Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 00:15, реферат
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнивать с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношении с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство же, как специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников.
Введение.
1.Основные стили лидерства.
2.Особенности управленческой деятельности руководителя.
3.Основные типы управления.
Заключение.
Список литературы.
Содержание.
Введение.
1.Основные стили лидерства.
2.Особенности управленческой деятельности руководителя.
3.Основные типы управления.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав», либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Природа
лидерства может быть лучше понята,
если его сравнивать с управлением.
Быть менеджером и быть лидером в
организации - это не одно и тоже.
Менеджер в своем влиянии на работу
подчиненных и построении отношении
с ними, прежде всего, использует и
полагается на должностную основу власти
и источники, ее питающие. Лидерство
же, как специфический тип
1. Понятие о лидерстве
Понятия «менеджер» и «лидер» не идентичны. Главное качество лидера - четкое видение цели, которая другим представляется лишь в весьма туманных очертаниях. Основное же качество менеджера, управляющего - эффективно, с наименьшими потерями достигать увиденную цель.
Мнение Гарвардской школы бизнеса. Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства. Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания. Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного человека;
достигнув цели, лидер стремиться
сохранить свою власть, что не всегда
соответствует интересам
уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В целом лидерство руководителя признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного лидера являются:
видение ситуации в целом;
способность к коммуникациям;
доверие сотрудников;
гибкость при принятии решений.
Роль руководителя постоянно изменяется, что связано с усложнением производства, развитием потребностей людей, высокой динамикой внешней и внутренней реализационной среды. Наиболее сильно на труд менеджера влияют следующие факторы:
ожидания работников;
влияние профсоюзов;
его послужной список и образование;
его возраст и цели;
технология, используемая в подразделении;
ожидание вышестоящего начальства;
экономические рычаги влияния;
принятая в компании процедура работы;
система вознаграждений;
ожидания коллег;
процедуры обучения.
Для эффективного лидерства в организации необходимы определенные составляющие.
2. Стили управления руководителя
менеджмент руководитель лидер
Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для восприятия должна быть твоя речь.
Николо Макиавелли.
Развитие взглядов на источники лидерства людей в организации имеет долгую историю.
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что стиль руководства - своего рода “почерк” в действиях менеджера.
Подход к оценке стиля
управления был взгляд основан вначале
на оценке личных качеств (теории великих
людей). Предполагалось, что лучшие
из руководителей обладают определенным
набором общих для всех них
личных качеств (уровень интеллекта,
знания, впечатляющая внешность, честность,
здравый смысл, инициативность, социальное
и экономическое образование
и высокая степень уверенности
в себе). Поэтому, если эти качества
есть, то, возможно, их развитие, позволяющее
в будущем стать хорошим
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, манеры поведения руководителя по отношению к подчиненным при влиянии и побуждении подчиненных к достижению целей организации.
Дальнейшие исследования показали, что в эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы (например, потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию). Это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести в различных ситуациях.
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
личных качеств;
особенностей поведения человека в организации;
конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. А каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя. По классификации Курта Левина стиль является одномерным и может быть авторитарным, демократическим или либеральным.
Было установлено, что
автократическое руководство
Дуглас МакГрегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «X», «Y». Согласно теории “Х”:
Люди изначально не любят
трудиться и при любой
У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Представление демократичного руководителя МакГрегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:
Труд - процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Стиль управления |
Авторитарный |
Демократический |
Либеральный |
|
Природа стиля |
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера Личное установление целей и выбор средств их достижения Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху |
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера Принятие решений разделено по уровням на основе участия Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях |
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали |
|
Сильные стороны |
Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата |
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении |
Позволяет начать дело так,
как это видится без |