Лидерство: сущность, стили, современные модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными.

Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
рассмотреть современные стили лидерства;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО…………………………………………………………5

1.1. Типология лидерства………………………………………………….5

1.2. Теория лидерских качеств…………………………………………..14

ГЛАВА 2. Стили и модели лидерства…………………………………………22

2.1. Стили лидерства……………………………………………………..22

2.2. Современные модели………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………36

Работа содержит 1 файл

Теория управления назарова.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     К важным лидерским качествам также имеет смысл отнести:

  • целеустремлённость,
  • внутренняя целостность,
  • системность мышления,
  • любознательность,
  • активность, инициативность,
  • желание большего,
  • организованность,
  • последовательность,
  • коммуникабельность,
  • создание доверия,
  • самообладание,
  • смелость,
  • умение говорить, убеждать,
  • умение слышать и слушать.

     И, конечно, одной из важнейших характеристик  лидера может служить реализация всех этих навыков и умений. Любое  слово должно воплощаться в действиях  и поступках. Если лидер много  говорит и мало делает, доверие  к нему резко падает.

     Лидерские ступени.

     Лидером не рождаются, лидером становятся. Согласно современным исследованиям, лидерский  потенциал есть у каждого —  вопрос в том, каким образом его  можно развивать и до каких  пределов. Рост лидера может проходить  в несколько этапов, в зависимости  от компетенций и масштабов лидерства. Вот эти ступени лидерского роста:

     1. Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. Предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

     2. Ситуативное или  контекстуальное  лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируется необходимостью, чем возможностью. Например, в экстремальной ситуации, когда сам контекст диктует необходимость появления лидерских качеств. Если не я, то кто? Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

     3. Командное или  тактическое лидерство  (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

     4. Системное или  стратегическое лидерство  (металидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. То есть он руководит руководителями-лидерами. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

Таким образом, эволюция лидерства может проходить по следующей схеме:

  • На первом этапе развивается умение управлять собой: работать со своими состояниями, умением ставить и достигать цели, мотивировать себя на работу и на высшие достижения.
  • На следующем этапе брать лидерство в каких-то определенных ситуациях. Учиться брать инициативу, коммуницировать и общаться с людьми и вместе с ними двигаться к выполнению поставленных задач и целей.
  • На третьем этапе формировать собственную команду, мотивировать её, служить для людей привлекателен. Делать так, чтобы за вами хотелось следовать. Параллельно развивать прочие лидерские навыки: умение координировать действия своей команды, умение говорить, убеждать, внутреннюю смелость, целеустремлённость, стойкость, коммуникабельность.
  • Ну и, наконец, на четвертой ступени создавать свою собственную лидерскую школу, где бы появлялись лидеры-последователи и осуществлялось руководство целой системой команд и бизнесов. На этом этапе просто необходимо умение управлять большими системами и структурами. Развивать видение и предвидение, потому что, только представляя отдалённые манящие перспективы, люди, будут следовать за вами вперёд и вперёд, дальше и дальше13.

     Исходя  из выше сказанного, можно сделать  вывод по второй главе.

     Самое главное - менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от баласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя.

     Для этого менеджер должен обладать терпимостью  к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что  препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

     Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями  и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

     Руководитель, менеджер или лидер должны обладать различными качествами и должны уметь переходить от одного стиля руководства к другому в зависимости от ситуации.

      Таким образом, в современном мире лидер  должен обладать такими качествами как: видение, мотивация, распознавание  слабых сигналов и гибкость в поведении, а также другими не мало важными качествами.

      Как говорится: «Лидером не рождаются, лидером  становятся». Лидер в определенной остановке должен расти и для  этого существуют следующие ступени  роста: внутреннее лидерство, ситуативное  или контекстуальное (микролидерство), командное или тактическое (макролидерство), системное или стратегическое (металидерство). Пройдя все ступени роста, обладая практически всеми качествами свойственные для лидера, лидер становится так скажем «полноценным – реальным – востребовательным» нашего современного мира. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной творческой работе были рассмотрены типология лидерства и лидерские качества. Из чего были сделаны следующие выводы: Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию. Ситуационный подход подошёл, на мой взгляд, ближе всего к решению данной проблемы. Стиль лидерства напрямую зависит от ситуации. В некоторых из них менеджер добивается эффективности, структурируя задачи, проявляя заботу и оказывая поддержку, в других руководитель допускает подчиненных к участию в решениях производственных проблем, в-третьих - безболезненно меняет стиль под нажимом начальства или обстоятельств. В любом случае стиль настоящего лидера должен быть гибким орудием эффективного управления производством.

     Работа  менеджера персонала связана  со многими науками, такими как психология, социология, право, этика, экономика. Управляющий  должен разбираться в людях, понимать их потребности, уметь контактировать с различными людьми. Каждый человек уникален и, понимая мотивы поведения конкретного работника либо кандидата, трезво оценивая его способности и потенциал, можно применять его наиболее эффективно. Люди, занимающиеся набором персонала на свое предприятие, не только не знают о методах набора и других видах работы с персоналом, но и зачастую их подводит единственное, что у них есть – интуиция. Вследствие такой непрофессиональной работы с персоналом, фирма может нести необратимые потери и убытки. Многие люди, не оцененные по достоинству, уходят из организации, а люди без малейшего представления о целях организации работают за зарплату, а не за идею фирмы.

     Для лучшего управления персоналом руководителю необходимо проводить с подчиненными совещания и ввести систему поощрения. Это поспособствует хорошей психологической обстановке на предприятии и улучшению работы каждого сотрудника в отдельности.

     Также мной были рассмотрены такие вопросы как: качества необходимые лидеру в работе и стили лидерства. Из чего были сделаны следующие выводы: в число наиболее важных способностей менеджера, понимаемых как: сочетание знаний, поведения и опыта, входят умения реализовать, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценки, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирование информации, разработке программ, выявление тенденций, распределение усилий и времени.

     Исходя  из проведенного исследования можно  дать следующие рекомендации будущим  руководителям и менеджерам:

     Выработка организаторских, управленческих качеств  лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания. Умение сформировать группу, сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или учреждением, властью) необходимые задачи, сформулировать сплачивающую общество программу - таковы современные требования к политику (лидеру).

     В малой группе роль лидера заключается в сплочении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, либеральный или демократический и др.).

     Иным  оказывается лидерство на уровне большой политики, управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их.

     Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать подлинные нужды людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

     Таким образом, на всех уровнях жизни лидерство реально при определенных условиях. Лидер не только должен хотеть вести людей за собой, но и обладать для этого необходимыми качествами. Ведомые должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную им программу. Одно из условий лидерства - получение максимальной информации в минимальное время. Современные технические средства связи и информации отвечают этому требованию. 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Политология.  Энциклопедический словарь. - М., 1994.

2. М. Вебер. Харизматическое господство/Социологические исследования, 1988, № 5.

3. Ж. Блондель. Политическое лидерство. - М., 1992.

4. Имидж лидера: психологическое пособие для политиков. - М., 1994.

5. Херманн М. Г. Составные части лидерства. - М., 1992.

6. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. - М., 1994.

7. Кричевский Р. Л. Если вы – руководитель. - М., 1993.

8. Парыгин  Б. Д. Основы социально - психологических теорий. - М., 1971.

9. Информационный ресурсный центр по практической психологии Psyfactor.org Ссылка на источник: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm.

10. Прокофьева  Н. Менеджмент. Корпоративное право,  теория и практика в России. М.: НДФБК. 2003. – 167 с.

11. Гончаров  В. И. Менеджмент: Учебное пособие,  – Мн.: Мисанта, 2003. - 147 стр.

12. Виханский О. С., Наумов А. И., «Менеджмент», М., МГУ, 1995.

13. Статья А.К.Тихонова "Лидерство". Вестник Нлп № 25.

Информация о работе Лидерство: сущность, стили, современные модели