Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование проблем и противоречий развития малого бизнеса в экономике современной России.
Задачи курсовой:
Дать понятие и признаки малого предприятия.
Рассмотреть малые предприятия в современной модели социального рыночного хозяйствования.
Показать предпосылки проблем малого предпринимательства в истории России.
Найти способы решения проблем малого предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….2
Глава 1…………………………………………………………………………….4
Понятие и признаки малого предпринимательства………………….4
Малые формы хозяйствования в современной модели социального рыночного хозяйствования…………………………………………………...7
Глава 2…………………………………………………………………………...10
2.1. Этапы развития малого предпринимательства в России. Проблемы
становления…………………………………………………………………10
2.2. Проблемы малого предпринимательства…………………….……….16
Глава 3……………………………………………………………………….…..23
3.1. Способы решения проблем малого предпринимательства………….23
Заключение……………………………………………………………………...27
Список литературы……………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа-Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….….2

Глава 1…………………………………………………………………………….4

    1. Понятие и признаки малого предпринимательства………………….4
    2. Малые формы хозяйствования в современной модели социального рыночного хозяйствования…………………………………………………...7

Глава 2…………………………………………………………………………...10

          2.1. Этапы развития малого предпринимательства в России. Проблемы

            становления…………………………………………………………………10

2.2. Проблемы малого  предпринимательства…………………….……….16

Глава 3……………………………………………………………………….…..23

3.1. Способы решения  проблем малого предпринимательства………….23

Заключение……………………………………………………………………...27

Список литературы……………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Значение  малого бизнеса в рыночной  экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его – одна из основных проблем экономики. Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходиться 60 – 70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств поощряет деятельность малого бизнеса. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение рынка, придаёт рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формировании конкурентной среды. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньшее воздействие и на экологическую обстановку. Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

    Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность, особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

     В нашей стране малый бизнес привлек к себе внимание только в последнее время в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.

    В наше время  проблема малого бизнеса очень  актуальна. Всё больше хотят заниматься этим видом деятельности, так как я считаю лучше иметь маленькое дело и получать небольшую прибыль, чем всю жизнь работать на других людей. Своя фирма, хотя и маленькая, открывает очень большие перспективы для своего хозяина. Ведь никто не отменял возможности преобразования маленькой фирмы в крупную. Так же появляется финансовая стабильность и независимость. Предпринимательство удел только смелых, волевых и рисковых людей. Ведь часто риск становится основополагающим фактором в существовании и развитии фирмы. На мой взгляд, сейчас заниматься предпринимательством гораздо легче. Дело в том, что предпринимательство необходимо не только государству, но и простым людям.

     Целью моей  курсовой работы является исследование  проблем и противоречий развития  малого бизнеса в экономике  современной России.

Объектом курсовой является сфера малого бизнеса в экономике государства.

Предметом курсовой служат отношения между малым сектором и государством, а также населением и малым сектором.

     Задачи  курсовой:

    • Дать понятие и признаки малого предприятия.
    • Рассмотреть малые предприятия в современной модели социального рыночного хозяйствования.
    • Показать предпосылки проблем малого предпринимательства в истории России.
    • Найти способы решения проблем малого предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1.1. Понятие и признаки малого предпринимательства.

     Российское  законодательство определяет предпринимательство  как инициативную самостоятельную  граждан и их объединений, направленную  на получение прибыли, осуществляемую  на свой риск и под свою  имущественную ответственность. Аналогичное определение предпринимательства принято в мировой практике. Так, например, в книге введение в бизнес американских авторов А. Стоунера и Э.Долана бизнес характеризуется как деятельность частных предпренемателей, которые производят товары и услуги, стремятся к прибыли и конкурируют друг с другом.[1, стр.11]

     Предпринимательство (любое) — чрезвычайно многогранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и... — этот перечень можно было бы продолжить.[1, стр. 12]

     Предпринимательство  распространяется на обширный  спектр видов деятельности, таких  как производственная, хозяйственная, коммерческая, торгово-закупочная, посредническая, инвестиционная (связанная с капиталовложениями), консультационная, оказания услуг, финансовая (включая операции с ценными бумагами).[1, стр.12]

     В наибольшей  степени предпринимательство характеризуется  такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Всё это вместе взятое, в совокупности должно быть присуще экономической деятельности с тем, чтобы её можно было с полным основанием назвать предпринимательской или бизнесом.[1, стр. 13] 

     Предпринимательство  – это общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Однако далеко не все кто имеют право стать предпринимателем должны ими становиться. Чтобы быть преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умение работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда лишь сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством.[1, стр. 13]

     Сложилось  ошибочное мнение, что малое предприятие / МП/ - это на просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности.[2, стр. 9]

     На самом  деле термин МП определяет  лишь количественные параметры, а форма собственности и организации хозяйственной деятельности при этом  могут быть любыми. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы, всё это предприятия, и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП.[2, стр.9]

     Закон «О  предприятиях в СССР» говорил о двух признаках малого предприятия: численность работающих и объём хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству СССР. Аналогичная ситуация наблюдается и в «Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности» РСФСР. Постановление № 790 определило только первый признак. Так в промышленности и строительстве до 200 работающих, в науке и научном обслуживании до 100, работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причём в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.[2, стр.10]

     Чтобы правильно  руководствоваться признаком малого  предприятия – численность работающих, как признаком объёма хозяйственного  оборота (когда он будет установлен), необходимо верно определить отраслевую принадлежность предприятия.

     Предпринимательству  свойственны черты любой экономической  деятельности. Предприниматель призван  удовлетворить запросы определённого  круга потребителей в конечном продукте, продавая им товар и получая за это денежную выручку. Чтобы реализовать товар надо его иметь. Поэтому предприниматель приобретает, получает или сам производит товар, продвигая его для продажи покупателю, покупателю. Процесс получения предпринимателем продукта, необходимого потребителю, требует использование ряда факторов предпринимательской деятельности, то есть средств производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, принимаемых в производстве, транспортировке, продаже товаров.[2, стр. 15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Малые формы хозяйствования в современной модели социального рыночного хозяйствования.

     Малые формы хозяйствования составляют необходимый элемент рыночно-конкурентной среды современной экономики, один из ключевых источников её динамизма, гибкости, высокой адаптивности к достижениям современного технического процесса и запросам потребителей. Естественно, что вопрос о малых формах предпринимательства занял столь важное место в осуществлении рыночно-ориентированных реформ в российской экономике.

     Уже сегодня  малый бизнес – вполне заметный  социально-экономический феномен  в России, важный фактор движения  её экономики к частному капиталу, рынку. Другими словами (МП) – эта та сфера, которая наиболее быстро и широко генерирует свободное частное предпринимательство в его так, сказать, чистом,  «рафинированном» виде. [3, стр. 265]

     На нынешней  стадии российских реформ малый  бизнес также призван играть  важную роль в реализации концепции реструктуризации российской экономики, повышения гибкости и адаптационной способности её производственных структур, в преодолении монополизации экономики, а также в осуществлении её социальной, «потребительской» ориентации. Во многих случаях МП решают задачи «удержания на плаву» и рыночной адаптации крупных предприятий, в том числе в процессе их реструктуризации. По своей природе сфера МП играет исключительную роль в создании новых рабочих мест, предотвращение длительной застойной безработицы. В развитых странах на малый бизнес (с учетом своеобразия его национальных критериев) приходится основная часть экономически активного населения: например, в Германии это 2/3 всего занятого населения, в Японии – 80% общей численности занятых в промышленности.[3, стр. 266]

     С малым  бизнесом в современной рыночной  экономики связаны такие экономические  функции как более эффективное  использование ресурсного потенциала, экономия в области транспортных  затрат; расширение применения современной  техники и технологии; более полное удовлетворение потребностей населения на ключевые виды товаров и услуг массового спроса с одновременным оформлением зон престижного и элитарного потребления; улучшение показателей территориального размещения производства и расселения населения; формирование дополнительных экспортных ресурсов и новых каналов включения страны в систему мирохозяйственных связей за счёт внешнеэкономической активности малого предпринимательства в присущих ему формах и рыночных «нишах». [3, стр.267]

     В странах  с высоким уровнем развития производительных сил и с относительно сбалансированной и стабильной социально-экономической структурой общества МП играют роль одной из основных движущих сил формирования и постоянного воспроизводства целостного мелкотоварного уклада. Он как особая форма экономической организации, объединяет соответствующие типы предприятий различных видов собственности. Мелкотоварный уклад характеризуется преимущественным использованием чисто рыночных методов свободной конкуренции. Тем самым он противостоит двум другим типам экономических отношений, составляющих основу современного рыночного хозяйства. Это, во-первых, отношения монополистической конкуренции в сфере крупного капитала и, во-вторых, отношения прямого «вертикального» внутрифирменного управления, действующие в рамках крупных хозяйственных и инфраструктурных объектов.[3, стр. 267]

     В последнее  десятилетие произошло активное  вмешательство малых предприятий  в сферу инноваций, информатизации. Научно-технические разработки воплотились в малых формах исследовательского бизнеса, в немалой степени обеспечивающего рывок в сторону «постиндустриального общества ».[3, стр. 268]

     В большинстве моделей рыночной экономики, характерных для развитых стран малый бизнес существует и развивается через постоянное создание и разорение тысяч малых предприятий. Появление новых и банкротств многих ранее созданных МП – нормальные, параллельные идущие процессы. Гибкость малых предприятий проявляется, в том числе, в них как в форме постоянного поиска возможных прибыльных «ниш» хозяйственной деятельности. Но главное то, что МП имеют особые преимущества в движении авансированного капитала. За счёт его ускоренного движения становится возможным снизить затраты на пассивную часть фондов и производственную инфраструктуру, а также обеспечить в большинстве случаев более полную загрузку оборудования, снизить удельные затраты на транспорт и управление. Потенциально это придаёт сфере малого предпринимательства значительные инвестиционные преимущества, для реализации которых, однако, чаще всего нужны соответствующие социально-экономические условия и, прежде всего, - меры государственной поддержки.[3, стр.268]

 Малый бизнес играет  важную роль в осуществлении  функций конкурентного саморегулирования  рыночного хозяйства в структуре механизма свободного предпринимательства. Конкуренция даёт возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом, в особенности, в роли потребителей.

     Роль малых  предприятий в создании современной  социально ориентированной рыночной экономики заключается, таким образом, не только в более эффективном решении инвестиционных проблем, не только в более оперативном регулировании на количественные и качественные сдвиги на потребительском рынке, но и в формировании иного (по сравнению с административно-командной системой) среднего класса в обществе. Стабильный, разносторонний, экономически активный средний класс был и остаётся базой реформ, основой социально-политической стабильности в обществе. При этом развитие малого предпринимательства способствует не только формированию среднего класса, но и постоянному выдвижению из него наиболее выдающихся представителей предпринимательства. Именно это позволяет формировать через систему МП необходимую культуру управления, новаторства и созидания, которая передаётся из поколения в поколение и образует «генетическое ядро» предпринимательского, научно-технического и социально-экономического прогресса.[6, стр.371]

Информация о работе Малый бизнес в экономике современной России проблемы и противоречия развития