Лидерство и власть. Сходства и различия. Типы власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Власть - одно из фундаментальных начал общества, она существует везде, где есть устойчивые объединения людей (семья, производственные и иные организации, государство и т. п.). У широкой общественности понятие "власть" вызывает отрицательные эмоции с того самого момента, как Лорд Эктон сказал: "Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно".

Содержание

1.Понятие власти. 3-5 стр.
2.Ресурсы и виды власти. 5-8 стр.
3. Типы власти 8-10стр.
4. Понятие лидерства и типы лидерства 10-16стр.
5. Сходства и различия лидерства и власти. 15-16стр.
Список литературы 17стр.

Работа содержит 1 файл

власть лидерство готов.docx

— 45.47 Кб (Скачать)

Законная (легитимная) власть. Легитимная власть имеет, по сравнению с внешним принуждением, определённые преимущества, поскольку не требует жесткого контроля и не вызывает негативных чувств. Легитимная власть покоится на распределении ролей в обществе. Когда речь идёт о стабильных обществах с давними традициями, установившимися законами и чётким распределением ролей, предписывающих определённые правила поведения для их исполнителей, легитимная власть является важнейшей и от лица, занимающего официальный пост, почти не требуется проявлений личности, но лишь соответствия своей роли.

Но власть закона и традиции может быть безлична до такой степени, что оказывается  нечувствительной к вопиющему беззаконию. Таким образом, для легитимной власти оказывается более важным то, что  данная личность занимает пост, чем  то, что это за личность и каким  способом она этого поста добилась.

Кроме перечисленных  форм власти, в зависимости от количества центров принятия решения выделяют:

  1. централизованную власть (решение принимает один орган (коллегиальная власть) или один человек (единоличная власть);
  2. децентрализованную власть (компетенция решения распределена между многими субъектами, существуют различные центры принятия решений). Полная децентрализация означает равномерное распределение власти между всеми членами организации.

На практике большинство организаций использует смешанные формы власти: 1) соучастие  в принятии решений через формы  производственной демократии - производственные советы, профсоюзы, собрания трудовых коллективов; 2) социальное партнерство - устойчивая форма сотрудничества между работниками, руководством и  собственниками, предполагающая участие  сотрудников во всех результатах  работы и прибыли (кроме дохода на капитал) взамен на отказ от забастовок и других форм классовой борьбы; 3) коллективное предпринимательство - работники с помощью акций  или других форм являются одновременно и собственниками предприятия, участвуют  в получении прибыли.

Децентрализация власти происходит через ее делегирование, которое в современных условиях необходимо по следующим причинам:

  1. руководитель в одиночку не способен переработать многообразную и обширную информацию и решать сам все проблемы предприятия;
  2. необходимость быстрого и компетентного решения локальных задач, так  как центру подчас бывает трудно разобраться в ситуации на местах, оперативно и правильно отреагировать на нее;
  3. потребность с помощью делегирования полномочий улучшать мотивацию сотрудников, формировать у них чувство сопричастности к общему делу, ответственность за него.

Это сильные  стороны делегирования полномочий. Но существуют и слабые, а именно:

  1. ослабление власти и возможности влияния руководства;
  2. усиление потребности в координации решений различных лиц;
  3. необходимость создания дополнительных координационных органов, рост в связи с этим материальных затрат и затрат времени.
 

3. Типы власти

Существуют три базовых типа власти:

  1. Статусная власть: ее источником является иерархическое неравенство социальных систем.
  2. Экономическая власть: ее источником является имущественное неравенство, отношения собственности.
  3. Духовная власть: источник – культурное неравенство.

Базовые типы при  своем взаимодействии порождают  на практике различные виды власти.

По характеру  осуществления власти:

  • Формальная власть – это власть должности, обеспечивающая единство действий всех исполнителей. Она обусловлена официальной должностью обладателя в структуре управления организации, а также совокупностью принадлежащих этой должности прав, вне связи с личными качествами, и измеряется либо числом лиц, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться распоряжениям руководителя.
  • Реальная власть это власть авторитета, обусловленного местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений, и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих. Реальная власть не всегда связана с иерархией. Готовность подчиняться (восприятие власти) определяется пониманием смысла распоряжений, интеллектуальными и физическими возможностями сотрудников, соответствием характера власти индивидуальным потребностям и установкам работников.

Границы формальной и реальной власти совпадают редко. Обычно их обладателями являются различные  лица, часто противостоящие друг другу, что ослабляет взаимное стремление ее монополизации. Это является положительным  моментом, поскольку, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и  злоупотреблений

 

 
По классификации, предложенной М. Вебером, различают следующие типы власти: 
- традиционная, использующая механизмы традиции и ритуалы, которые очень медленно изменяются с течением времени или вообще остаются неизменными; 
- легальная, опирающаяся на законы, правила и нормы; 
- харизматическая, реализующаяся за счет особой связи между руководителем и его последователями, когда он чувствует себя призванным для осуществления определенной цели, а они убеждены в наличии у него особых исключительных качеств.  
Специфическим типом власти служит власть политическая. Политическая власть связана с использованием государственного аппарата для реализации целей властвующего; осуществляется в условиях разделения труда, при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества; характеризуется наличием делегирования властных полномочий одних людей над другими, реализуется специально уполномоченными на это людьми, входящими в государственный аппарат; активно использует механизм организованного принуждения, опирается на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм.  
Политическая власть вырастает из потребностей социального регулирования, служит одной из форм социального управления. Ее объективное назначение в механизме реализации социальных закономерностей заключается в обеспечении единства действия в обществе закономерностей двух типов: объективных долговременных связей и тенденций, обеспечивающих постоянство, стабильность всех звеньев социальной системы, и таких же связей и тенденций, открывающих возможность перехода социальной системы в новое состояние. 
Необходимым компонентом политической власти является государство, с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, сам механизм принуждения и люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме7. В политической науке до сих пор не сформировалось единое определение государства. Одним из определений является определение государства как аппарата организованного насилия, обладающего монопольным правом на издание законов в обществе8. 
Политическая государственная жизнь постоянно колеблется между двумя противоположными интенциями: между невмешательством государства в общественную жизнь и его полным контролем над нею. Первый из этих подходов называют либерально-индивидуалистическим, второй - этатистким.

    4. Понятие лидерства и типы лидерства

Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. В переводе с английского лидер означает "руководитель", "командир", "глава", "вождь", "ведущий".

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает  для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.

Лидера можно  определить как личность, способную  объединять людей ради достижения какой-либо цели. Таким образом, понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с  понятием "цель". Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в  одиночку - недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

В современном  менеджменте лидерство трактуется неоднозначно:

  1. лидерство как разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз и носителем такой власти выступает не большинство, но один человек или небольшая группа лиц - "лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами" (Ж. Блондель);
  2. лидерство как управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система социальных статусов и соответствующих им социальных ролей. Социальный статус руководителя предполагает и даже требует выполнения социальной роли в манере лидера; лидерство - это "положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов" (Л. Даунтон);
  3. лидерство - это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния - это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером); б) широта влияния - воздействие осуществляется на всех членов группы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы; г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, не может считаться лидером (тюремный надзиратель). С этим согласны не все исследователи (Блондель допускает использование системы принуждения);
  4. лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение, отношения, чувства другого человека и групп людей.
  5. лидерство как неформальное явление, это символ эмоционально-психологической общности группы и образец поведения для ее членов. Эта позиция широко распространена в отечественной психологии.
 

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т.д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Особенности администраторских  и лидерских качеств руководителя определяют и его управленческий стиль. Взаимоотношения подчиненных  с руководителем, психологический  климат коллектива, результаты работы коллектива зависят от стиля управления, реализуемого руководителем. Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения.

Выделяют следующие  стили управления.

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений ("минимум демократии"), жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания ("максимум контроля"), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы - по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции могут быть хорошими. Но существуют также недостатки, которых у него больше, чем достоинств:

  1. высокая вероятность ошибочных решений;
  2. подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
  3. неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
  4. неблагоприятный психологический климат ("подхалимы", "козлы отпущения", интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.

Этот стиль  управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

Демократический (или коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников ("максимум демократии"), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками ("максимум контроля"), руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую  вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей  своей работой и членством  в коллективе, благоприятный психологический  климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля  возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных  способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется: с одной стороны, "максимумом демократии" (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой стороны, "минимумом контроля" (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на "самотек"). Вследствие этого результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем; психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный (алогичный) стиль руководства проявляется  в непредсказуемом переходе руководителем  от одного стиля к другому (то авторитарный, то попустительский, то демократический, то вновь авторитарный и т. п.), что  обусловливает крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.

Основные теории лидерства 

Различные ученые пытались выделить необходимые черты  или характеристики, которыми должен обладать тот или иной руководитель. Этой проблеме уделяется пристальное  внимание, прежде всего, в зарубежной психологии управления. Первоначально  научные поиски нашли свое воплощение в так называемой "теории черт" (иногда ее называют "харизматической" теорией, от слова "харизма", то есть нечто снизошедшее на человека от бога).

В соответствии с этой теорией лидером, руководителем  не может быть любой человек, но лишь такой, который обладает определенным набором врожденных личностных качеств, набором или совокупностью определенных психологических черт. Управление - это не наука, а своеобразное искусство,  утверждают сторонники этой теории. Управленец - это своего рода артист, деятельность которого основывается на его врожденном таланте. "Никто не может научиться руководить, и мы не верим, чтобы этому можно было обучить, - утверждал американский психолог Д. Бойд. - Искусство руководства не является чем-то, чему можно научиться извне; оно идет от вашего сердца и собственной силы". Аналогичную позицию занимал Е. Шумахер, отмечавший, что действия по осуществлению руководства "относятся скорее к области поэзии, нежели к точным наукам".

Информация о работе Лидерство и власть. Сходства и различия. Типы власти