также механизма их взаимодействия, включающего совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур, регламентирующих порядок осуществления  управленческих действий по отношению  к объекту управления. Системный  подход требует рассматривать субъект  и объект управления как единое целое  и во взаимосвязи с внешней средой.

     Под управляющей подсистемой системы  управления можно понимать ту часть  системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей, то к управляемой подсистеме.

     Во  главе управляющей подсистемы находится  ее центральное звено, персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества).

     В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия  на управляемую — планирование, контроль, стимулирование, координация.[12, с.76]

     К управляемой подсистеме относятся  элементы, которые воспринимают управляющее  воздействие и преобразуют в  соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Информация о работе Механизм эффективного менеджмента