Лоббизм. Анализ работы лоббистской группы компании «Метрополь»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 08:52, реферат

Описание работы

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.
В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.
Итак, лоббизм – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.

Работа содержит 1 файл

Лоббирование реферат.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     Государственное образовательное учреждение высшего

     профессионального образования

     «Восточно-Сибирский  государственный технологический

       университет»

     (ГОУ  ВПО ВСГТУ) 

     Факультет прикладной лингвистики и коммуникации

     Кафедра рекламы и связей с общественностью 
 
 
 
 
 

     Реферат

     по  дисциплине «Теория и практика связей с общественностью»

     на  тему: «Лоббизм. Анализ работы лоббистской группы компании «Метрополь» 
 
 

Исполнитель: студент Геранина И.П., 716-2 гр. очной формы обучения

                         специальности 030602 «Связи с общественностью» 
 

Руководитель  работы:             преподаватель кафедры, к.ф.н. Харанутова Е.И. 
 
 
 

Улан-Удэ

2010 
 

           Введение 

     Вместе  с реформами российского общества все больше и больше входят в нашу политическую жизнь явления, объективно присущие демократическим процессам, выступающие их характерным признаком. Среди таких явлений можно выделить и лоббизм, являющийся неотъемлемой составной частью политической и правовой жизни России.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условия: большое многообразие интересов в обществе, возникающее вследствие его социальной дифференциации, расслоения; расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов.

     В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить  одновременно и наиболее полно все  интересы сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления  тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для себя управленческие решения.

     Итак, лоббизм – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс принятия государственных решений в целях отстаивания групповых или индивидуальных интересов.

     При определении термина «лоббизм»  нужно выделить еще несколько  общих характеристик, которыми он обладает:

     • наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные, исполнительные органы власти и их должностные лица, работники аппарата органов власти и т.д.;

     • лоббистская деятельность ведется  в чьих-то интересах;

     • лоббисты выполняют функцию посредничества между влиятельными заинтересованными  группами, финансовыми корпорациями, коммерческими организациями; политическими  партиями, общественными объединениями, гражданами и государственными органами (исполнительными и законодательными органами власти);

     • лоббизм допускает возможность  отстаивания интересов отдельных  лиц, групп граждан, организаций  и объединений. Интересы могут быть как общие, так и противоположные. Все они стремятся отстоять свои личные или представляемые интересы.

     Из  всего вышесказанного ясно, что «лоббизм», кроме сложности и емкости, понятие  достаточно широкое. Он разнообразен, а процесс его формирования различен, но при этом существуют объективные  универсальные правила формирования лоббизма.

     Процесс формирования и стадии лоббизма можно  описать так:

     1) формирование конкретного интереса;

     2) определение лоббистской цели;

     3) выявление адресата давления - объект  лоббистской деятельности;

     4) оформление субъекта, осуществляющего  лоббистскую деятельность и определение форм и методов осуществления лоббистской деятельности;

     5) организация лоббистского давления;

     6) результат лоббистской деятельности - решение, действие (бездействие), отклонение  и блокирование чей-либо инициативы;

     7) последствия от принятия и исполнения решений или непринятия решения

 

      Сущность лоббирования в политической деятельности 

     Лоббизм зародился в XVI веке... в монастырях. Именно этим словом - lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок. Только в начале XIX в., уже в США, слово "лоббизм" получило близкое к сегодняшнему значение. Лоббистами там именовали людей, пытавшихся путем воздействия на депутатов конгресса добиться принятия либо отклонения законопроекта.

     Современный энциклопедический социологический  словарь характеризует лоббизм  как раз с этих позиций. Лоббисты, указывается в нем, - это влиятельные  дельцы и политики, стремящиеся оказать  нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. Зачастую они не гнушаются никакими средствами: "ты мне, я тебе", "благодарности в конверте",и подобные методы. В США, напр., почти по каждой законодательной инициативе создаются группы доверенных лиц, которые действуют в кулуарах конгресса. В то же время лоббизм - это и постоянная деятельность хорошо финансируемых профессиональных "толкачей". Они имеют в столицах свои штаб-квартиры, штаты сотрудников, в основном юристов и крупных отставных чиновников, генералов, хорошо разбирающихся в механизме реализации политических решений, сохранивших тесные контакты с их бывшими ведомствами. Они внимательно следят за тем, чтобы в законодательных органах не проходили законопроекты, которые повредили бы интересам их патронов - промышленным корпорациям, военным концернам, финансовым группам, организациям крупных фермеров и т.п. 

     Виды  лоббизма 

     Лоббизм может проявляться в разных сферах и иметь соответственно различные  виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти решается вопрос, можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Так как именно эти власти принимают стратегические и долгосрочные решения, поэтому они являются основной мишенью для лоббистов.

     По  мнению специалистов чаще всего лоббирование в Российской Федерации осуществляется в органах исполнительной власти. Это связано с тем, что кардинальные вопросы в нашей стране законодательной властью пока еще решаются редко. Фактически это происходит через президентские указы и постановления Правительства, которые играют доминирующую роль в системе правового регулирования и имеют прямое действие.

     В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно  может классифицироваться на федеральное (в системе высших органов государственной власти) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).

     В зависимости от того в чью пользу решается вопрос, лоббирование может  подразделяться на следующие разновидности:

  • лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоен­ные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
 
     
  • ведомственное лоббирование — лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Так, в Государственной Думе РФ существуют так называемые ведомственные депутаты, которые лоббировали и лоббируют в пользу, например, энергетического, агропромышленного или воен-нопромышленного комплексов и т.д.;
 
     
  • региональное  лоббирование — воздействие на власть со стороны предсавителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для регионов.
  • иностранное лоббирование — влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.

     Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка)
 

     Достоинства лоббизма: 

     1) влияя на управленческие решения,  он заставляет “держаться в  форме” органы государственной  власти и управления, в определенном  смысле конкурирует, соревнуется с ними, придает им большую динамику и гибкость;

     2) выступает инструментом самоорганизации  гражданского общества, с помощью  которого мобилизуется общественная  поддержка или оппозиция какому-либо  законопроекту, оказывается влияние на политику (лоббизм в этой ситуации — своего рода соперник бюрократии; в условиях становления рыночных отношений, когда государство часто устраняется от защиты интересов различных социальных групп и слоев, этот вакуум должен быть заполнен соответствующими структурами гражданского общества);

      3) создает возможности для обеспечения  интересов меньшинства, ибо выступает  в качестве специфической формы  проявления политического плюрализма;

     4) воплощает собой принцип свободы  социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.

     5) применяется как своеобразное  социально-политическое стимулирование, направленное на ускорение претворения  в жизнь тех или иных целей  и интересов, на побуждение  к конкретным действиям; 

     6) позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на “кричащие” проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);

     7) лоббизм можно рассматривать  как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти;

     8) лоббизм можно оценивать и  как более широкое средство  достижения компромисса, способ  взаимного уравновешивания и  примирения интересов, взаимовыгодного  сотрудничества.

     Недостатки  лоббизма:

     1) лоббизм может стать инструментом  приоритетного удовлетворения иностранных  интересов в ущерб интересам  государственным, т.е. реализоваться  подчас как “непатриотическое”  средство;

     2) он выступает иногда проводником  неправового воздействия (давления) на государственные органы, здесь уже надо говорить о преступных видах лоббизма (взяточничестве, коррупции и т.п.), которые “подтачивают” фундамент власти;

     3) может служить фактором развития  и защиты ведомственности, местничества, национализма и т.п., усиливать крайние формы удовлетворения “специальных интересов”;

     4) лоббизм таит в себе немалую  опасность “размывания” народовластных  устоев общества, превращения демократических  институтов в мощный инструмент  отдельных властных групп; 

     5) лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости (как показывает социальная практика некоторых западных государств, результативность лоббизма большого бизнеса, благодаря финансово-материальным возможностям, гораздо выше, чем других субъектов, что может дестабилизировать обстановку, дисбалансировать интересы социальных групп, содействовать росту напряженности в обществе);

Информация о работе Лоббизм. Анализ работы лоббистской группы компании «Метрополь»