Лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

Содержание

1. Введение стр.3
2. Основы лидерства стр.4
3. Концепций лидерского поведения стр.5
1. Стили управления стр.5
2. Управленческая сетка ГРИД стр.10
4. Сравнительный анализ ситуационных моделей стр.11
5. Современные модели лидерства стр.13
1. Концепция атрибутивного лидерства стр.13
2. Концепция харизматического лидерства стр.15
3. Концепция преобразующего лидерства стр.17
4. «Основы эффективного лидерства» стр.17
6. Заключение стр.22
7. Список использованной литературы стр.2

Работа содержит 1 файл

lider-AV.doc

— 215.00 Кб (Скачать)

      при проведении деловых  переговоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 2

    Представление демократичного руководителя  МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:

    Труд  – процесс естественный. Если условия  благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней .

    Если  люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

    Приобщение  является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

    Способность к творческому решению проблем  встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

    Руководитель, использующий преимущественно демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации (рисунок 2 б).

    Руководитель  с либеральным  стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности  (таблица 1).

Таблица 1

Стиль управления Авторитарный  Демократический Либеральный
Природа стиля Сосредоточение  всей власти и ответственности в  руках лидера 

Личное  установление целей и выбор средств  их достижения 

Коммуникационные  потоки идут преимущественно с верху

Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций  у лидера 

Принятие  решений разделено по уровням на основе участия 

Коммуникации  осуществляются активно в двух направлениях

Снятие лидером  с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации

Предоставление  группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме

Коммуникации  строятся в основном по горизонтали

Сильные стороны Внимание срочности  и порядку, предсказуемость результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится без  вмешательства лидера
Слабые  стороны Сдерживается  индивидуальная инициатива Требует много  времени на принятие решений Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера
 

    Влияние стилей управления на эффективность  работы групп в течение продолжительного времени исследовали и  немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась  у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем (Рисунок 4). 

    Группа  научных сотрудников из Мичиганского университета во главе с Ренсисом  Лайкертом ни сравнивая группы с высокой и с низкой производительностью труда в различных организациях,  пришла к выводу что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Оказалось, что  стиль управления

, сосредоточенный  на человеке, из-за характера ситуации часто не  способствовал повышению производительности труда и не всегда являлся оптимальным поведением руководителя. 

     Сравнение эффективности различных стилей управления

     

     Рисунок 3 
 
 

     Стили руководства (по Лайкерту)

       
 
 
 

     Рисунок 4.

Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля руководства (Таблица 2).

     Стили руководства Лайкерта

     Таблица 2

N Стиль руководства Характеристика  стиля
1 Эксплуататорско-авторитарный Руководители  мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2 Благосклонно-автортраный Руководители  уверены в себе и верят своим  подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3 Консультативно-демократический Руководители  оказывают определенное доверие подчиненным, используют их идеи и точки зрения и консультируются с подчиненными в процессе принятия управленческих решений.
4 Основанный  на участии Руководители  проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.
 

    Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.  

  1. «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СЕТКА ГРИД»
 

    Гибкость  руководителя  заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации. На этом положении основана система ГРИД, в которой представлены различные способы реализации полномочий руководителем (рисунок 54). Взаимосвязь измерений для определения типов управления схематически может быть изображена в виде таблицы с 9-бальной оценкой. В таблице ГРИД 1 балл – низкая степень измерения, а 9 баллов – высокая. Другие показатели обозначают промежуточные степени того или другого измерения.

    По  таблице ГРИД действия руководителя осуществляются в двух основных направлениях:

  • забота о производстве (ось Х) – стремление к получению положительных производственных результатов; Определение типов управления
  • забота о людях (ось Y) – стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия и уважения работников, симпатии друг к другу, понимания и поддержки. Это создание благоприятных условий труда, ходатайство о повышении зарплаты, премирование и т.п
 

    Исходя  из подхода «управленческой решетки ГРИД», из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей (Таблица 3). 
 
 

     Таблица 3

Наименование Характеристика  типа руководства  в решетки ГРИД
9.1 Максимальная  забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается с минимальной заботой о подчиненных (1 балл). Руководитель типа 9.1 отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктует подчиненным, что и как они должны делать.
1.9 Минимальная забота о производстве (1 балл) и максимальная забота о людях (9 балов). Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже и за счет производственных показателей.
1.1 Минимальная забота о производстве и о нуждах работников. Руководитель данного типа принимает лишь минимальные усилия, которые требуются для того, чтобы сохранить свое место в организации.
5.5 Это теория руководителя с философией “золотой середины”. В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.
9.9 Высокий уровень  заботы о производстве синтезирован с высоким уровнем заботы о  людях. В действиях руководителя преобладают демократические приемы и способы решения производственных и личных задач.
 

    В дальнейшем эти типы могут быть сведены к трем обобщенным типам управления. Эти дополнительные типы рассматривают как сочетание описанных пяти “чистых” типов (Таблица 2).

     Таблица 2

Тип управления Характеристика  типа управления
Патернализм Сочетание высокого уровня заботы о производстве и людях. Он носит не интеграционный характер, а дополняющий. Приоритет отдается исполнительности.
Оппортунизм Сочетание любых  или всех подходов к управлению, которые способны укрепить положение  руководителя или дать ему определенные личные преимущества, из любой ситуации ищет выгоду.
Фасадизм  Руководитель  создает себе новое фальшивое  лицо («любитель показухи»), а настоящее лицо прячет.
 
  1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИТУАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ 

ЛИДЕРСТВА 

    Все модели ситуационного лидерства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства. Во всех моделях делается попытка определить различные лидерские стили и обосновать с помощью ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними. По разному в моделях определяется эффективность лидерства. Так, у Фидлера -   это уровень выполнения работы, у Херсея и Бланшарда к этому еще добавляется удовлетворенность работника, а Врум и Яго рассматривают эффективность решения и общую эффективность. По мнению специалистов, модель Врума-Яго в большей степени для выбора на практике соответствующего стиля по руководству группой. Модели Фидлера, Херсея и Бланшарда, Хауза и Митчелла более полезны для повышения индивидуального уровня выполнения работы.

Фидлер

Ситуационные  факторы:

  • Отношения «лидер-последователь»
  • Структурированность работы
  • Властная позиция лидера в организации

Что лидер думает о  последователях:

  • Последователи предпочитают лидерские стили в зависимости от структурированности работы, в каких отношениях с ними находится лидер, и его властной позиции в организации

Лидерские стили:

  • Лидер с высоким НПР «ориентирован на отношения»
  • Лидер с низким НПР «ориентирован на работу»

Что делает эффективный  лидер?:

  • Стремится подстроить работу или отношения, или и то, и другое, под свой индивидуальный стиль. Эффективность означает успех в этом направлении

Херсей и Бланшард

Ситуационные  факторы:

Степень зрелости последователей:

  • зрелость в работе
  • психологическая зрелость

Что лидер думает о  последователях:

  • Последователи могут находиться на разных ступенях зрелости, и это будет определять внимание лидера к отношениям и работе, что соответствует изменению им своего стиля

Лидерские стили:

  • Указывающий стиль
  • Убеждающий стиль
  • Участвующий стиль
  • Делегирующий стиль

Что делает эффективный  лидер?:

  • По мере «взросления» последователей лидер переходит от одного стиля к другому. Эффективность отражает совпадение ситуации и стиля

Хауз  и Митчелл

Ситуационные  факторы:

  • Характеристики последователей
  • Организационные факторы

Что лидер думает о  последователях:

  • У последователей имеются различные потребности, которые должны быть удовлетворены в рамках соответствующего лидерского стиля

Лидерские стили:

  • Директивный стиль
  • Поддерживающий стиль
  • Стиль, ориентированный на достижение
  • Участвующий стиль

Что делает эффективный  лидер?:

Информация о работе Лидерство