Лидерство ируководство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

задачи:
- выявить совпадает ли лидерство и руководство;
- выявить механизм воздействие личных качеств лидера на ученический коллектив;
- выявить организаторские способности лидеров в ученическом классе.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 50.93 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

Лидерство и руководство

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения механизмов укрепления ученического коллектива является одной из важнейших в педагогической практике. Лидерство и руководство  традиционно рассматриваются как  важнейшие механизмы данного  процесса. Особый интерес представляет исследование данного процесса в  профильных классах средней школы, где коллектив является более  однородным и более требовательным к своим лидерам.

Целью исследования выявить  механизмы влияния лидерства  и руководства на укрепление учебного коллектива классов профильной школы.

Объектом исследования являются учащиеся класса профильной средней  школы с выраженными лидерскими качествами.

Предмет - их влияние на руководство  и укрепление учебного коллектива.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой  наилучшим способом укрепления учебного коллектива класса профильной школы  является совпадение лидерства и  руководства, при которых осуществляется оптимальное воздействие лидера-руководителя на ученический коллектив. Важнейшими механизмами такого воздействия  являются личные качества лидера, его  организаторские способности, воздействие  на коллектив собственным примером.

В соответствии с гипотезой  решаются следующие задачи:

- выявить совпадает ли  лидерство и руководство;

- выявить механизм воздействие  личных качеств лидера на ученический  коллектив;

- выявить организаторские  способности лидеров в ученическом  классе.

Глава 1. Теоретические основы изучения лидерства и руководства

1.1. Основные направления  анализа лидерства

С точки зрения когнитивного подхода человек рассматривается  в качестве наблюдателя, который  активно оценивает и интерпретирует информацию, поступающую из внешнего мира, а не пассивно воспринимает ее. Причем интерпретация, причинное объяснение социальных событий и поведения  наблюдаемых людей является предметом  теории атрибуции, которая исследует  «наивную психологию» людей - причинно-следственный анализ поведения и восприятия «человека  с улицы», в то время как классификацию - подведение воспринимаемого поведения  под определенный стереотип - изучает  концепция категоризации.

Приложение идей когнетивного подода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов.

Во-первых, пристальное внимание исследователей привлекли те причины, которые выдвигают лидеру для  объяснения плохого выполнения группового задания последователями, а также  то, каким образом причинная интерпретация  влияет на оценку, даваемую лидером  своим последователям, и на его  поведение по отношению к ним.

Во-вторых, ученых интересовало, каким образом определенный индивид  в группе людей начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и  условия возникновения «имиджа» лидера у членов группы и каково влияние поведения лидера, соответствующего или, наоборот, противоречащему этому «имиджу», на лидерство этого индивида в группе. Здесь исследовались имплицитные теории людей о том, что такое эффективное лидерство.

В первой из рассматриваемых  областей исследования одним из магистральных  направлений является изучение содержания ответов лидера на различные уровни (в особенности плохие) выполнения групповой задачи последователями. Исследования обращены к широкому кругу  поведенческих реакций лидера на «плохие» и «хорошие» выполнение задач последователем, в особенности  на то, как «плохой исполнитель» воспринимается лидером. Основная идея такова: когда последователь выполняет  задание на определенном уровне, лидер  собирает (воспринимает) информацию о  его поведении и затем на основе этих блоков информации приписывает  причины поведения своим последователям. Впоследствии, опираясь на порожденную  им интерпретацию поведения последователя, лидер производит ответную реакцию  по отношению к нему.

Можно, вслед за С.Грином и Т. Митчеллом, представить эти положения в виде простейшей модели: «поведение последователя - причинное приписывание - поведение лидера». Несмотря на исключительную простоту, данная модель и ее дальнейшие разработки являются работающими моделями, поскольку обеспечивают сжатую формулу для постановки эмпирических исследований.

В ходе эксперимента лидерам  сообщались особенности выполнения задания последователям, а затем  изучались причины, ими приписываемые, и поведенческие ответы, совершаемые  на их основе. Основные экспериментальные  данные:

1. Лидер и последователи  различаются по их взглядам  на причины плохого выполнения  задания. Лидеры склонны приписывать  причины к внутренним факторам, а последователи - к внешним.  Если последователь на плохом  счету у лидера, вероятность приписывания  к внутренним факторам возрастает. Если последователи находят оправдание  для плохого выполнения задания,  то лидер с меньшей вероятностью  использует приписывание к внутренним  факторам.

2. Когда лидер реализует  приписывание к внутренним факторам, то его ответом на плохое  выполнение задания последователем  с большей вероятностью будет  наказующее поведение или усиление контроля над последователем. Особенности поведенческого ответа лидера определяются предшествующими заслугами последователями, тем, были ли последствия серьезными или нет, а также были или не были у последователя оправдания для подобного результата.

3. На оценку последователя  лидером воздействует множество  ситуативных факторов. Было обнаружено, что лидер отвечает на плохое  выполнение задания последователем  более позитивно тогда, когда  его собственное вознаграждение  зависит от результатов последователя.  Когда такая взаимосвязь очевидна, способности «плохого» последователя  оцениваются с большей вероятностью  высоко и делаются попытки  поиска новой схемы вознаграждения  последователя.

Модель причинного приписывания Т. Митчелла и С. Грина была, с одной  стороны, подвергнута критике, а  с другой дополнена. Исследование Л.Джеймса и Дж. Байта доказывает, что плохое выполнение задания последователем может непосредственно воздействовать на поведение лидера: чем хуже выполнение, тем вероятнее например, более жесткий контроль или наказание. Эти отношения прямые и лишь изредка могут опосредствоваться причинным приписыванием нуждается в доказательстве своей правомочности и не следует слишком уж явно полагать, что взаимосвязь «выполнение задания последователями - поведение лидера» является непрямой.

Л. Джеймс дополняет рассматриваемую  модель принципом взаимной причинности  и считает, что поведение лидера и выполнение задания последователями  взаимосвязаны как в прямом, так и в обратном напрвалении.

Одним из последствий приписывания причинности лидерам и лидерству  является тот факт, что лидеры становятся символами. Так, когда за неудачу  нельзя уволить спортивную команду, то увольняют тренера, основываясь  на скрытой посылке, что успех  является результатом действия отдельного лица. Однако, хотя воздействие лидера на группу объективно может быть менее  существенно, чем действие других факторов, таких, как, например, характеристики задачи, субъективно лидерство все же будет влиять на процесс выполнения групповой задачи, поскольку люди в глубине души верят, что лидерство  причинно соотносится с выполнением задач группой.

Фактически во всех рассмотренных  до сих пор подходах лидерство  рассматривалось статически, позиционно. Поэтому представляют несомненный  интерес те направления теоретического осмысления проблемы, в которых делается попытка динамического анализа  лидерства как процесса.

Истоки подобного угла изучения данной области можно найти  в работах Е. Холландера, выполненных в 1969--1971 гг, где лидерство уподобляется процессу обмена, в котором лидеры и последователи находятся во взаимозависимых отношениях и влияют друг на друга.

Существенным вкладом  в развитие трансактного подхода стала модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном и его коллегами. Эти авторы ставят под вопрос общепринятое положение о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям, которое имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над группой последователей, а является одним из участников взаимодействия, входящих в диаду.

В данной модели выделяются два типа отношений лидера и последователя: отношение к неформальному помощнику  и отношение к обычному члену  группы. Их дифференцирует индикатор - «широта обсуждения», который показывает, насколько лидер готов обсуждать  проблемы последователя и открыт для оказания ему индивидуализированной помощи. Более предпочитаемые члены группы получают лидерский стиль управления, в то время как другие воспринимаются менее способными, и лидер во взаимодействии с ними использует начальственный стиль. Когда в группе развиваются взаимоотношения первого типа, лидер во все большей степени становится зависим от результатов переговоров с последователями, от процесса взаимодействия с каждым из них, и, следовательно, с этого момента его лидирование определяется уже не столько формальной властью, связанной с руководящей позицией, сколько межличностным обменом с последователями в рамках диадного взаимодействия. Взаимный обмен стабилизируется во времени, становится социальной структурой, регулирующей как поведение лидера, так и поведение последователя. Пока природа взаимосвязи не изменяется, поведение лидера и последователя остается более понимаемым и предсказуемым для них обоих.

Данная модель была экспериментально проверена, и полученные данные не смогли валидизировать основной конструкт модели -- «широту переговоров» лидера с последователем. Поэтому наряду с воздействиями лидера на отдельных последователей в диадах было предложено выделять воздействия лидера, нацеленные на группу в целом. Все чаще практические исследователи стали обращать внимание на то, что необходим пересмотр основных операциональных и концептуальный конструкторов этой модели с их дальнейшей экспериментальной проверкой.

К лидерству как в высшей степени динамическому процессу подходят в своих работах Г. Зан и Г. Вулф. Они считают, что лидерство является результатом взаимодействия между лидером и последователями. Это взаимодействие формирует их взаимоотношения. В исследовании взаимоотношений авторы выделяют два измерения поведения: задачу и отношения. Сфера задачи включает поведение, осуществляемое индивидом инициативно или в ответ на действия партнера по взаимодействию и нацеленное на задачу. Сфера отношений составлена из поведенческого ответа или инициативного поведения, относящегося к экспрессивному (аффективному) измерению взаимодействия «лидер -- последователь». Как лидер, так и последователь могут игнорировать другого участника взаимодействия -- осуществлять индифферентный ответ. Взаимодействие может «запускаться» и лидером, и последователем. Причем не так важно, кто является инициатором взаимодействия, важно именно то, какие между лидером и последователями складываются взаимоотношения.

А. Ашур рассматривает два направления влияния лидера: на последователей и на ситуацию, в которой происходит взаимодействие. Ситуация в значительной степени влияет на отношения между лидером и последователем, и лидер может, манипулируя компонентами ситуации, оказывать воздействие на взаимоотношения с последователями.

Роль ситуации во взаимодействии лидера с последователем подчеркивается в модели «лидер -- среда -- последователь» Дж. Воффорда и Т. Шринивазана, которые утверждают, что лидер влияет на мотивацию последователей и на их способность к выполнению задания через элементы ситуации. Поэтому необходим психологический анализ того, как взаимодействуют индивиды и элементы ситуации. Исследования К. Грина и К. Шризхейма показывают, что действия последователей оказывают существенное влияние на лидера.

Все эти мини-теории, объединенные в рамках интеракционистского направления, имеют многочисленные точки соприкосновения. Во-первых, каждый представляет ситуацию, в которой происходит лидирование, как динамический, эволюционный процесс. Лидер и последователь взаимодействуют в определенном контексте, который должен быть понят и интерпретирован. Во-вторых, каждая перспектива прямо или косвенно признает интеракцию между лидером и последователем, а также то, что это взаимодействие влияет на последующие действия каждого из его участников. В-третьих, лидеры и последователи являются взаимозависимыми как по содержанию, так и по процессу реализации их действий. Действие лидера или последователя осуществляется в ответ на предшествующие ожидания и возможные реакции другого, которые, в свою очередь, определяются предшествующим взаимодействием между ними.

 

ЛИДЕРСТВО КАК ПОГРАНИЧНАЯ  РОЛЬ (ТЕОРИЯ СИСТЕМ)

 

Каким образом представлено лидерство в организации? Опираясь на платформу теории систем, М. Мэмфорд формулирует альтернативное понимание организационного лидерства. Каждая социальная система, в том числе и организация, с его точки зрения, состоит из множества социальных подсистем, вплоть до отдельных индивидов, включенных в организацию. Сложность построения организационной системы затрудняет объединенное функционирование подсистем, снижает эффективность достижения целей организации. Решение этой проблемы предполагает определение в ролевых требованиях границ ожидаемых действий членов организации. Лидеры Ї это те индивиды, «роли которых требуют, чтобы они контролировали и координировали действия двух или более подсистем». Они выполняют как бы пограничную роль между системами или подсистемами. Лидерство включает взаимодействие с подсистемами различных уровней, а также с другими системами и более широким социальным окружением. Лидерство проявляется «в тех действиях, которые выполняются индивидом как носителем определенной (пограничной.Ї А. С.) роли в организации, связанной с процессом достижения целей организации». Эффективность лидера связывается не с традиционной оптимальной формой его поведения, а с последствиями его действий в ходе реализации пограничной роли. Его основной задачей является выбор такого вида действий, которые бы увеличивали адаптацию всей системы в целом.

Информация о работе Лидерство ируководство