Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование проблем и противоречий развития малого бизнеса в экономике современной России.
Задачи курсовой:
Дать понятие и признаки малого предприятия.
Рассмотреть малые предприятия в современной модели социального рыночного хозяйствования.
Показать предпосылки проблем малого предпринимательства в истории России.
Найти способы решения проблем малого предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1…………………………………………………………………………….4
Понятие и признаки малого предпринимательства………………….4
Малые формы хозяйствования в современной модели социального рыночного хозяйствования…………………………………………………...7
Глава 2…………………………………………………………………………...10
2.1. Этапы развития малого предпринимательства в России. Проблемы
становления…………………………………………………………………10
2.2. Проблемы малого предпринимательства…………………….……….16
Глава 3……………………………………………………………………….…..23
3.1. Способы решения проблем малого предпринимательства………….23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Глава 2.

2.1. Этапы развития малого предпринимательства в России. Проблемы становления.

     Для углубленного понимания проблем в развитии российских МП необходимо рассмотреть некоторые страницы их истории.

Предпринимательство в  России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями  можно считать торговцем и  купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность.[8, стр. 145]

Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности для предпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционерная деятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же время способствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная база предпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовым явлением.[8, стр. 146]

В тот период формируется рынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные банки – коммерческий, земельный и другие. К началу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных форм предпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложения средств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процесс монополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон», «Продуголь». [8, стр. 146]

Некоторое оживление  в предпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП (1921-1926). Однако с конца 20-х  годов предпринимательство вновь  сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.[8, стр. 146]

     Российское  малое предпринимательство в  своём становлении за последние  годы уже прошло два этапа  и находится на кануне вхождения в новый, третий этап.[9, стр.205]

     Первый и наиболее яркий из них наблюдался ещё в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счёт средств госбюджета, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к «золотому веку» МП. Действительно происходило очень быстрое и лёгкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр. [9, стр. 205]

     Изнанкой «золотого века» было, однако, то, что МП выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального или просто криминального псевдо-рыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось в том, что средства, накапливаемые в малом ПМ, за небольшим исключением, практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры. [9, стр.206]

     Нельзя не заметить, что «золотой век» малого бизнеса  и вменяемые ему функции ускорителя  реформ во многом оказались  в жёстком противоречии с другими  направлениями экономических преобразований, а точнее – с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жёстко унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат государственной власти  и управления. [9, стр.206]

     Необходим был кардинальный  экономический курс, который воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.

     1992 год – год шоковой  терапии – характеризовался самыми  высокими с середины 80-х годов  темпами роста числа МП (в 2,1) и численности занятых в них. Это факт носит феноменальный, поскольку осуществлённая тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесцениванию сбережений населения, а с другой – к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодолённый до сих пор.[9, стр.208]

     По широкому распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивная для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы МП. Но следует признать, что при условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировало и свои позитивные возможности.

     Вместо своего рода  кормушки с сильным криминальным  оттенком, что было присуще периоду  перестройки, в сфере МП стала  образовываться нормальная конкурентная  прорыночная среда, характеризующая  борьбой МП за выживание на  основе повышения качества и  разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.[9, стр.208]

     Феноменальный рост  числа малых предприятий в  1992 году имеет своё объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического  МП стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли ещё в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.[9, стр. 208]

     Полная закупорка ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объёме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителя к потребителю. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.[9, стр. 210]

     Рывок малого предпринимательства  в сторону торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введённый налоговый прессинг. В бывшем СССР не было в принципе, не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у непривыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный инструмент правительственной налоговой политики, направленный на изъятие до 70-90 % доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения.[9, стр. 210]

     Люди впервые в  жизни получили свободу для  самостоятельной предпринимательской  деятельности, право заниматься  финансовым планированием, что  ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников.[9, стр. 210]

     Уже к 1995 г. Оказались  практически исчерпаны ниши и  возможности сверхприбыльной торгово-посреднической  деятельности. Многие из возникших  ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, нучно-консультационной ориентации либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского МП. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре МП, сопровождающийся значительным сокращением прироста числа МП.

     В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Менее рентабельные МП также не выдерживают экономической конкуренции со средними и крупными фирмами и вынуждены сворачивать свою деятельность. В этом смысле на нынешнем этапе российских реформ процессы централизации и концентрации капиталов также противостоят увеличению численности МП. Замедление роста числа новых МП объясняется ещё и тем, что не проявил свою силу – и в экономическом, и в социальном плане – такой мощный фактор, как рост безработицы. Как видно на рис. 1, к началу 2000 года произошел быстрый рост числа безработных, в связи с возникшим кризисом 90-х годов.

Рис. 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реальная безработица может  быть на порядок выше. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на «полуживых» предприятиях), пока он действует, создаёт социально психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Но как только правительство России на деле, а не на словах пойдёт на банкротства многочисленных нерентабельных предприятий, рост официальной безработицы, несомненно, вызовет новую волну увеличения числа малых предприятий.

     Особо надо  отметить усиление инвестиционной  активности МП. Можно констатировать, что в 1994-1995 гг. проводимая российским  правительством политика умеренно-жёсткой  финансовой стабилизации, с одной  стороны, сопровождалась значительным замедлением темпов роста количества МП, но, с другой стороны, имела выраженный санационный эффект.

В стране формировалась принципиально  новая экономическая ситуация, в  которой МП начали играть роль, характерную  для малого предпринимательства в нормальной рыночной экономике.

 

2.2. Проблемы малого предпринимательства.

     Однако с большим сожалением, приходится констатировать, что именно малому бизнесу больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований. Не существует действенной системы стимулирования образования малых предприятий, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.[5, стр.150]

     Первый фундаментальный недостаток — это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы. В результате малые предприятия оказываются на грани банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости. [5, стр. 150]. Во время финансового кризиса, начавшегося в 1998 году, дал значительный толчок на повышение налоговых ставок, но впоследствии было урегулировано правительством до более стабильной отметки

На втором месте после налогового бремени стоят чрезмерные  административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая малого бизнеса уходить в теневую экономику.[5, стр.151]

Некоторые авторы располагают по степени важности основные проблемы малого бизнеса в России в  следующем порядке.[5, стр. 151] [7, стр.378 ]

1.Высокий уровень налогообложения  ресурсов.

2. Недоступность кредитных ресурсов.

3. Административные барьеры.

Предприятия малого бизнеса  в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база, как материально- техническая, так и финансовая. У основной части массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для начала собственного дела. Эти средства сейчас надлежит отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.[5, стр.152]

Положение едва ли может  серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к  делу в общественной поддержке конструктивного  малого бизнеса.[5, стр. 153]

     Наиболее существенным негативным моментом была и остается криминализация малого предпринимательства.    Коррупции в России подвержены все структуры, в том числе и те, что обязаны бороться с такого рода преступлениями. По данным ВНИИ МВД, российские бизнесмены ежегодно в качестве взяток выплачивают различным муниципальным и федеральным структурам 10-12 млрд. долл. ежегодно. Фонд "Индем" называет цифру 33 млрд. Если мелкого чиновника "покупают" за 500-1000 руб. то федерального - за миллионы долларов.   Борьба с коррупцией затруднена тем, что в этой сфере используются безналичные и вполне легальные способы получения денег: завышенные гонорары за чтение лекции или изданные книги, научные консультации и т. п.   Областью повышенной криминализации с полным основанием можно назвать малое предпринимательство. Федеральная служба государственной статистики утверждает, что к началу 2005 года в стране функционировало 940 тыс. малых предприятий, 86% из них частные. Более половины малых предприятий - это сфера торговли и обслуживания. С учетом индивидуальных предпринимателей число занятых в малом бизнесе - около 16 млн человек (21% занятого населения).   Фактически же их значительно больше: работающие без договора, частные предприниматели без регистрации. Они производят около 14% ВВП. 
   Малые предприятия уклоняются от налогов, скрывают доходы, расширяют «теневую» хозяйственную деятельность, здесь сосредоточены значительные и наименее защищенные денежные и материальные ресурсы. 
   Третируют их и государственные чиновники из сферы регистрации, лицензирования и контроля деятельности. 60% предпринимателей считают, что наибольшая опасность исходит именно из властных структур. В итоге предприниматели, чтобы компенсировать затраты, завышают цены, идут на другие нарушения.   Одна из основных причин криминализации малого и среднего бизнеса - действующая налоговая система. Из-за своей чрезмерной фискальной направленности она не отвечает задачам экономической безопасности. Очевидно, что нужно снижать налоговую нагрузку, особенно на малый бизнес. Принятие ряда новых законопроектов об ограничении сферы наличного денежного оборота также будет способствовать снижению доли теневой хозяйственной деятельности. В этой связи очень показателен наиболее типичный ответ на вопрос выборочных обследований руководителей малых предприятий о влиянии на их деятельность криминальных структур. Значительная часть респондентов отвечают, что они вообще ничего не знают о криминальных структурах. В нынешней ситуации такой ответ указывает не на преодоление зависимости МП от криминальных структур, а как раз наоборот — на особо сильную их зависимость от этих структур и даже на прямую вовлеченность в эти структуры и страх перед ними. Криминальность продолжает оставаться существенным фактором, препятствующим нормальному развитию Российского малого предпринимательства.[5, стр.153]

Информация о работе Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития