Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:00, контрольная работа
В данной работе рассматриваются такие понятия, как формальное и неформальное лидерство, их влияние на организацию и эффективность её деятельности. Кроме того, приводятся отличия менеджера (управленца) от лидера, заостряется внимание на современных концепциях лидерства, а также - различных стилях руководства.
Введение………………………………………………………………02
I. Сущность лидерства, подходы к проблеме изучения лидерства……………………………………………………………..03
II. Современные модели лидерства……………………………….05
Концепция атрибутивного лидерства
Концепция харизматического лидерства
Концепция преобразующего лидерства
III. Отличие лидера от менеджера………………………………..13
VI. Стили руководства……………………………………………..15
Заключение
Использованные ресурсы
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на подчинённых. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как
моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простого и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у подчинённых, импульса к действиям.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части её подчинённым. Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобным. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы, умения свести это видение до уровня, понятного подчинённым и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с подчинёнными. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.
Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда
подчиненные сильно идеализируют свои желания и пути их выполнения. Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации. Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера-преобразователя или лидера реформатора.
3. Концепция преобразующего лидерства.
Понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется существенно. Лидер-реформатор мотивирует подчинённых путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставление им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения, подчинённых в необходимости саморазвития. Лидер-реформатор - это преобразователь, а не спаситель, он проявляет творчество, а не кудесничество, за ним стоят реалии, а не мифы, он ведёт подчинённых от результата к результату, а не от обещания к обещанию, ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и подчинённых определённого поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.
Модель
имеет ряд отличительных
III.
Отличие лидера от менеджера
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа должностные, функциональные; отношения второго типа психологические, эмоциональные. Так вот, руководство, менеджмент феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена "на табло" социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим руководством, получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы "один из нас". Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из партнеров, но эти санкции носят неформальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано. Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство психологический. И в этом основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего. Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими. Только один из этих феноменов "работает", как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а другой в системе отношений неформальных, неофициальных. Во-вторых, оба феномена реализуют процессы социального влияния в группе (коллективе). Но в одном случае (руководство), это влияние идет, главным образом, по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) по неофициальным. В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено. И вовсе не случайно поэтому, что нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации - это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятия лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и в неформальных… чего нельзя сказать о менеджменте.
Для удобства восприятия, в таблице №1 приводятся отличительные черты управленца (в левой колонке) и лидера (в правой).
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План – основа действия | Виденье |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы, факты | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Даёт импульс движению |
Проффесионал | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решения в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Подчинённые должны уважать | Коллеги должны обожать |
VI.
Стили руководства
Любой лидер, в большей или меньшей степени, является руководителем, следовательно, у него имеется определённый стиль руководства.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами, происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль характеризуется тем, что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы, практически не советуется с трудовым коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников. В проведении решений занимает жесткие позиции, активно используя методы административного и психологического воздействия на людей. Оппозицию не принимает, может уволить неугодных сотрудников. Всегда уверен в личной правоте, основывается на собственных знаниях и умениях, большом личном капитале и обширных внешних связях в государственных органах и предпринимательской среде. Такой руководитель относится к своим подчинённым исключительно недоверчиво. Наиболее часто он выражает своё отношение к подчинённым следующим образом:
• Каждому человеку от природы присуще нежелание работать, а по этому он старается избегать затрат труда, где это только возможно.
• Честолюбие присуще очень многим, люди стараются избегать прямой ответственности, предпочитают быть ведомыми.
• Помимо всего вышесказанного каждый человек старается обеспечить себе полную безопасность.
• Чтобы заставить каждого из членов коллектива работать на достижение единой цели, абсолютно необходимо применять различные меры принуждения, контроля, а также напоминать о возможности наказания.
Руководитель такого типа может привести свою фирму к большому успеху, но также и к полному краху («единоличный хозяин»).
Демократический
стиль основан на сочетании принципа
единоначалия и общественного
Либеральный
стиль заключается в том, что
руководитель в принятии решений
ориентируется на цели и интересы
отдельных групп трудового
Смешанный
стиль предусматривает
Схема №1
Авторитарный Демократический Либеральный
Сосредоточен на работе <---------------------------> Сосредоточен на человеке
<---------------------Стили руководства ------------------->
Таблица
№2 Сильные и слабые стороны стилей руководства
Стиль руководства | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Природа стиля |
Сосредоточение
всей власти и ответственности в руках
лидера. Личное
установление целей и выбор средств их
достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху. |
Делегирование
полномочий с удержанием ключевых позиций
у лидера. Принятие
решений разделено по уровням на основе
участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях. |
Снятие лидером
с себя ответственности и отречение
в пользу группы или организации.
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали. |
Сильные стороны | Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата. | Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. | Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера. |
Слабые стороны | Сдерживается индивидуальная инициатива. | Требует много времени на принятие решений. | Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера. |
|