Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:37, реферат
Эффективное управление предприятием практически невозможна без эффективного использования трудового потенциала человеческих ресурсов. В деятельности любого предприятия особая роль принадлежит работникам, реализующим производственный процесс, - персоналу. Основная особенность персонала в том, что помимо выполнения производственных функций, работники предприятия являются активной составляющей производственного процесса, они могут активно способствовать росту производства, могут относиться безразлично к деятельности предприятия, на котором они работают, а могут и противостоять нововведениям.
Введение. 3
1. Сущность определения «маркетинг персонала». Его принципы. 5
2. Виды маркетинга персонала. 8
3. Функции маркетинга персонала. 10
3.1. Информационная функция. 10
3.2. Коммуникационная функция. 17
3.3. Аналитическая функция. 25
4. Этапы маркетинговой деятельности в управлении персоналом. 26
Заключение. 27
Список литературы. 29
Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам.
Анализ требований, предъявляемых к рабочим местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему на определенные вакансии. Требования к персоналу выражаются, как правило, в группах параметров, приведенных в таблице 3.1.
Группа параметров | Содержание параметров |
Способности | Уровень полученного образования; необходимые знания (основные дополнительные); практические навыки в определённой сфере профессиональной деятельности; опыт работы в определённых должностях; навыки сотрудничества и взаимопомощи |
Свойства | Личностные качества, необходимые для определённого вида деятельности; способность к восприятию эмоциональных нагрузок; способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п. |
Мотивационные установки | Сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению и самореализации; способность к обучаемости; заинтересованность в работе по определённой должности, определённость профессиональных перспектив |
Таблица 3.1. Требования к персоналу.
Указанные качественные параметры определяются характером труда в той или иной должности или на том или ином рабочем месте. В свою очередь, характер труда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Изучение требований к рабочим местам должно отражать состояние на настоящее время и на будущее (прогноз требований).
Предметом анализа и прогнозирование, кроме требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.
Изучение требований к должностям и рабочим местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:
Исследование внешней и внутренней среды организации.
Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов (рис. 3.1).
Под
внешними факторами понимаются условия,
которые организация как
Рисунок 3.1. Факторы, влияющие на маркетинг персонала.
1.
Ситуация на рынке труда, которая определяется
общеэкономическими, демографическими
процессами, уровнем безработицы в заданном
временном промежутке, структурой резервной
армии труда и т.д.
Указанные
характеристики ситуации на рынке труда
формируют два основных понятия, фактическое
выражение которых является предметом
анализа в персонал-маркетинге:
2. Развитие технологии. Определяет изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что в свою очередь формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала.
3. Особенности социальных потребностей. Учет данного фактора позволяет представить структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений.
4. Развитие законодательства. При решении вопросов персонал-маркетинга следует учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.
5. Кадровая политика организаций-конкурентов. Изучение форм и методов работы с кадрами в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики.
Под
внутренними факторами
Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда.
Изучение рынка труда.
Предмет изучения рынка труда – весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.
Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.
Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников. Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице 3.2.
Направления анализа | Инструментарий |
Структура персонала, в том числе: численность, квалификационная структура, возрастная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях | Постоянные и переменные данные учета и статистики персонала. Информация о результатах обучения персонала. Деловая оценка (аттестация) персонала |
Структура развития персонала | Планирование потребности в персонале, планирование замещения вакансий, планирование мероприятий по развитию персонала |
Организационная структура в том числе: формальная иерархия, неформальные структурные группы | Схемы организационных структур, органиграммы, диаграммы выполнения функций, диаграммы коммуникационных связей, опросы сотрудников и руководителей |
Организация труда, в том числе: расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи | План должностей и рабочих мест (штатное расписание), описание работ и должностей (должностные инструкции), диагностика рабочих мест, опросы сотрудников |
Культура управления, в том числе: стиль руководства, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом | Методы имперических социальных исследований, работа с высвобождаемыми сотрудниками |
Мотивационные установки | Опросы сотрудников, групповые дискуссии, анализ применения теорий мотивации |
Таблица 3.2. Направления анализа внутреннего рынка труда.
Исследование рынка труда формирует систему современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда.
Изучение имиджа организации как работодателя.
Предмет изучения имиджа организации – ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда. Это изучение должно обеспечить отправные пункты для мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации сотрудников.
Имидж организации формируют внешние влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки и предпочтения. В основном имидж существует как субъективная картина предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.
К инструментарию исследования имиджа можно отнести:
При помощи информационной функции персонал-маркетинга можно идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами. К этим областям можно отнести, например, напряженное состояние рынка труда, отсталую систематизацию профессий и должностей или негативный имидж организации.
Цель
всех коммуникационных мероприятий
в рамках маркетинга персонала –
установление и реализация путей
покрытия потребности в персонале,
а также представление
Объектами коммуникационной функции являются: