Маркетинг персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:25, контрольная работа

Описание работы

Управление персоналом - сфера деятельности руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, направленная на повышение эффективности работы организации за счет повышения эффективности работы с ее сотрудниками психологическими, правовыми, экономическими и другими методами.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы маркетинга персонала 6
2. Информационная функция маркетинга персонала 8
Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим
местам 9
2.2 Исследование внешней и внутренней среды организации 10
2.3 Изучение рынка труда 13
2.4 Изучение имиджа организации как работодателя 14
3. Коммуникационная функция маркетинга персонала 16
3.1 Сегментирование рынка труда 16
3.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале 17
3.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала 19
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

Контр. Маркетинг персонала.docx

— 114.07 Кб (Скачать)
 
 
 
 
    1. Изучение  требований, предъявляемых к должностям

      и рабочим местам

     Анализ  требований, предъявляемых к рабочим  местам, формирует систему требований, которые организация-работодатель предъявляет персоналу, претендующему на определенные вакансии.

     Способности:

  • уровень полученного образования;
  • необходимые знания (основные и дополнительные);
  • практические навыки в определенной сфере профессиональной деятельности;
  • опыт работы в определенных должностях;
  • навыки сотрудничества и взаимопомощи.

    Свойства:

  • личностные качества, необходимые для определенного вида деятельности;
  • способность к восприятию профессиональных нагрузок;
  • способность к концентрации памяти, внимания, усилий и т.п.

     Мотивационные установки:

  • сфера профессиональных интересов; стремление к самовыражению и самореализации;
  • способность к обучаемости;
  • заинтересованность в работе по определенной должности, определенность профессиональных перспектив.

     Указанные качественные параметры определяются характером труда в той или  иной должности или на том или  ином рабочем месте. В свою очередь, характер труда определяет те требования, которые предъявляются к рабочему месту. Изучение требований к рабочим местам должно отражать состояние на настоящее время и на будущее (прогноз требований).

     Предметом анализа и прогнозирование, кроме  требований к рабочему месту, является связанная с ним квалификация сотрудника, выраженная через параметры требований к персоналу. На взаимодействии аналитической информации о требованиях к рабочему месту и фактической квалификации персонала базируются мероприятия по его развитию.

     Изучение  требований к должностям и рабочим  местам должно основываться на регламентирующих документах, таких, как:

  • общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
  • тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих.

     Свое  конкретное выражение требования к  должности должны находить во внутриорганизационных регламентирующих документах:

  • описание работы или должности (должностная инструкция), включающие в себя организационный статус должности, профессиональные обязанности, права, взаимосвязи должности или рабочего места;
  • спецификация работы, отражающая личностные характеристики, необходимые для работы;
  • квалификационная карта, включающая сведения об общем и специальном образовании, навыках работы;
  • карта компетенции («профиль» идеального сотрудника), описывающая личностные характеристики, способности к выполнению тех или иных функций, типы поведения и социальных ролей и т.п.
 
    1. Исследование  внешней и внутренней среды организации

     Предметом исследования в данном случае являются факторы или условия, в которых происходит производственная деятельность организации. Внешняя и внутренняя среда организации раскрывается через содержание соответствующих внешних и внутренних факторов. Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. К внешним факторам, определяющим содержание маркетинга персонала, можно отнести следующие факторы, представленные в таблице №1. 
 
 

Внешние факторы, определяющие направления маркетинга персонала

                           Таблица №1.

  Наименование  фактора   Характеристика 

  фактора

  Ситуация  на рынке труда Определяется  общеэкономическими, демографическими процессами, уровнем безработицы  в заданном временном промежутке, структурой резервной армии труда  и т.д. Указанные характеристики ситуации на рынке труда формируют два основных понятия, фактическое выражение которых является предметом анализа в персонал-маркетинге: спрос на персонал, его количественная структура, предложение в области персонала (ситуация в сфере учебных заведений, центров подготовки кадров, органов обеспечения занятости, увольнений из организаций и т.д.)
  Развитие 

  технологии

Определяет  изменение характера и содержания труда, его предметной направленности, что в свою очередь формирует изменения требований к специальностям и рабочим местам, подготовке и переподготовке персонала
  Особенности социальных

  потребностей

Учет данного  фактора позволяет представить  структуру мотивационного ядра потенциальных сотрудников организации, определяемую характером складывающихся в заданный момент времени общественных, производственных отношений
  Развитие  законодательства При решении  вопросов персонал-маркетинга следует  учитывать вопросы трудового законодательства, его возможного изменения в обозримом периоде времени, особенности законодательства в области охраны труда, занятости и т.п.
  Кадровая  политика организаций-конкурентов Изучение форм и методов работы с кадрами  в организациях-конкурентах с целью выработки собственной стратегии поведения, направленной на изменение кадровой политики
 

     Перечисленные выше факторы по отношению к организации  являются внешними, т.е. в значительной степени не зависящими от ее действий. Их нужно рассматривать как внешнюю среду организации в области персонал-маркетинга. Учет этой среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.

     Под внутренними факторами понимаются такие, которые в значительной степени  поддаются управляющему воздействию  со стороны организации. Основные внутренние факторы представлены в таблице 2.

Внутренние  факторы, определяющие направления маркетинга персонала

                           Таблица №2.

  Наименование  фактора   Характеристика

  фактора

Цели 

организации

Этот фактор можно считать общим для "производственного" маркетинга и персонал-маркетинга. Четкость и конкретность системы целеполагания определяет строгую направленность долгосрочной политики организации. Ее цели и задачи формируют стратегию маркетинга как в области производства и реализации продукции, так и в области персонала
Финансовые 

ресурсы

Точная оценка потребности и возможностей организации  в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытия, использования кадров, их подготовки и переподготовки т.п.
Кадровый 

потенциал

организации

Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга
Источники

покрытия 

кадровой 

потребности

Данный фактор можно рассматривать как внутренний с точки зрения возможности выбора организацией тех источников покрытия кадровой потребности, которые соответствуют состоянию остальных внутренних и внешних факторов: целям организации, финансовым ресурсам, тенденциям развития технологии и т.д.
 

     Полный  и точный учет всех вышеперечисленных  факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда 
 
 
 

    1. Изучение  рынка труда

     Предмет изучения рынка труда - весь предназначенный  к использованию потенциал рабочей  силы. Этот потенциал охватывает как  внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда.

     Существенные  направления анализа внешнего рынка труда:

  • структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная;
  • мобильность рабочей силы;
  • источники покрытия потребности в персонале;
  • пути покрытия потребности в персонале;
  • поведение конкурентов на рынке труда;
  • стоимость рабочей силы.

     Анализ  указанных направлений позволяет  установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.

     Исследование  внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.

     Важнейшие направления и инструментарий изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице №3.

     Направления и инструментарий изучения внутреннего  рынка труда

                           Таблица №3.

    Направления анализа     Инструментарий
Структура персонала, в том числе: численность, квалификационная структура, возрастная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях Постоянные  и переменные данные учета и статистики персонала.

Информация  о результатах обучения персонала.

Деловая оценка (аттестация) персонала

Структура развития персонала Планирование  потребности в персонале, планирование замещения вакансий, планирование мероприятий по развитию персонала
Организационная структура в том числе: формальная иерархия, неформальные структурные группы Схемы организационных  структур, органиграммы, диаграммы выполнения функций, диаграммы коммуникационных связей, опросы сотрудников и руководителей
Организация труда, в том числе: расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи План должностей и рабочих мест (штатное расписание), описание работ и должностей (должностные инструкции), диагностика рабочих мест, опросы сотрудников
Культура  управления, в том числе: стиль  руководства,социально-психологический климат, удовлетворенность трудом Методы имперических социальных исследований, работа с высвобождаемыми сотрудниками
Мотивационные установки Опросы сотрудников, групповые дискуссии, анализ применения теорий мотивации
 

     Исследование  рынка труда формирует систему  современных и перспективных взаимоотношений организации с различными источниками (как внешними, так и внутренними) покрытия потребности в персонале. Анализ по различным направлениям, характеризующим внешний и внутренний рынок труда, закладывает основу для разработки мероприятий по коммуникационным связям организации на рынке труда. 

2.4 Изучение  имиджа организации как работодателя

     Предмет изучения имиджа организации – ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда. Это изучение должно обеспечить отправные пункты для мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации сотрудников.

     Имидж организации формируют внешние  влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки и предпочтения. В основном имидж существует как субъективная картина предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.

     К инструментарию исследования имиджа можно отнести:

  • проведение опроса мнений работников организации, ее партнеров, потребителей и других групп людей;
  • анализ компаний найма, в особенности неудачных мероприятий по подбору кандидатов, а также мероприятий по вербовке персонала из круга близкого окружения сотрудников;
  • изучение претензий в высказываемых работниками в процессе деловой оценке, адаптации или в рамках специально организованной системы рассмотрения претензий;
  • целенаправленный анализ данных исследования рынка труда.

     При помощи информационной функции персонал-маркетинга можно идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами. К этим областям можно отнести, например, напряженное состояние рынка труда, отсталую систематизацию профессий и должностей или негативный имидж организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Коммуникационная функция маркетинга персонала
 

     Цель  всех коммуникационных мероприятий  в рамках маркетинга персонала –  установление и реализация путей  покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ  организации как работодателя.

Информация о работе Маркетинг персонала