Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:53, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
1. Введение стр.3
2. Основы лидерства стр.4
3. Концепций лидерского поведения стр.5
1. Стили управления стр.5
2. Управленческая сетка ГРИД стр.10
4. Сравнительный анализ ситуационных моделей стр.11
5. Современные модели лидерства стр.13
1. Концепция атрибутивного лидерства стр.13
2. Концепция харизматического лидерства стр.15
3. Концепция преобразующего лидерства стр.17
4. «Основы эффективного лидерства» стр.17
6. Заключение стр.22
7. Список использованной литературы стр.2
Институт
управления и предпринимательства
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Тема:
ЛИДЕРСТВО
Выполнил: Позняк
А.В.
Проверил: Ивановский
А.В.
Минск 1997
Содержание
4. Сравнительный анализ ситуационных моделей стр.11
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа
лидерства может быть лучше понята,
если его сравнивать с управлением.
Быть менеджером и быть лидером в организации
- это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии
на работу подчиненных и построении отношении
с ними прежде всего использует и полагается
на должностную основу власти и источники,
ее питающие. Лидерство же, как специфический
тип отношении управления, основывается
больше на процессе социального воздействия,
а точнее взаимодействия в организации.
Этот процесс является гораздо более сложным,
требующим высокого уровня взаимозависимости
их участников. В отличии собственно управления
лидерство предполагает наличие в организации
последователей, а не подчиненных. Соответственно
отношения «начальник - подчиненный»,
свойственные традиционному взгляду на
управление, заменяются отношениями «лидер
- последователь». В моей курсовой работе
я изложил основные концепции лидерства
и показал уникальность и значимость работы
менеджера, сделал попытку выделить те
моменты во взаимоотношениях лидера и
последователей, которые делают его успешным,
а лидерство эффективным.
2.
ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА
Слово
«лидер» многозначно, переводится
с английского языка на русский как: 1)
Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий
группу, караван судов; 3) Спортсмен или
спортивная команда, идущие первыми в
соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста
мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте
лидерство является ключевой ситуационной
переменной, определяется качествами
руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Термин | Определение |
Лидерство
англ. Leader |
Управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. |
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
Развитие
взглядов на причины и источники лидерства
людей в организации имеет долгую историю.
Кратко рассмотрим их.
3. КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
3.1.
СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Слово
“стиль” греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а позднее
употреблялось в значении “почерк”.
Отсюда можно считать, что стиль руководства
– своего рода “почерк” в действиях менеджера
Термин | Определение |
Стиль
руководства,
греч. stil |
Типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели |
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то возможно их развитие позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
Однако изучение только личных качеств продолжает дало противоречивые результаты. Обнаружилось, что “человек не становится руководителем только благодаря тому, что обладает некоторым набором личных свойств”,1 а “структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных”2.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Но и такой подход оказался не полным. Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые ,например, включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию. На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Таким
образом представители
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина (Patterns of Aggressive Behaviour in Experimentally Created Social Climates, N.Y.,1939) стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным (Рисунок 13 ).
Стили руководства
Авторитарный
Рисунок 3
Было установлено, что автократическое руководство обеспечивало более высокую продуктивность деятельности, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократическое. Исследование Левина дало основу для поисков другим ученым методов повышения производительности труда и высокой степени удовлетворенности.
Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:
Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Лидер такого типа обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа. Даже размещение сотрудников в процессе проведения совещания ориентировано на постоянный контроль их деятельности (Рисунок 2, а.). Это создает напряженную обстановку, подчиненные в этом случае сознательно или интуитивно стремятся избегать тесного контакта с таким руководителем.
Как
правило, руководитель становится автократом
тогда, когда он по своим деловым качествам
стоит ниже подчиненных, которыми руководит,
или если его подчиненные имеют слишком
низкую общую и профессиональную культуру.
Такой стиль руководства не стимулирует
инициативу подчиненных, что делает невозможным
повышение эффективности работы организации.
Этот руководитель навязывает неукоснительное
соблюдение большого количества правил,
которые жестко регламентируют поведение
сотрудника.
Место расположения руководителя-автократа (а) и руководителя-демократа (б)