Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Цель – комплексный анализ, сравнение существующих теорий лидерства, изучение методов повышения эффективности лидеров. Задачи:
- определение понятия «лидерство»;
- исторической обозрение осмысления и развития темы лидерства;
- определение существующих основных теорий о лидерстве;
- классификация основных современных теорий лидерства;
- анализ постулатов основных теорий о лидерстве;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности лидеров.
Введение………………………………………………………………….…………..3
1 Понятие «Лидерства»: характеристика, типология………………….…….…....5
2 Сравнительный анализ теорий лидерства…………………….………….……..18
3 Технологии повышения эффективности лидера..……………………………...31
Заключение………………………………………………………………………....33
Список использованных источников и литературы……………………………..35
В
рамках личностно-ситуативной
Так, существуют такие теории как Теория жизненного цикла (П. Херси и К. Бланшар), которая связывает поведение лидера со зрелостью группы, Многофакторная модель, которая описывает 14 вариантов поведения лидера, включая поддерживающий, делегирующий часть полномочий, поощряющий, развивающий, направляющий и другие стили поведения.
Итак, ситуационные теории (Б. Басе, К. Бланшар, Г. Граен, Р. Лайкерт, Р. Танненбаум, Ф. Фидлер, Дж. Хаит, П. Херсей, В. Шмидт) увязывают типы лидерства с ситуационными факторами, предлагая варианты лидерского поведения, находящиеся между двумя полярными стилями управления (ориентированными на производственный процесс либо на межличностные отношения в рабочем коллективе).5
Отдельное направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции группы. В рамках этих теорий (Г. Хомманс и др.) лидер понимается как лицо в большей степени, чем все остальные члены группы, отвечающее ее ожиданиям и наиболее последовательно придерживающееся принятых в ней норм и ценностей. В отличие от сторонников теории "черт лидерства" приверженцы интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий.
При этом теории лидерства как функции группы не имеют доказательного характера, т. к., с одной стороны, их логическая структура содержит "круг в определении", а с другой — не позволяют интерпретировать целый ряд экспериментально зафиксированных фактов (например, существование так называемого "идиосинкразического кредита", которым располагает в той или иной мере любой лидер и согласно которому ему предоставляется право в качественно большей степени, чем рядовому члену группы, отступать от принятых в ней норм).
Другое направление исследований лидерства представляет собой совокупность концепций, обозначаемых в психологии как "синтетические теории лидерства" (Ф. Фидлер и др.).
В отличие от сторонников "теории черт", теорий "лидерства как функции группы" и "ситуационных теорий" приверженцы "синтетической теории лидерства" акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства, на исследовании взаимосвязи основных составляющих процесса организации межличностных отношений: лидеров, последователей (или ведомых) и ситуаций, в условиях которых осуществляется лидерство. В то же время психологически содержательное наполнение этих трех переменных не совпадает в различных концептуальных схемах, относящихся к "синтетическому" подходу. Более того, в целом ряде теоретических построений феномен лидерства рассматривается в контексте преимущественно вне деловых межличностных отношений и без учета социально-психологической специфики реально функционирующих групп. В рамках теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и концепции персонализации разработана теоретическая модель лидерства, позволяющая проанализировать психологическую специфику этого феномена в реальных малых группах разного уровня развития и в условиях различной как по своей форме, так и по содержанию и целям деятельности (А. В. Петровский и др.). В группах высокого уровня социально-психологического развития, как правило, формируется демократический стиль лидерства.
При этом лидер в таких группах наделен атрибутами подлинно личностного авторитета и чаще всего является одновременно социометрической "звездой". Сила и гибкость структуры такой группы выражаются, в частности, в том, что индивиды, различающиеся по своим личностным качествам, могут успешно осуществлять функции лидера, т. к. чем выше по своему социально-психологическому развитию группа, тем более сложный набор нравственно оправданных личностных характеристик требуется для описания ее лидера. В корпоративных группировках формируется по преимуществу авторитарный стиль лидерства. При этом лидер в таких группах наделен не атрибутами личностного авторитета, а обладает авторитетом власти и, как правило, не только не является социометрической "звездой", но и нередко эмоционально-негативно оценивается подавляющим большинством ведомых. Что касается собственно личностных характеристик такого лидера, то их значение в данном случае вообще вторично, т. к. в целом не на них базируется его лидерская позиция в общности. В просоциальных ассоциациях формируется попустительский стиль лидерства. В связи с отсутствием опосредствующей межличностные отношения деятельности в таких группах, как правило, лидером является социометрическая "звезда", т. е. тот член группы, который вызывает у остальных наибольшую симпатию. Необходимые для такого лидера качества — это сравнительно небольшой набор характеристик, создающих наиболее благоприятные условия для свободного общения и всеобщего благоденствия в группе, где люди связаны друг с другом только эмоциональным притяжением, а не какой-либо деятельностью. В асоциальных ассоциациях формируется анархический стиль лидерства. Здесь лидеру также необходим сравнительно небольшой набор качеств, но качеств принципиально иного характера — это физическая сила, агрессивность, самоуверенность, жестокость, авторитарность и т. п.
В
настоящее время широкое
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.
Под
самосознанием Д. Гоулман понимает способность
к рефлексии и адекватной оценке индивидом
"...характера собственных эмоций, а
также осознание своих сильных и слабых
сторон, ценностей и мотивов. При этом...
люди с сильным самосознанием являются
реалистами: они не угнетают себя самокритикой,
но не питают несбыточных надежд. Как правило,
они честны с собой. Более того, они честны
с другими в отношении себя — настолько,
что даже могут посмеяться над собственными
недостатками". Развитое самосознание
позволяет лидерам эффективно использовать
интуицию, под которой понимается "...способность
применять при принятии управленческих
решений не только технические знания,
но и житейскую мудрость.6
Таблица 2- Сравнительная характеристика теорий лидерства.
Теория | Сильные стороны | Слабые стороны |
Теория черт и харизматическая концепция лидерства | - попыталась описать качества, присущие харизматическому лидеру и тем самым помогла более детально разобраться в этом феномене. | - перечень потенциально
важных лидерских качеств оказался практически
бесконечным;
- по различным причинам не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего. |
Бихевиористические теории лидерства | - прогрессивны. Были выдвинуты механизмы развития личности, | - не учитывают целый ряда важных факторов, определяющих |
Продолжение таблицы 2
Теория | Сильные стороны | Слабые стороны |
способствующие эффективному руководству и лидерству. | эффективность управленческой деятельности в той или иной производственной ситуации. | |
Личностно-ситуационные теории лидерства | - фокусируются не на развитии качеств индивида для становления лидером, а на определенных типах ситуаций. | - лучше описывает достижение удовлетворенности работой, а не производительности. |
Функциональные, синтетические и иные теории лидерства | - акцентируют внимание на комплексном, целостном характере изучения лидерства. | - приверженцы теорий полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. |
Сравнительную характеристику представленных теорий лидерства, что предполагает выделение сильных и слабых сторон каждой теории, можно увидеть в таблице 2.
3 Технологии повышения эффективности лидера
Независимо от того, каких результатов хочет добиться лидер, будь это удвоение годового объема продаж компании, внедрение нового продукта на рынок, или же создание компании-мечты лидера, он всегда держит у себя на уме четко намеченную цель.
Если говорить примерами, то лидер не будет заниматься улучшениями процесса производства, чтоб снизить количество брака на 2%, а изобретет новый процесс, который исключит саму причину появления ошибок. Если целью станет изобретение нового продукта, то это будет нечто такое, что заставит людей кричать «Боже! Как это не пришло мне в голову?!», а не тостер с возможностью выбора уровня поджарки хлеба. Эдисон не ставил перед собой цель придумать более яркую и долговечную свечу, он хотел найти совершенно новый способ освещения темноты. Вот таким является лидерское мировоззрение!
Но одного виденья ситуации недостаточно. Многие люди видят то, что должно быть сделано, недочеты, которые должны быть исправлены, шаги, которые могут быть приняты для этого. Лидеры выделяются среди них своими действиями. Они принимают меры для достижения идей.
Это страсть к мышлению, внутреннее чувство драйва или какого-то рода приверженность? В любом случае, это сила, которая позволяет лидерам продвигать свои идеи вперед, несмотря на все препятствия и разговоры других. «Это не может быть сделано», «это слишком дорого», «мы уже пытались, но не вышло», или дюжина других оправданий. Истинный лидер упорно движется вперед.
Есть вещи, которые отличают лидеров от остальных. Некоторые люди рождаются с этими характеристиками. Другие стараются развивать их в себе. Это не волшебные лепестки «аленького цветочка». Это черты, которые может воспитать в себе каждый. Их много, но вот самые фундаментальные:
* Прямота. Люди должны верить в то, что вы преследуете свою мечту, потому что это правильно, а не только потому, что вы озабочены исключительно своим эго.
* Социальность.
* Харизматичность. Лиде
Помимо личных качеств лидера, есть еще и конкретные навыки, которыми должен овладеть каждый, кто хочет стать лидером:
* Навык ведения эффективных коммуникаций - это больше, чем просто умение красиво говорить и писать. Речи лидера должны подталкивать людей к выполнению задач, которые он выбрал.
*
Умение мотивировать - лидер должен
уметь мотивировать каждого,
* Расчетливость - лидер планирует процесс достижения цели. Он не углубляется в детали, а движется скорее «большими шагами», заставляя остальных идти за ним.
Таким образом, лидеры смотрят в корень проблемы. Они видят недоработки, которые надо исправить и цели, которые должны быть достигнуты. Это могут быть нюансы, незаметные другим или же аспекты, которыми никто не хочет заниматься. В любом случае, они становятся объектами внимания лидеров и подвергаются целеустремленным попыткам исправить ситуацию.