Лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы в том, что происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.

Цель курсовой работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1. Лидерство в системе менеджмента……………………………………5

1.1 Лидерство и его роль в системе менеджмента………………………5

1.2 Элементы лидерства…………………………………………………...7

1.3 Типы лидеров………………………………………………………….10

2. Стили руководства…………………………………………………….13

2.2 Исследования Левина………………………………………………..14
2.1 Модель Дугласа МакГрегора………………………………………...18
2.3 Модель Лайкерта……………………………………………………...19
2.4 Четыре системы Лайкерта……………………………………………21

2.5 Стили руководства по классификации университета Огайо……....22

2.6 Управленческая решетка Блейка и Мутона…………………………24

3. Лидер бедующего………………………………………………………29

3.1 Портрет Российского лидера…………………………………………30

Заключение………………………………………………………………..32

Литература













Введение

За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из са-мых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.
В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У.Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д. Френсис, Б. Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит, вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными.
Актуальность выбранной темы в том, что происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.
Цель курсовой работы рассмотреть лидерство и стиль руководства.
Задачи курсовой работы:
 раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
 изучить стиль руководства;
 дать характеристику лидера бедующего.























1. Лидерство в системе менеджмента

1.1 Лидерство и его роль в системе менеджмента

Работа содержит 1 файл

Лидерство и стиль руководства.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………...3

     1. Лидерство в системе менеджмента……………………………………5

     1.1 Лидерство и его роль в системе  менеджмента………………………5

     1.2 Элементы лидерства…………………………………………………...7

     1.3 Типы лидеров………………………………………………………….10

     2.  Стили руководства…………………………………………………….13

     2.2  Исследования Левина………………………………………………..14

     2.1 Модель Дугласа МакГрегора………………………………………...18

     2.3 Модель Лайкерта……………………………………………………...19

     2.4 Четыре системы Лайкерта……………………………………………21

     2.5 Стили руководства по классификации университета Огайо……....22

     2.6 Управленческая решетка Блейка  и Мутона…………………………24

     3. Лидер бедующего………………………………………………………29

     3.1 Портрет Российского лидера…………………………………………30

     Заключение………………………………………………………………..32

     Литература

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     За  последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером.

     В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. В США раньше всех поняли связь между лидерством и результатами экономической деятельности, и за последние полвека разработали значительное количество теорий и подходов по данной проблеме, издав значительное количество как общетеоретических трудов (например: работа У.Д. Дункана), так и узкоспециальных работ (Д. Френсис, Б. Карлоф, Блейк). Для США идея лидерства является национальной, так как тесно связана с духом свободного предпринимательства, поэтому именно американские теоретики менеджмента являются главными специалистами по данному вопросу, и, значит, вполне справедливо суждение одного из них, экономиста Ральфа Стогдилла: "Джаз - не единственный исконно американский вклад в мировую культуру. Лидерство, как содержание теории и научных исследований есть результат исключительно американского творчества". Однако, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходства в понимании значения лидерства для менеджмента, до сих пор ряд вопросов остаются дискуссионными.

     Актуальность  выбранной темы в том, что происходящие в мире изменения заставляют по-новому воспринимать роль менеджера в организации и дилемму «менеджер или лидер». Одним из исследователей лидерства сформулирована ставшая знаменитой максимума: «Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи». На сегодняшний день такое противопоставление не очевидно, так как по мере становления инновационной функции менеджмента возникла необходимость формирования навыков лидерства.

     Цель  курсовой работы рассмотреть лидерство  и стиль руководства.

     Задачи  курсовой работы:

  • раскрыть роль лидерства, в системе менеджмента;
  • изучить стиль руководства;
  • дать характеристику лидера бедующего.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Лидерство в системе  менеджмента 

     1.1 Лидерство и его  роль в системе  менеджмента 

     В современной науке менеджмента  лидерство характеризуется неоднозначно, но можно выделить следующие основные подходы к его трактовке:

     — лидерство — это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек (группа лиц);

     — это руководящая должность, управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений;

     — это способность оказывать постоянное, руководящее, приоритетное над другими  и опирающееся не на прямое применение силы, а на авторитет (признание правомерности) руководства влияние;

     — это символ общности и образец  поведения группы.

     На  наш взгляд, целесообразно при дальнейшем рассмотрении лидерства придерживаться следующего определения.

     Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

     Основываясь на своем профессионализме, способностях и умениях, менеджер концентрирует усилия в области принятия решений, сводя к минимуму варианты путей решения проблемы, принимающихся на основе опыта, а лидер предпринимает попытки разработать новые и неоднозначные пути решения проблемы. После решения проблемы лидеры берут на себя риск и бремя появления новых проблем, особенно при возможности получения соответствующего вознаграждения. В большинстве менеджеры обладают лидерскими качествами, но на практике их не проявляют.

     Управление  в организации как процесс  межличностного общения включает в  себя отношения «менеджер — сотрудник», а также все области жизни  индивидов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Поэтому необходимо рассматривать природу лидерства с учетом взаимодействия между людьми, так как управляемый взаимодействует с управляющим.

     Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижении новых перспективных направлений развития, т. е. менеджмент невозможен без лидеров. В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации. Управление и лидерство — не синонимы, но способность быть лидером — ключевое условие, чтобы стать менеджером. Лидер — это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя.

     Организацию можно рассматривать в двух аспектах: как формальную и неформальную.

     Соответственно, правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей (формальных и неформальных), особенности которых состоят в следующем:

     1) отношения первого типа — должностные,  функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные;

     2) руководство занимает особое  место в системе формальных (официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль и функции менеджера в организации заранее определены, а роль лидера возникает стихийно без ее формального определения и описания;

     3) руководитель коллектива назначается  извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций, лидер выдвигается из числа окружающих его людей, равных по статусу (служебному положению).

     Таким образом, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Во-вторых, менеджер совместно с лидером реализует процессы социального влияния в группе (коллективе). В-третьих, этим феноменам присущ момент субординации отношений, проявляющий достаточно отчетливо в деятельности менеджера и менее отчетливо — лидера.

     Согласно  концепции власти и теории группового подхода к деятельности лидера выделяются следующие основные функции, отличающие его от формального руководителя:

     — формирует, устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения;

     — установив нормы, обычаи, традиции, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения.

     Таким образом, отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Лидерство не подменяет собой менеджера (руководство), а дополняет его. Наибольший эффект управления достигается в ситуации, когда инструменты руководства и неформального лидерства сосредоточены в одних руках. В настоящее время хороший руководитель организации — это человек, который одновременно является менеджером и лидером, следовательно, эффективно управляет организацией, ее формальной и неформальной средой. 

     1.2 Элементы лидерства 

     Взаимодействие  элементов лидерства составляет содержание различных теорий или подходов к нему, а на практике образует процесс лидерства.

     В настоящий момент структуру лидерства  составляют пять основных элементов:

     1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

     2) последователи — со своими  качествами и возможностями для  реализации целей;

     3) задачи, которые взаимодействующие  сотрудники пытаются решить;

     4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

     5) группа, в которой происходят  все акты межличностного взаимодействия.

     Лидер - это первый участник процесса лидерства. Он обладает определенными чертами, которые выделяют его среди других членов организации. К ним можно отнести компетентность или коммуникабельность, интуицию или другие способности, с помощью которых он достигает, а затем удерживает лидирующее положение. В зависимости от ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребность самовыражения и через эту потребность в необходимость лидерства.

     Поэтому в управлении персоналом актуальной остается задача обоснования лидерства с помощью различных механизмов назначения и даже выборов руководителей при участии сотрудников.

     Последователи. Без последователей нет лидерства, но без лидера последователи представляют собой некую совокупность людей, так как члены коллектива должны активно взаимодействовать между собой на пути к общей цели. Конечно, не все сотрудники являются последователями определенного человека, который занимает лидирующее положение, но если они долгое время не становятся таковыми, то могут потерять принадлежность к данной группе. В то же время если значительная часть группы не относит себя к числу последователей, то лидер может утратить свои позиции. Лидеры и последователи нередко обмениваются ролями, как это бывает, например, в спортивных командных соревнованиях, так как сила влияния последователей на лидера соизмерима с обратным влиянием.

     Задачи определяют деятельность группы и требования к лидеру. При изменении задач меняются и требования к лидеру, например, произойдет смена лидера отдельными членам группы и представится возможность оказать на нее влияние. Спектр задач даже одного подразделения весьма многообразен: от рутинных, ежедневно повторяющихся, до творческих, нестандартных. В практике хозяйственной деятельности бывает нелегко сформулировать те задачи, которые приходится выполнять. Природа задачи становится немаловажным побуждающим фактором для тех, кто пытается стать лидером.

     Ситуация. Кроме решаемых задач, хозяйственную ситуацию характеризуют:

     — трудовые процессы;

     — внешняя среда;

     — члены коллектива.

     Зачастую  человек становится лидером благодаря  не каким бы то ни было чертам его  характера, а его активной адаптации  к изменяющейся среде, способности использовать свои качества в сложившейся ситуации и установить межличностные отношения. В каждой ситуации лидерство проявляется в особом, свойственном лишь ему виде отношений между людьми. Поэтому лидерство нельзя формализовать, оно не может быть сведено к определенному перечню деловых качеств или способностей человека. Лидерство динамично, как само межличностное поведение, не обязательно связано с управлением этим поведением. Иногда для лидерства достаточно целенаправленного преднамеренного влияния.

     Группа. Под группой понимается персонал одного из подразделений организации или же часть этого персонала со своей структурой формальных и неформальных отношений. Зависимость социального статуса каждого члена группы от групповой солидарности и контроля делает коллектив организации эффективным средством воспитания в психологическом и социальном планах. Именно в процессе групповой деятельности проявляются лидерские качества ее членов, а также способность неформального лидера продуктивно действовать в ситуациях кризиса и риска.

Информация о работе Лидерство в системе менеджмента