Лекция по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 19:09, лекция

Описание работы

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в упрощенном понимании.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Менеджмент в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.  
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:  
1. Менеджмент - это вид деятельности по руководству людьми, т.е. функция; 
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;  
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. 
Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 
Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает: 
• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль; 
• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами; 
• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений; 
• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 
• выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена; 
• необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений. 
Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор". 
Менеджмент как наука. 
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями. 
Менеджмент - это социально-гуманитарная наука. 
Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальною практику приемами и навыками. 
На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки. 
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.  
Менеджмент, как аппарат управления или категория людей. 
Людей профессионально занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается определенная категория людей и аппарат управления конкретной фирмой. 
Менеджер - это наемный работник, управляющий, специалист по менеджменту. 
Цели и задачи менеджмента: 
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели. 
Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. 
Цели обладают рядом характеристик: 
конкретные и измеримые цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо работает организация в направлении осуществления целей; 
ориентация целей во времени. В первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных; 
достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они не превышали возможности организации; 
взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других. 
Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут меняться. 
Установление целей анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей. 
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. 
Классификация целей может осуществляться : 
- по охватываемой сфере (общая, частная цели); 
- значению (главная, промежуточная, второстепенная); 
- количеству переменных (одно- и многоальтернативная); 
- предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). 
Типичные результативно-хозяйственные цели: 
- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); 
- стремление к увеличению оборота; 
- стремление к снижению расходов. 
Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. 
Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. 
Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. 
Задачи организации делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея). 
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. 
Цели и ограничения выполняют следующие задачи: 
- функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым); 
- инструмент управления (руководящие требования); 
- критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив); 
- инструмент координации; 
- инструмент контроля;
 

Функции менеджмента являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации. Процесс управления (менеджмента) имеет пять взаимосвязанных функций, а именно:

  • планирование;
  • организовывание;
  • мотивация;
  • контроль;
  • координация.

Функцией менеджмента "номер один" общепризнано считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы.

Сам процесс  планирования позволяет более четко  формулировать целевые установки  организации и использовать систему  показателей деятельности, необходимую  для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Реализацию планов берут на себя другие функции и, прежде всего, функцияорганизовывание.. Задачей этой функции является формирование структуры организации, а так же обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

В любом плане, составляемом в организации, всегда имеется стадия организовывания, то есть создания реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.

При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда  и кто, по его мнению, должен это  сделать. Если выбор этих решений  сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике важную функцию менеджмента - мотивацию.

Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль - это  критически важная и сложная функция  управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.

Центральной функцией менеджмента является координация. Ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организовывания, мотивации и контроля), а так же действие руководителей.

Все перечисленные  функции не просто составляют единое целое. Они переплетены друг с другом, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить. 
 

Лидерство — способность влиять на других так, чтобы они работали для достижения целей; это связующий процесс, чрезвычайно важный для эффективного менеджмента. 
2. Власть — способность влиять на поведение людей — необходима для эффективности организации, поскольку лидеры зависят от людей, не имея официальных полномочий для управления ими. 
3. Основные базы власти: принуждение, вознаграждение, опыт, эталон и традиции. Лидер может также влиять через разумную веру, участие и убеждение. 
4. Эффективность той или иной формы власти зависит от того, как исполнитель воспринимает способность лидера удовлетворить или не удовлетворить его активную потребность, а также от ситуации. Поэтому у каждого метода есть преимущества и недостатки, и никто не может быть лидером в любой ситуации. 
5. Власть, основанная на принуждении (влияние через страх), эффективна, только если ее поддерживает эффективная система контроля, создание которой обычно требует больших затрат. 
6. Власть, основанная на вознаграждении (влияние через позитивные санкции), предпочтительнее, чем влияние через страх, поскольку предлагает людям положительные стимулы для повышения эффективности. Но иногда трудно определить, какое вознаграждение будет эффективным. 
7. Традиционная или законная власть (влияние через устоявшиеся культурные ценности) — самая распространенная форма власти. Однако в последнее время ее эффективность снижается вследствие изменения ценностей. 
8. Харизматическую власть (влияние силой примера) люди ассоциируют с образом динамичного лидера. Последователь отождествляет себя с лидером, испытывает к нему сильную симпатию и слепо верит в его незаурядные способности. 
9. Экспертная власть, влияние через разумную веру, становится все больше распространенной и эффективной из-за технического прогресса и укрупнения организаций. 
10. Вследствие изменения социальных ценностей лидеры организаций считают убеждение и участие самыми эффективными инструментами влияния на подчиненных, коллег и на людей за рамками их организации. Эти методы действуют медленнее других и их эффективность не так очевидна, но они действительно способствуют повышению эффективности организации, если исполнитель мотивируется потребностями более высокого уровня и особенно если задачи не структурированы и требуют творческого подхода
 
 

    Организация как объект управления

    Организация — сложный организм. В нем уживаются и переплетаются интересы личности и групп, ограничения и стимулы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, неформальные инициативы и нормативные требования. У организаций есть свой облик, организационная культура, репутация и традиции. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности.

    Переход к эффективным формам организации  и управления, которые построены  на научных принципах, стал главным  условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов  и мастерства управления.

    Организация как объект управления представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» - понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

    Организации представляют собой совокупность людей  и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.

    Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими чертами:

  • персоналом или работниками, обладающими квалификацией, умениями и знаниями, необходимыми для достижения поставленных целей;
  • целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
  • разделением труда, осуществляемым в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач;
  • коммуникациями, т.е. различными видами связей, которые необходимы в процессе выполнения совместной работы;
  • уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации;
  • формальными правилами поведения, процедурами и контролем, устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как целостные образования.

    Организации функционируют в форме фирм, предприятий, компаний, корпораций и т.д.

    В теории и практике менеджмента используются различные признаки (критерии), на основании которых производится классификация организаций.

    Существуют  разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут  быть хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммерческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для классификации организаций используются критерии формы собственности и организационно-правовой формы.

    По  формам собственности организации  могут быть: государственными; частными; муниципальными; организациями со смешанной формой собственности.

    По  организационно-правовым формам объединяются в группы в соответствии с гражданским  законодательством.

    Некоммерческие  организации: потребительские кооперативы; общественные и религиозные объединения; учреждения; фонды.

    Коммерческие   организации:

  • хозяйственные   товарищества: 1) полное товарищество; 2) товарищество на вере;

    хозяйственные общества: а) общество с ограниченной ответственностью; б) общество с дополнительной ответственностью; в) акционерное общество закрытого типа; г) акционерное общество открытого типа; д) дочерние и зависимые общества;

  • производственные кооперативы;
  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

    Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, капитала, энергии, информации, рабочей силы и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть полученных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывается, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во внешнюю среду.

    

    Внешняя среда

    В процессе производства продукта образуется новая стоимость, т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабатывается. Добавленная стоимость — источник жизнедеятельности и развития любой организации.

Информация о работе Лекция по "Менеджменту"