Лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы в том, что происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.

Цель курсовой работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1. Лидерство в системе менеджмента……………………………………5

1.1 Лидерство и его роль в системе менеджмента………………………5

1.2 Элементы лидерства…………………………………………………...7

1.3 Типы лидеров………………………………………………………….10

2. Стили руководства…………………………………………………….13

2.2 Исследования Левина………………………………………………..14
2.1 Модель Дугласа МакГрегора………………………………………...18
2.3 Модель Лайкерта……………………………………………………...19
2.4 Четыре системы Лайкерта……………………………………………21

2.5 Стили руководства по классификации университета Огайо……....22

2.6 Управленческая решетка Блейка и Мутона…………………………24

3. Лидер бедующего………………………………………………………29

3.1 Портрет Российского лидера…………………………………………30

Заключение………………………………………………………………..32

Литература













Введение

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из са-мых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.
В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У.Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д. Френсис, Б. Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит, вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными.
Актуальность выбранной темы в том, что происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.
Цель курсовой работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.
Задачи курсовой работы:
 раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
 изучить стиль руководства;
 дать характеристику лидера бедующего.























1. Лидерство в системе менеджмента

1.1 Лидерство и его роль в системе менеджмента

Работа содержит 1 файл

Лидерство и стиль руководства.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, в настоящий момент структура лидерства составляет пять основных элементов. 

     1.3 Типы лидеров 

     Если  в качестве критерия использовать роль, которую выполняют руководители-лидеры, то их типы, как это установил Э. де Боне, выглядят следующим образом:

     1) Ведущие за собой. Это наиболее наглядный тип. К нему относятся те, кто любит принимать решения самостоятельно под личную ответственность. Лидерство — их естественное состояние, но они обладают врожденными лидерскими качествами;

     2) Организаторы групп. Их отличительной чертой является знание психологии своих последователей. Они лучше всего подходят для управления людьми в малых группах;

     3) Исполнители. Самый рациональный тип лидеров. Их отличает энергичная деятельность, личный пример, целеустремленность, умение преодолевать барьеры, создавать сплоченный коллектив;

     4) Дипломаты. Легко контактируют с сотрудниками. Могут отстоять свое мнение, используют диалоги и разрешают проблемы персонифицированно;

     5) Генераторы идей отличаются ориентацией на новые задачи, содействием передовому, интуицией, синтезом знаний, самокритичностью;

     6) Продавцы идей — предприимчивы, обладают креативностью и способностью к контролю своих, а также чужих эмоций;

     7) Синтезаторы. Умеют выделить самое главное из очень большого объема информации, что позволяет им использовать нетрадиционные подходы;

     8) Разъяснители. Умеют разъяснить последователям суть даже самой сложной ситуации;

     9) Реакторы. Активно и разумно критически реагируют на идеи других, что позволяет сделать их своими последователями;

     10) Коммуникаторов отличает высокая коммуникабельность, умение слушать людей;

     11) Исследователи могут получать и обрабатывать информацию, сопоставлять и анализировать факты, проводить эксперименты;

     12) Следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям, т. е. автономии;

     13) Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать;

     14) Организаторы. Руководители с талантом практической организации производства и управления персоналом.

     В организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство. «Формальное» лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. Формальное лидерство выступает в качестве руководства организации — посредника социального контроля и власти на основе социальных норм и административно-правовых полномочий. «Неформальное» лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников деятельного процесса. Члены трудового коллектива самостоятельно (по своему усмотрению) передают лидеру властные полномочия, наделяют необходимыми правами и ответственностью, а также оказывают необходимую поддержку в достижении поставленной цели. Наряду с формальными и неформальными лидеры могут подразделяться еще и по следующим критериям.

     По  содержанию деятельности:

     а)   лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

     б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

     в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и исполнителем.

     По  стилю руководства:

     а) авторитарный;

     б) демократический;

     в) совмещающий в себе элементы двух предыдущих.

     По  характеру деятельности:

     а) универсальный, т. е. постоянно проявляющий  свои качества лидера;

     б) ситуативный, т. е. проявляющий качества лидера в определенных, специфических ситуациях.

     По  психофизиологическим характеристикам:

     а) инструментальный — берущий на себя инициативу решения проблемы в зависимости от групповых целей;

     б) эмоциональный — возлагающий  на себя функции регулирования группового настроения в проблемных ситуациях.

     Таким образом, существует четырнадцать типов  лидеров, в организациях различают «формальное» и «неформальное» лидерство, они в свою очередь могут подразделяться еще и критериям по содержанию деятельности, по стилю руководства, по характеру деятельности, по психофизиологическим характеристикам. Стиль руководства мы рассмотрим более подробно в следующей главе курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.  Стиль руководства 

     Поведенческий подход создал основу для классификации  стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным.

     Важный  вклад поведенческого подхода в  теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА в контексте управления, как уже отмечалось, - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

     Каждая  организация представляет собой  уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стили руководства не всегда можно отнести к какой-то конкретной категории. По традиционной системе классификации стиль может быть автократичным (это одна крайность) и либеральным (другая крайность) или это будет стиль, сосредоточенный на работе, и стиль, сосредоточенный на человеке. Автократичный - либеральный континуум показан на рис. 2.1. 
 
 
 

       

                         
 

     Рисунок 2.1. Автократичный - либеральный континуум.

     Наиболее существенный вклад в понимание руководства  как системы внес Дуглас МакГрегор. Его труды по практическому управлению содержат первые утверждения о том, что подчиненные ведут себя, таким  образом, как вынуждают их вести  себя руководители.

     Таким образом, подчиненный любого ранга может стараться отвечать требованиям своего руководства и по возможности выполнять возложенные на него задачи.

     2.1 Модель Дугласа  МакГрегора

     Автократичный лидер в управлении авторитарен. Автократичный руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из предположения, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Дуглас МакГрегор, известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам теорией “Х”. Согласно теории “Х”:

     1. Люди изначально не любят трудиться  и при любой возможности избегают работы.

     2. У людей нет честолюбия, и они  стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

     3. Больше всего люди хотят защищенности.

     4. Чтобы заставить людей трудиться,  необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

     На  основе таких исходных предположений, автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений, стремится упростить цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить свою специфическую задачу, что позволяет легко контролировать ее исполнение, т.е. плотно руководит всей работой в пределах его компетенции и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.

     Иерархическое деление в таких организациях, как правило, очень строгое, каналы сбора информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа концентрируется на удовлетворении элементарных потребностей своих подчиненных и использует наиболее автократичный стиль управления.

     Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает название благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешать или поощрять их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.  И как бы благосклонен ни был этот руководитель, он простирает свой автократический стиль дальше, структурируя задания и навязывая неукоснительное соблюдение огромного количества правил, которые жестко регламентируют поведение сотрудника.

     Представления демократичного руководителя о работниках отличаются от представлений автократичного руководителя. МакГрегор назвал их теорией “Y”:

     1. Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

     2. Если люди приобщены к организационным  целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

     3. Приобщение является функцией  вознаграждения, связанного с достижением цели.

     4. Способность к творческому решению  проблем встречается часто, а  интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

     Благодаря этим предположениям, демократичный  руководитель предпочитает такие механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня:  потребности в принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражении. Настоящий демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчиненным.

     Организации, где доминирует демократичный стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий. Довольно часто, объяснив цели организации, руководитель позволяет подчиненным определить свои собственные цели в соответствии с теми, которые он сформулировал. Вместо того, чтобы осуществлять жесткий контроль за подчиненными в процессе их работы, низовой руководитель обычно ждет, когда работа будет выполнена до конца, чтобы провести ее оценку. Руководитель действует как связующее звено, обеспечивая соответствие целей производственной группы целям организации в целом и заботясь о том, чтобы группа получала необходимые ей ресурсы.

     Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня - в социальном взаимодействии, успехах и самовыражении, -  он пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В некотором смысле он старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, потому что их работа, по природе своей, сама является вознаграждением. Он также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения или помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия с тем, что если подчиненным и понадобится помощь, они, не стесняясь, могли бы обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двухстороннее общение и играет направляющую роль.

Информация о работе Лидерство в системе менеджмента