Лидерство и власть. Сходства и различия. Типы власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Власть - одно из фундаментальных начал общества, она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственные и иные организации, государство и т. п.). У широкой общественности понятие "власть" вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Лорд Эктон сказал: "Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно".

Содержание

1.Понятие власти. 3-5 стр.
2.Ресурсы и виды власти. 5-8 стр.
3. Типы власти 8-10стр.
4. Понятие лидерства и типы лидерства 10-16стр.
5. Сходства и различия лидерства и власти. 15-16стр.
Список литературы 17стр.

Работа содержит 1 файл

власть лидерство готов.docx

— 45.47 Кб (Скачать)

На основе приведенных  взглядов позднее формируются теории "элиты и толпы". Согласно им обязательным условием жизни всякого  общества выступает его дифференциация на два слоя - на "элиту", привилегированную  правящую группу, члены которой призваны руководить, и на "толпу", остальную  массу людей, которые слепо идут за лидерами.

Согласиться с  такой точкой зрения - значит признать ненужными попытки выявить закономерности эффективного управления, качества, которыми должен обладать руководитель. Однако изучение практики показывает, что  определенные закономерности существуют, типичные черты есть. Вот почему позднее психологи-бихевиористы в  своей "бихевиористической теории" обосновывают положение о том, что лидерские черты нельзя считать всецело врожденными. Некоторые из них могут быть приобретены в результате обучения и накопления опыта. В этом направлении проводятся многочисленные исследования, направленные на выявление универсальных черт, которые с необходимостью должны быть свойственны лидерам.

Особенно тщательно  наборы черт разрабатывались в США, потому что они должны были стать  основанием для построения системы  тестов для отбора лиц, "годных" для руководства. Однако вскоре выяснилось, что задача эта трудно разрешима. Начав с нескольких фундаментальных  качеств, ряд ученых в процессе исследования довели их количество до двух сотен  и более. В 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список из 79 черт и  качеств, упоминаемых различными исследователями  как "лидерские".

Однако его  смутил "разброс" этих черт у разных авторов: 65 % названных черт были вообще упомянуты лишь однажды, 16-20 % - дважды, 4-5 % - трижды и лишь 5 % черт были названы  четыре раза. Кроме того, нельзя было сбрасывать со счетов и такое наблюдение из практики осуществления руководства: имелось немало случаев, когда лица, не обладающие "важнейшими чертами", успешно справлялись со всеми  функциями лидера. Напротив, наличие  этих черт не всегда превращало человека в эффективного лидера. Все это  обусловило появление других точек  зрения.

Достаточно распространенной в зарубежной психологии является "ситуационная теория". В ней акцент переместился с черт лидера на анализ ситуации и объекта управления, то есть лидерство возникает как ответ на требование ситуации. Другими словами, в данном подходе преуменьшается роль активности личности, ее черт и в ранг высшей силы возводятся обстоятельства.

Черты рассматриваются  лишь как одна из "ситуационных" переменных. К числу других относятся: размер и структура организации, вид выполняемой деятельности, индивидуальные особенности членов организации (в  частности, их ожидания), время принятия решений, психологический климат организации  и др. В одних условиях от лидера требуется одна линия поведения, в других - совсем иная. Поэтому ребенок  может быть лидером во дворе, но ведомым  в классе, а руководитель - лидером  на работе, но не в семье.

Однако часто  встречаются люди, чья компетентность вполне удовлетворяет требованиям  ситуации, они являются хорошими профессионалами, но не способны к руководящей деятельности. Кроме того, на практике при изменении  задач, стоящих перед организацией, а следовательно, при изменении  ситуации, слишком частой смены лидеров  не происходит. При всех очевидных  недостатках "ситуационной теории" прогрессивным является признание  того, что для лидерства важны  не только определенные качества личности, но и другие факторы.

В настоящее  время в западной социальной психологии доминирующей является "синтетическая концепция лидерства". Согласно этой теории лидерство есть процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер является субъектом управления этим процессом. При таком подходе лидерство является функцией группы, поэтому и изучать его необходимо, прежде всего, с точки зрения целей и задач группы. Вместе с тем личность лидера, его качества не должны сбрасываться со счета.

Следовательно, эта теория отличается комплексным  подходом ко всему процессу управления. На характер осуществления лидерской  роли оказывает влияние взаимосвязь  трех переменных: качества лидера, качества последователей или ведомых и  характер ситуации, в которой осуществляется лидерство. С одной стороны, лидер  воздействует на ведомых и ситуацию, с другой - столь же существенны  и их воздействия на лидера.

5.Сходства и различия лидерства и власти.

Власть и лидерство – понятия, между которыми проходит тонкая грань. Главное различие между ними заключается в наличие цели и ее совместимость с целью людей, которые следуют за главенствующим. Во власти совместимость целей начальника и подчиненных не является обязательным условием. Для лидера же его цели должны совпадать с целями тех, кто следует за ним. Лидерство всегда предполагает, что будет использоваться власть для управления людьми. При этом над самим лидером может быть начальник, которому он должен подчиняться.

Типы власти и лидерства также схожи между  собой. По одной из классификаций  лидерство может быть трех типов: бюрократическое, традиционное и харизматическое. По отношению к власти используются те же типы, только бюрократический  заменяется на экономический. Экономическая  власть – это власть, основанная на богатстве. У объекта имеются  финансовые средства, и он высказывает  готовность поделиться ими с нуждающимися, за что они выбирают его своим  предводителем. Традиционная власть и  лидерство основываются на устоявшихся  годами стереотипах. А харизматическая, напротив, держится лишь на выдающихся качествах руководителя.

Лидерство и власть разделяют еще и по стилю управления. Это авторитарный и демократический типы. При авторитарном типе руководитель ориентируется только на свое мнение. И общение с подчиненными больше основано на принуждении, чем на доверии. Участие в общественных делах других лиц сводится к минимуму. Авторитарный руководитель сам принимает все решения, распределяет роли и функции своих сторонников. Для появления авторитарного типа власти или лидерства могут быть разные предпосылки. К ним относятся врожденные качества руководителя, который старается доминировать над остальными, социальные предпосылки или если это оправдано сложившейся ситуацией. При демократическом типе официально принято считать, что все имеют равные права и обязанности, а управленец только лишь высказывает волю народа, то есть играет роль посланника, доверенного лица. На деле зачастую под демократией скрывается хитро замаскированный авторитаризм, где руководитель лишь делает вид, что старается для подчиненных.

Существует много  типов власти и лидерства, и, так  как эти понятия граничат между  собой, то у них очень схожие между  собой типологии. 
 
 
 
 

    Список литературы:

    1. Демидов А. И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология. Саратов, 1997.
    2. Дафт Ричард. Менеджмент., Санкт- Петербург, 2004 г.
    3. Мескон М.Х, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента, М, 1992г.
    4. Пятенко С., 9 основ менеджмента,  Санкт- Петербург, 2004 г.

Информация о работе Лидерство и власть. Сходства и различия. Типы власти