Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:56, контрольная работа
До недавнего времени в нашей стране о менеджменте знали очень немногие, а уж применяли эту интереснейшую науку на практике, при управлении конкретными предприятиями разве что одиночки-фанатики, между тем успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия, т.е. менеджер.
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в нашей стране о менеджменте знали очень немногие, а уж применяли эту интереснейшую науку на практике, при управлении конкретными предприятиями разве что одиночки-фанатики, между тем успех любого предприятия, достижение им прибылей или убытков, его рост и процветание или упадок и загнивание практически полностью зависит от того, насколько грамотен, профессионален и эффективен руководитель, стоящий во главе этого предприятия, т.е. менеджер. С началом перестройки экономики, когда предприятия стали превращаться из государственных, принадлежащих всему народу, а значит никому, в капиталистические, с разнообразными формами собственности, а, следовательно, имеющие конкретных хозяев, интерес к искусству управления резко повысился, а отношение к нему изменилось. Теперь руководитель должен сам проявлять активность и нести полную ответственность за свои управленческие решения, а не ожидать «сложа руки» пока сверху спустят планы и директивы. Вот к такому-то повороту событий и оказались неготовыми многие наши руководители, а учебные заведения не сразу сумели переориентироваться на новые условия, с которыми сталкивается менеджер.
До нынешних дней в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а, следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.
Однако в настоящее время появляются труды российских ученых, затрагивающие проблемы лидерства. ( Например, книга Р.Л. Кричевского “Если вы - руководитель” об элементах психологии менеджмента в повседневной работе руководителя и лидера в организации, а по технологии лидерства - коллективная работа авторов московского центра политических исследований “Никколо М “ “Имидж лидера”.)
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
- наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
- низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
Цель данной контрольной работы: изучение личности менеджера, лидерства и стиль управления.
Задачи: выявить причины
возникновения разногласий
Понятие «личность» характеризует человека как общественное существо. Это устойчивая система социально значимых качеств индивида, сформированных в совместной деятельности и общении с другими людьми.
В системе управления мы имеем дело с личностью:
1. находящейся на определенной,
достаточно зрелой стадии
2. реализующей себя не
во всей системе
3. принявшей на себя
вместе с выбором
4. не всегда осуществляющей
профессиональную деятельность
в полном соответствии с
Уже это показывает, что механистично представлять дело так, будто сформировавшиеся в прошлом особенности личности будут однозначно и неизменно проявляться в профессиональной деятельности и что стоит у данного человека только сформировать качества, как проблема будет решена раз и навсегда. Кроме того, управление должно достигать не только отсроченных, но и текущих целей. Нельзя выполнить долговременные планы, не выполняя их ежедневно. Максимальную производительность труда, ответственное и творческое отношение к делу, дисциплину, соблюдение законности и прочее каждый сотрудник должен проявлять не когда-то в будущем, а сегодня, завтра - каждодневно.
Во многих пособиях по менеджменту, книгах по управлению личность ранее не была предметом изложения, так как все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу, организационно-технической стороне. И только позже, после осознания роли групп и составляющих ее членов в процессе труда, начали активно изучать основные характеристики групп, человеческий фактор, поведение личности.
С развитием общественных
отношений термин «личность» перешел
в разряд научных. В психологической
науке имеется несколько
1. личность присуща каждому человеку;
2. личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3. личность есть продукт
исторического развития, т.е. возникает
на определенной ступени
4. личность есть индивидуальная
отличительная характеристика
В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна:
1. общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
2. социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
3. индивидуально-неповторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание)
2. ЛИДЕРСТВО
“Народ является главным в государстве, а правитель занимает последнее место. Поэтому только завоевав расположение народа, можно стать правителем” (Мэн Цзы, IV в. до н.э.)
Лидером называют работника, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы. Лидер - это наиболее референтное лицо, хотя он может и быть социометрической “звездой”. Существует три основных подхода в понимании происхождения лидерства.
Согласно “теории черт” лидером может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств. Однако задача составления их перечня оказалась трудно разрешимой.
Ситуационная теория определяет
лидерство как продукт
Синтетическая теория рассматривает
лидерство как процесс
При рассмотрении проблемы лидерства необходимо различать содержание понятий “лидер” и “руководитель”.
Наиболее полно этот вопрос освещен в работах Б.Д. Парыгина, который выделяет следующие основные различия:
1) “лидер в основном признан осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель - официальных;
2) лидерство возникает стихийно, руководитель же реальной социальной группы назначается или избирается;
3) выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;
4) руководство подчиненными
в отличие от лидера обладает
гораздо более определенной
5) сфера действия лидера
- в основном малая группа людей,
Наиболее заметную роль в
коллективе играет лидер. По направлению
деятельности различают негативных
и позитивных лидеров; по характеру
поведения - открытых и закрытых (не
оказывающих преднамеренного
В случае позитивной направленности лидера он может оказать помощь официальному руководителю как выразитель мнений и настроений группы, который должен учитываться при принятии решений.
Лидер может рассматриваться
как резерв на выдвижение, в том
числе и для руководства
Позитивный лидер может
способствовать лучшему пониманию
группой решения руководителя и
их реализации. Поэтому нежелательно
совмещать в одном лице официального
руководителя и неформального лидера,
т.к. тем самым устраняется
Особенно это относится
к тем вопросам, которые решаются
однозначно, и неважно, кто принимает
решение. В эту группу вопросов можно
отнести и те, которые не носят
принципиального характера и
поэтому для организации
Не всегда неформальный лидер имеет позитивную направленность. В этом случае его деятельность наносит вред достижению целей коллектива, и от руководителя требуются меры по его нейтрализации. Обычно при наличии негативного лидера у него есть группа сторонников.
Негативный лидер - это
обычно конфликтная личность, неадекватно
оценивающая собственные
3. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ
Традиционными является предложенное Куртом Левиным выделение трех стилей управления:
“1. авторитарный - принятие решения без участия подчиненных; подчиненные получают отдельные задания без связи с проблемой в целом;
2. демократический - подчиненные участвуют в принятии решений, готовят его варианты;
3. свободный (либеральный, пассивный, анархитический) - целенаправленное управление отсутствует, руководитель только представительствует”.
Достоинством авторитарного
стиля является быстрое принятие
решения и его немедленная
реализация. Достоинством демократического
- использование творческого
Недостатком авторитарного является противопоставление руководителей и исполнителей, внутреннее сопротивление подчиненных решениям, спускаемым сверху. Недостатками демократического стиля является: распыление ответственности; неясность решений и исполнителей, взятых на контроль; уход от необходимых, но непопулярных решений.
Свободный стиль может
существовать в небольших по численности
структурах, с работниками с высокой
степенью самоорганизации и
Исследователями установлено, что нельзя утверждать об однообразии связи какого - либо стиля управления с эффективностью предприятия. Работы Курта Левина, автора этой классификации стилей управления, показали, что демократический стиль обычно более предпочтителен для рядовых членов коллектива, однако более продуктивная работа соответствует авторитарному руководству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидерство представляет собой
специфический тип
Управленческие качества личности плохо поддаются научному описанию, поэтому представления о них достаточно неопределенные. Существует много личностных типов руководителей и способов добиться успеха в управлении, которые не может отразить нормативный подход к описанию личности. В теории и практике управления полно парадоксов: иные руководители не выделяются ни очевидным интеллектом, ни этикой, тем не менее успешно справляются со своим делом.
Множество людей пытается реализовать себя в области управления (экономического, политического, общественного), и значительная их часть достигает этой цели. Что это за люди? Почему они предпочитают не заниматься индивидуальными формами деятельности, не идут «в науку», не работают в качестве «специалистов» и т.д.? Благодаря чему они добиваются властных позиций? Какую роль играют при этом их личностные качества? Кто становится руководителем, менеджером? Кому не следует заниматься управлением? Что происходит с личностью в ходе управленческой деятельности? Что надо знать о личности менеджера чтобы не ошибиться при его обучении, выдвижении или освобождении от должности?