Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 17:50, курсовая работа
Маркетинг персонала – ответственный этап в управлении персоналом. Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-методических принципов и организационных мероприятий маркетинга персонала, позволяющих успешно решать кадровые проблемы.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1 Понятие маркетинга персонала………………………………………………...4
1.1 Сущность и принципы маркетинга персонала………………………4
1.2 Информационная функция маркетинга персонала………………….6
1.3 Исследование внешней и внутренней среды организации…………8
1.4 Коммуникационная функция…………………………………………9
2 Маркетинг персонала на EPAM Systems…………..…………………….…...12
2.1 Организационно-экономическая характеристика…………………12
2.2 Партнеры и заказчики………………………………………………..13
2.3 Организация труда и определение потребности в персонале……..14
2.4 Оценка трудовых ресурсов…………………………………………..17
3 Методики отбора кадров в Epam Systems …………………………………...19
Заключение………….……………………………………………………………24
Список использованных источников……………………………………….…..25
Изучение
рынка труда предполагает изучение
как внешнего рынка труда (потенциал
рабочей силы в регионе), так и
внутреннего рынка труда (имеющийся
в наличии трудовой коллектив
организации). Исследование внутреннего
рынка труда направлено на покрытие
потребности в персонале за счет
внутриорганизационных
Изучение имиджа направлено на разработку мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации работников. Методы исследования имиджа: проведение опроса мнений работников организации, их партнеров, потребителей; анализ компаний найма, в особенности неудачных мероприятий по подбору кандидатов; изучение претензий, высказываемых работниками в процессе деловой оценки, адаптации; анализ данных исследования рынка труда.
Сегментирование рынка - это процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы - целевые группы.
Источниками
маркетинговой информации по поиску
требуемого персонала являются: учебные
программы и планы выпуска
специалистов в учебных заведениях;
учебные программы дополнительного обучения
в коммерческих учебных центрах и курсов
переобучения при биржах труда; аналитические
материалы, публикуемые государственными
органами по труду и занятости и информационные
данные служб занятости (бирж труда); специализированные
журналы, посвященные вопросам трудоустройства
и управления персонала; экономические
публикации в газетах, в СМИ; рекламные
материалы других организаций, в особенности
организаций-конкурентов; презентации
фирм в учебных заведениях; аналитические
материалы по изучению требований, предъявляемых
к должностям и рабочим местам, по изучению
содержания труда на рабочих местах; беседы
специалистов по персонал-маркетингу
с потенциальными сотрудниками организации,
с внешними партнерами, с работниками
своей организации.[3]
Предметом
исследования в данном случае являются
факторы или условия, в которых
происходит производственная деятельность
организации. Внешняя и внутренняя
среда организации раскрывается
через содержание соответствующих
внешних и внутренних факторов. Под
внешними факторами понимаются условия,
которые организация как
Учет
данного фактора позволяет
При
решении вопросов персонал - маркетинга
следует учитывать вопросы
Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
Под
внутренними факторами
Точная
оценка потребности и возможностей
организации в финансировании мероприятий
по управлению персоналом определяет
выбор альтернативных или компромиссных
вариантов в области
Кадровый потенциал организации распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга.[5]
Данный
фактор можно рассматривать как
внутренний с точки зрения возможности
выбора организаций тех источников
покрытия кадровой потребности, которые
соответствуют состоянию
Полный
и точный учет всех вышеперечисленных
факторов определяет уровень и особенности
реализации маркетинговой деятельности
в области персонала. Анализ внешней
и внутренней среды организации
необходим для уточнения
В
условиях рыночной экономики все
большую значимость приобретает
проблема выхода из кризиса трудовой
активности работников многих предприятий
страны. Разработка и совершенствование
стимулов и мотивов к труду
выходят за рамки научных и
познавательных проблем и все
больше ставятся в практическую плоскость
как средство в борьбе с конкурентами
и выживания в условиях рынка.
Коммуникационная функция маркетинга персонала нацелена на установление и реализацию путей удовлетворения потребности предприятия в персонале, а также, формирование позитивного имиджа организации.
Коммуникационное пространство включает: работников организации, которые представляют организацию и служат носителями ее имиджа; внешний рынок труда как источник потенциальных кандидатов на наем; общественность как генеральный фактор влияния на формирование мнений.
Для осуществления коммуникационной функции маркетинга персонала предлагается четыре вида мероприятий: сегментирование, внутренние связи, рекламно-презентационные мероприятия, связи с общественностью.
Сегментирование отдельных коммуникационных пространств является предпосылкой эффективности реализации мероприятий по работе с персоналом. Формированием целевых групп, должна заниматься служба персонала. Существуют географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий критерии сегментирования.
Сегментирование представляет собой процесс разделение спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.[11]
Основными методами сегментирования рынка труда являются факторный и кластерный анализы. Факторный анализ выделяет критерии формирования целевых групп. Принятыми в мировой практике маркетинга персонала видами критериев сегментирования являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий. Кластерный анализ выделяет носителей определенных признаков, отличающихся однородностью.
Эффективное
сегментирование позволяет
Внутренние
связи, относятся к заботам о
внутриорганизационных
-мероприятия по поддержке коммуникаций
-мероприятия по удовлетворению производственного процесса
-консультирование сотрудников по личным делам через компетентные организации (например, бесплатные консультации по налоговым вопросам)
-формирование групп по интересам
-регулярные мероприятия и беседы с работниками, разъясняющие мероприятия по управлению организацией
-интенсификация совместной работы руководства с представительством сотрудников
-выпуск журнала организации
-введение руководством приемных часов
-организация праздников организации, приравненных к особым случаям
Рекламно-презентационные мероприятия направлены на внешний рынок труда. Их цель состоит в оказании поддержки имиджа работодателя на наиболее важных для организации рыночных сегментах. Наиболее значимыми целевыми группами являются школьники и студенты. Поэтому целесообразно также проводить рекламу привлекательности предприятия-работодателя для учащихся: прием практикантов и контингента для обучения на предприятии; дни открытых дверей; руководство курсовыми и дипломными работами; посещение предприятия (экскурсии); учреждение стипендий на исследования; контакты с институтами, которые на рынке труда могут формировать мнение о предприятии (образовательные учреждения, партии, профсоюзы, службы занятости и др.); руководство (консультирование) диссертационными исследованиями; сотрудничество с институтами, например, в форме привлечения к ведению занятий.
Одним
из проявлений коммуникационной функции
маркетинга персонала является осуществление
внутриорганизационных связей. Главной
задачей этих связей становится выделение
на первый план неформальных элементов
отношений в организации, которые
формируются в рамках формальной
структуры. Тем самым у сотрудников
организации складывается позитивный
имидж их работодателя. Этот имидж
может воздействовать на закрепление
человеческих ресурсов внутри организации,
а также может работать на улучшение
имиджа работодателя вне организации,
так как собственные сотрудники
рассматриваются как носитель имиджа.
В маркетинге персонала выделяются
два главных направления
EPAM
Systems — крупнейший поставщик услуг
в области разработки
Компания EPAM Systems выполняет проекты более чем в 30 странах мира, в частности — для всемирно известных заказчиков из списков Fortune 50/500 и государственных учреждений, в том числе и на территории СНГ.
Выполняя
проекты для крупнейших корпораций, и
сотрудничая с ведущими мировыми разработчиками
программного обеспечения, EPAM Systems приобрела
уникальный опыт в таких областях как:
-разработка
по заказам крупнейших производителей
ПО программного обеспечения для систем
корпоративного планирования (ERP), управления
жизненным циклом изделий (PLM); корпоративных
информационных порталов (EIP), систем управления
отношениями с клиентами (CRM), серверов
интеграции приложений (EAI), систем управления
контентом (CMS), систем управления знаниями
(KMS);
-разработка
приложений, соответствующих требованиям
новейших сервис-ориентированных архитектур
(SOA — service oriented architecture);
-создание
и развертывание электронных систем управления
закупками и сбытом;
-построение
порталов крупных предприятий и холдингов
с развитыми средствами анализа данных
и управления знаниями;
-интеграция
приложений в распределенных системах
(в том числе насчитывающих сотни производственных
площадок, сотни унаследованных приложений
и десятки ERP-систем), проектирование, консолидация
и настройка корпоративных справочников
и каталогов;
-внедрение
ERP, PLM, CRM, SCM решений и систем аналитики,
стратегического планирования и бюджетирования
в ряде отраслей;
-анализ инфраструктуры и информационных ресурсов, проектирование и реинжиниринг бизнес-процессов, управление проектами модернизации и развития информационных систем.
Профессионализм
сотрудников и тщательно