Лидерство: стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации.

Работа содержит 1 файл

лидерство.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Введение 

   Для эффективного осуществления функций  планирования, организации, мотивации, контроля необходимо эффективное руководство.

   Руководство - процесс социальной организации  и управления деятельностью членов группы. Управлять деятельностью  людей - значит оказывать на них влияние, побуждая работать на достижение целей организации.

   Влияние - поведение одного лица, которое  вносит изменения в поведение  другого. Влиять на других людей можно  через просьбу, пожелание, угрозу, шантаж, приказ, мнение, идею и т.д. Возможность влиять появляется в том случае, если одно лицо находится в определённой зависимости от другого. Эти отношения зависимости определяются как властные отношения. Руководитель имеет возможность влиять на других потому, что он наделён властью. Но руководитель должен быть способным оказывать влияние на своих подчиненных, эффективно ими управлять в целях выполнения ими поставленных задач. Реализация такой способности есть лидерство. Лидер эффективно осуществляет формальное и неформальное руководство. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельные личности, группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Цель - это конечный результат.

   Неформальные  группы и организации возглавляются  лидерами (неформальными), которые в  отличие от формальных не назначаются, а завоёвывают признание работников. Формальный лидер действует в рамках делегируемых ему полномочий. Действия неформального лидера определяются

интересами  группы или организации и могут  выходить за рамки формальных отношений.

   Руководство (или лидерство) в формальной организации осуществляется субъектом, который наделён определённой властью.

   Власть  определяется, как возможность влиять на поведение других людей.

   С понятием "власть" связано понятие  властные полномочия. Это объём прав, которыми располагает руководитель при принятии решений по финансовым, кадровым, материально-техническим вопросам без согласования с высшим руководством.

   Лидер во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От него зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения и многое другое. Таким образом, эта область менеджмента имеет огромное значение в управлении и, на мой взгляд, обязательна и полезна для изучения.

   Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1. Основы лидерства

 

       Лидерство – это управленческие взаимоотношения  между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

       Обязательное  условие лидерства - обладание властью  в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

       Выделяют  формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства.

       Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.

       Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

       Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Продуктивный менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.

       Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей по сей день: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства.

       Ранние  традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепций в конечном счете утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.

       Подходы основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации. 

    1. Качества  присущие лидеру.
 

       Никакие нравственные,  интеллектуальные, духовные добродетели сами  по  себе не превращают политического деятеля  в лидера.

       Выработка организаторских, управленческих качеств  лидера - это проблема его собственного обучения и воспитания.  Умение сформировать  группу,  сплотить ее, определить цели, поставить перед обществом (или  учреждением, властью) необходимые  задачи, сформулировать сплачивающую  общество программу - таковы современные требования к политику.

     Политика, ее   задачи,   цели   различаются   на   разных  уровнях  политической деятельности, поэтому существуют и  разные лидеры.

     В малой группе роль  лидера  заключается  в  сплочении  ее  участников  и  направлении их деятельности.  От него требуется тесное  личное общение с ближайшим окружением.  При этом выявляются и  играют  организующую  роль  его  личные  качества  умение владеть ситуацией,  принимать решения,  брать на  себя  ответственность,  делать  верный  политический    выбор   (людей,   проблем,   первоочередных   задач).  Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы  группы,  не  выходя  за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение  в  зависимость  от  своих  благодеяний.  На  отношения  с  группой  и  авторитет  лидера  оказывают  значительное  влияние  личный стиль его  поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

       Иным  оказывается   лидерство   на   уровне   большой   политики,  управления страной,  политических движений. От лидера такого масштаба  требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь  имеют значение не столько личные качества лидера,  сколько его умение  формулировать  общие  политические  требования,  обнаруживать высокие  критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо  более широким кругом людей и убеждать их.

       Лидер в этой ситуации удален от тех,  кого он ведет за собой.  Его  личные  качества обнаруживаются для них слабее либо совсем утрачивают  значение,  но его лидерство  получает  моральную  оценку.  Он  должен  считаться   с  ней.  Его  успех  или  неудачи  воспринимаются  весьма  эмоционально.  Поэтому  большое  значение  имеет  способность  лидера  улавливать  настроения,  знать  подлинные  нужды  людей и выражать их  интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

       Таким образом,  на  всех  уровнях  политики  лидерство реально при  определенных условиях.  Лидер не только должен хотеть вести людей  за  собой,  но  и  обладать  для  этого необходимыми качествами.  Ведомые  должны быть готовы идти за ним и выполнять намеченную  им  программу.  Одно  из  условий  лидерства  -  получение  максимальной информации в  минимальное  время.  Современные   технические   средства   связи   и  информации отвечают этому требованию. 
 

       1.2. Окружение лидера. 

       Лидерство предполагает определенный характер ближайшего окружения.  Оно должно быть  отобрано  по  деловым,  профессиональным  признакам.  Личная преданность - важное качество окружения,  но недостаточное для  современной политики.  Единомыслие,  взаимопонимание, интерес к делу,  взаимное  доверие,  уверенность  в правильности выбора,  нравственная  устойчивость,  убежденность  также  дают  право занимать   место   в коллективе,   окружающем   лидера.  Привлекательными  для окружения выступают престижность  места,  возможность карьеры,  признание   в коллективе  и вне его,  в сферах власти и управления,  в обществе и в стране.  Но важно,  чтобы все это было при  высокой  профессиональной  компетентности.  Соратник  должен  иметь ясное представление об общем  состоянии дел,  которыми он занимается  под  руководством  лидера,  о  своей   роли,   обязанностях   в   группе,  обладать  аналитическими,  творческими способностями для политической работы.  В лидере  как  бы  концентрируются  качества  его  сподвижников.  Поэтому он должен быть  заинтересован  в  подборе  людей,  превосходящих  его  по  каким-либо  качествам.

       Отношения лидера  и  его  коллектива  -  важный   аспект   новой,  лидерской организации власти.  Целеустремленность,  принципиальность,  сознание   ответственности   перед   обществом    (или    управляемым учреждением),  понимание его задач и запросов являются неотъемлемыми качествами лидера.  Они должны быть и у его окружения.  Эти  качества  сплачивают  их  так  же,  как общее умение вести дискуссию,  сочетать  стремление  к  самоутверждению  с  интересами  коллектива  и  коллег,  положительно  относиться  к их заслугам.  Лидер должен уметь разумно,  обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников  и  создавать  условия для их профессионального роста, использовать их способности и  возможности.

       Управление  политическими   процессами   настолько   связано    с  управлением  кадрами,  что  глубокое знание способностей и психологии  подчиненных и окружения оказывается порой для  лидера  более  важным,  чем   собственный   опыт.  Он  должен  иметь  ясное  представление  о  проблемах,  которые  волнуют  его  работников,  и  считаться   с   их  настроениями.

       Хорошо, если  лидеру  удается создать  в своем окружении «мозговой  центр» - совет  наиболее  квалифицированных  экспертов  по  важнейшим  проблемам    политики.   Тогда   власть   располагает   компетентными  рекомендациями  и   консультациями,   результатами   так   называемой  «мозговой  атаки»  - срочной и напряженной коллективной работы узкого  или  более  широкого  круга  специалистов  для   решения   какой-либо  неотложной  проблемы.  Современные государственные деятели и политики  обычно   создают   в    центрах    власти    штаты    советников    и  экспертов-профессионалов.  Они  всегда  существовали  при государях в  виде всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит  в   том,   чтобы  заполнять такие учреждения  разного рода  Советы  безопасности,  комитеты и комиссии) не сановниками,  а знатоками. Так решаются  не  только  отдельные политические  задачи,  но и проблема  научной политики, которую в нашем столетии все так или иначе пытаются  решить. 

    1. Функции лидера
 

       Карьера лидера зависит не только от общих  условий, но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении  ряда  функций.  Назовем  некоторые  из них.

       Конструктивная  функция - выражение интересов общества в конкретной  программе.  Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов  всех  или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно  большего  числа  людей  и  групп,  но  при условии,  что они не будут  ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка  на  практике  редко  может  быть  осуществлена,  особенно полностью,  без  исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства  и  его  успеха.  Немало  реформ  и  революций  окончилось  неудачей  из-за  отсутствия  своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для  выполнения политических программ.

Информация о работе Лидерство: стили руководства