Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа
задачи:
- выявить совпадает ли лидерство и руководство;
- выявить механизм воздействие личных качеств лидера на ученический коллектив;
- выявить организаторские способности лидеров в ученическом классе.
Курсовая работа
Лидерство и руководство
ВВЕДЕНИЕ
Проблема изучения механизмов
укрепления ученического коллектива является
одной из важнейших в педагогической
практике. Лидерство и руководство
традиционно рассматриваются
Целью исследования выявить механизмы влияния лидерства и руководства на укрепление учебного коллектива классов профильной школы.
Объектом исследования являются учащиеся класса профильной средней школы с выраженными лидерскими качествами.
Предмет - их влияние на руководство и укрепление учебного коллектива.
В основу исследования была
положена гипотеза, согласно которой
наилучшим способом укрепления учебного
коллектива класса профильной школы
является совпадение лидерства и
руководства, при которых осуществляется
оптимальное воздействие
В соответствии с гипотезой решаются следующие задачи:
- выявить совпадает ли лидерство и руководство;
- выявить механизм воздействие
личных качеств лидера на
- выявить организаторские
способности лидеров в
Глава 1. Теоретические основы изучения лидерства и руководства
1.1. Основные направления анализа лидерства
С точки зрения когнитивного
подхода человек
Приложение идей когнетивного подода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов.
Во-первых, пристальное внимание
исследователей привлекли те причины,
которые выдвигают лидеру для
объяснения плохого выполнения группового
задания последователями, а также
то, каким образом причинная
Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид в группе людей начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения «имиджа» лидера у членов группы и каково влияние поведения лидера, соответствующего или, наоборот, противоречащему этому «имиджу», на лидерство этого индивида в группе. Здесь исследовались имплицитные теории людей о том, что такое эффективное лидерство.
В первой из рассматриваемых
областей исследования одним из магистральных
направлений является изучение содержания
ответов лидера на различные уровни
(в особенности плохие) выполнения
групповой задачи последователями.
Исследования обращены к широкому кругу
поведенческих реакций лидера на
«плохие» и «хорошие» выполнение
задач последователем, в особенности
на то, как «плохой исполнитель»
воспринимается лидером. Основная идея
такова: когда последователь выполняет
задание на определенном уровне, лидер
собирает (воспринимает) информацию о
его поведении и затем на основе
этих блоков информации приписывает
причины поведения своим
Можно, вслед за С.Грином и Т. Митчеллом, представить эти положения в виде простейшей модели: «поведение последователя - причинное приписывание - поведение лидера». Несмотря на исключительную простоту, данная модель и ее дальнейшие разработки являются работающими моделями, поскольку обеспечивают сжатую формулу для постановки эмпирических исследований.
В ходе эксперимента лидерам сообщались особенности выполнения задания последователям, а затем изучались причины, ими приписываемые, и поведенческие ответы, совершаемые на их основе. Основные экспериментальные данные:
1. Лидер и последователи
различаются по их взглядам
на причины плохого выполнения
задания. Лидеры склонны
2. Когда лидер реализует
приписывание к внутренним
3. На оценку последователя
лидером воздействует
Модель причинного приписывания Т. Митчелла и С. Грина была, с одной стороны, подвергнута критике, а с другой дополнена. Исследование Л.Джеймса и Дж. Байта доказывает, что плохое выполнение задания последователем может непосредственно воздействовать на поведение лидера: чем хуже выполнение, тем вероятнее например, более жесткий контроль или наказание. Эти отношения прямые и лишь изредка могут опосредствоваться причинным приписыванием нуждается в доказательстве своей правомочности и не следует слишком уж явно полагать, что взаимосвязь «выполнение задания последователями - поведение лидера» является непрямой.
Л. Джеймс дополняет рассматриваемую модель принципом взаимной причинности и считает, что поведение лидера и выполнение задания последователями взаимосвязаны как в прямом, так и в обратном напрвалении.
Одним из последствий приписывания
причинности лидерам и
Фактически во всех рассмотренных до сих пор подходах лидерство рассматривалось статически, позиционно. Поэтому представляют несомненный интерес те направления теоретического осмысления проблемы, в которых делается попытка динамического анализа лидерства как процесса.
Истоки подобного угла изучения данной области можно найти в работах Е. Холландера, выполненных в 1969--1971 гг, где лидерство уподобляется процессу обмена, в котором лидеры и последователи находятся во взаимозависимых отношениях и влияют друг на друга.
Существенным вкладом в развитие трансактного подхода стала модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном и его коллегами. Эти авторы ставят под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последователей, а является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.
В данной модели выделяются
два типа отношений лидера и последователя:
отношение к неформальному
Данная модель была экспериментально проверена, и полученные данные не смогли валидизировать основной конструкт модели -- «широту переговоров» лидера с последователем. Поэтому наряду с воздействиями лидера на отдельных последователей в диадах было предложено выделять воздействия лидера, нацеленные на группу в целом. Все чаще практические исследователи стали обращать внимание на то, что необходим пересмотр основных операциональных и концептуальный конструкторов этой модели с их дальнейшей экспериментальной проверкой.
К лидерству как в высшей степени динамическому процессу подходят в своих работах Г. Зан и Г. Вулф. Они считают, что лидерство является результатом взаимодействия между лидером и последователями. Это взаимодействие формирует их взаимоотношения. В исследовании взаимоотношений авторы выделяют два измерения поведения: задачу и отношения. Сфера задачи включает поведение, осуществляемое индивидом инициативно или в ответ на действия партнера по взаимодействию и нацеленное на задачу. Сфера отношений составлена из поведенческого ответа или инициативного поведения, относящегося к экспрессивному (аффективному) измерению взаимодействия «лидер -- последователь». Как лидер, так и последователь могут игнорировать другого участника взаимодействия -- осуществлять индифферентный ответ. Взаимодействие может «запускаться» и лидером, и последователем. Причем не так важно, кто является инициатором взаимодействия, важно именно то, какие между лидером и последователями складываются взаимоотношения.
А. Ашур рассматривает два направления влияния лидера: на последователей и на ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Ситуация в значительной степени влияет на отношения между лидером и последователем, и лидер может, манипулируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на взаимоотношения с последователями.
Роль ситуации во взаимодействии лидера с последователем подчеркивается в модели «лидер -- среда -- последователь» Дж. Воффорда и Т. Шринивазана, которые утверждают, что лидер влияет на мотивацию последователей и на их способность к выполнению задания через элементы ситуации. Поэтому необходим психологический анализ того, как взаимодействуют индивиды и элементы ситуации. Исследования К. Грина и К. Шризхейма показывают, что действия последователей оказывают существенное влияние на лидера.
Все эти мини-теории, объединенные в рамках интеракционистского направления, имеют многочисленные точки соприкосновения. Во-первых, каждый представляет ситуацию, в которой происходит лидирование, как динамический, эволюционный процесс. Лидер и последователь взаимодействуют в определенном контексте, который должен быть понят и интерпретирован. Во-вторых, каждая перспектива прямо или косвенно признает интеракцию между лидером и последователем, а также то, что это взаимодействие влияет на последующие действия каждого из его участников. В-третьих, лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий. Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются предшествующим взаимодействием между ними.
ЛИДЕРСТВО КАК ПОГРАНИЧНАЯ РОЛЬ (ТЕОРИЯ СИСТЕМ)
Каким образом представлено лидерство в организации? Опираясь на платформу теории систем, М. Мэмфорд формулирует альтернативное понимание организационного лидерства. Каждая социальная система, в том числе и организация, с его точки зрения, состоит из множества социальных подсистем, вплоть до отдельных индивидов, включенных в организацию. Сложность построения организационной системы затрудняет объединенное функционирование подсистем, снижает эффективность достижения целей организации. Решение этой проблемы предполагает определение в ролевых требованиях границ ожидаемых действий членов организации. Лидеры Ї это те индивиды, «роли которых требуют, чтобы они контролировали и координировали действия двух или более подсистем». Они выполняют как бы пограничную роль между системами или подсистемами. Лидерство включает взаимодействие с подсистемами различных уровней, а также с другими системами и более широким социальным окружением. Лидерство проявляется «в тех действиях, которые выполняются индивидом как носителем определенной (пограничной.Ї А. С.) роли в организации, связанной с процессом достижения целей организации». Эффективность лидера связывается не с традиционной оптимальной формой его поведения, а с последствиями его действий в ходе реализации пограничной роли. Его основной задачей является выбор такого вида действий, которые бы увеличивали адаптацию всей системы в целом.