Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 07:56, курс лекций

Описание работы

Ме́неджмент (англ. management) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем.[источник не указан 137 дней]

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 42.82 Кб (Скачать)

- методику планирования (как  планировать),

- согласование планов (каких,  с кем и на  каких условиях). 

8.2. Обзор техники  и видов планирования 

Различают:

- последовательное  планирование (новый  план составляется  по истечении срока  действия предыдущего),

  - скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,

- жесткое планирование (конкретно  указываются все  цели и мероприятия),

- гибкое планирование (учитывается  возможность возникновения  неоднозначных условий  и пересмотра плана  с их учетом). 

В принципе любая фирма  имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности  можно различить  следующие виды планирования:

- общее (долгосрочное  основополагающее, концепция  фирмы),

- стратегическое (долгосрочное  развитие фирмы,  сфер быта, производства, НИОКР, персонала),

- тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.),

- оперативное планирование (конкретных  действий на краткосрочный  период). 

Основными признаками стратегического  планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение  существования и  выполнения основной  цели фирмы,

- носитель идеи  планирования - высший  менеджмент,

- проблемы планирования - отсутствие надежности  и структурирования,

- горизонт планирования - долгосрочное,

- охват - глобальный, широкий спектр  альтернатив,

- принципы - изменение  окружающей обстановки (контролируемые  факторы). 

Обычно  важнейшие вопросы  планирования - рынки  сбыта. 

Это планирование включает:

- выработку стратегии,

- стратегическое планирование  производственной  программы,

- планирование развития  потенциала,

- планирование развития  структуры потенциала. 

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического  и является ядром  осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних  сроков сбыта, МТС, персонала. 

Отличительными  чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей  планирования - средние  и низшие уровни  менеджмента,

- задача планирования - обеспечение относительной  надежности и относительного  структурирования,

- горизонт - короткие  и средние сроки,

- глубина - детализация  планов,

- диапазон - ограниченный  спектр альтернатив,

- основа - созданный  потенциал. 

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия. 

При планировании решается множество проблем, основные причины  которых:

- особенности исходного  состояния (проблемы  планирования плохо  структурированы,  их тяжело определить  и измерить),

- особенности конечного  состояния (характер  влияния на цели  и ресурсы при  планировании не  определен, а проявит  себя только в  будущем, множественность  целей),

- проблемы альтернатив  (имеется неопределенность  в отношении имеющихся  альтернатив, поиск  других требует  времени и средств),

- проблемы инструментария (выбор  наиболее оптимального),

- большое число  лиц, участвующих  в планировании,

- ответственность  (ЛПР принимает  на себя ответственность,  план же составляют  другие),

- проблема контроля (в  ходе составления,  выполнения и корректировки). 

8.3. Система прогнозов  и планов фирмы 

В условиях относительно стабильной внешней  среды может использоваться стандартная система  прогнозов и планов предприятия (рис.32). 

Годовой план производственного  предприятия обычно составляется в виде комплексной программы  производственной, финансовой и хозяйственной  деятельности. 

Он  состоит из следующих  взаимосвязанных  разделов:

- план маркетинга,

- производственная  программа,

- техническое развитие  и организация  производства,

- повышение экономической  эффективности производства,

- нормы и нормативы,

- капитальные вложения  и капитальное  строительство,

- материально-техническое  обеспечение,

- труд и кадры,

- себестоимость, прибыль  и рентабельность  производства,

- фонды экономического  стимулирования,

- финансовый план,

- план охраны природы  и рационального  использования природных  ресурсов,

- социальное развитие  коллектива. 
 
 

Рис. 32. Система прогнозов  и планов предприятия 

8.4. Методы разработки  и объекты прогнозов  на уровне предприятия  (фирмы) 

Мы  видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов  и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что  прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие  в плане элементов  выбора, принятия решений  и мероприятий  по осуществлению  этих решений. 

Как указывалось в  рис. 32, основными  объектами прогнозирования  на уровне предприятия (фирмы) являются:

- потребность в  продукции предприятия,

- потребности предприятия  в производственных  ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных). 

Разработкой методов прогнозирования  занимается прогностика. 

Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить  на две группы:

- неформализованные  (эвристические),

- формализованные. 

К числу неформализованных относят:

- индивидуальные экспертные  оценки,

- коллективные экспертные  оценки,

- написание сценариев  и т.д. 

К формализованным  методам относят:

- методы экстраполяции,

- моделирование. 

Неформализованные (эвристические) методы применяются в  тех случаях, когда  невозможно использовать знания экспертов  в формализованном  виде. 

Наиболее  широко используются методы интервью, "мозговой атаки", коллективных экспертных опросов. 

8.5. Экстраполяционное прогнозирование 

Из  формализованных  методов наиболее широко применяются  экстраполяционные, т.е. те, когда прогноз производится по такому алгоритму: 

1. Упорядочение прошлых  данных; 

2. Сглаживание временного  ряда; 

3. Выделение тренда; 

4. Определение уравнения  тренда; 

5. Расчет прогнозного  значения; 

6. Оценка доверительного  интервала с заданной  вероятностью. 

Наиболее  простым является экстраполяция с  линейным сглаживанием. 

Прогнозное  значение определяется подстановкой нужного  значения времени  в уравнение тренда y = f(t), а доверительный интервал по формуле 

,  

где ta - табличное значение t-критерия Стьюдента при вероятности p и n-1 степени свободы (табл.15.1); n - число прошлых значений объекта прогноза, ; y - текущее значение объекта прогнозирования в прошлом, y* - текущее теоретическое значение объекта прогнозирования (исходя из уравнения тренда). 

Таблица 7.1 

Таблица значений t-критерия Стьюдента

n-1         p 

0,95 

0,9 

3

4

5

6

7

8

9

10

20 

3,18

2,78

2,57

2,45

2,36

2,31

2,26

2,23

2,09 

2,35

2,13

2,01

1,94

1,89

1,86

1,83

1,81

1,72 
 

Этот  метод прогнозирования  имеет смысл при  сравнительно краткосрочном  прогнозировании (5-7 лет) и уверенности  в том, что основная модель процесса (а, следовательно, и  тренд) за это время  не изменяются. 

Ясно, что с целью  несмещенности оценки уравнение тренда следует выбирать таким образом, чтобы S было минимальным (т.е. по методу наименьших квадратов). Практически допустимо использовать критерий 

. 

В том случае, если тренд целесообразно  аппроксимировать монотонной произвольной кривой, то можно использовать преобразование масштабов  осей ординат с  целью "выпрямления" кривой (практически  удобно преобразовывать  только ось y - ов). 

Такое преобразование выполняют  последовательно  согласно следующей "лестнице преобразований": 
 
 

Движение  в ту или иную сторону  по "лестнице преобразований" определяется направлением выпуклости непреобразованной кривой тренда (куда направлена, туда и надо двигаться по "лестнице"). Критерием достижения цели является равенство тангенсов углов наклона, построенных на трех характерных точках кривой (обычно начало, конец и зона изменения угла наклона). В результате получаем уравнение прямой линии преобразованной величины (например, ). Обратное преобразование дает уравнение тренда (соответственно ). Далее нахождение доверительного интервала и прогнозного значения исследуемой величины осуществляется по вышеприведенным формулам. 

В некоторых случаях  первоначальному  выделению тренда мешает неопределенность исходных данных (их "кучность" или "разреженность"). В этом случае возникает  необходимость предварительного сглаживания. Наиболее прост метод сглаживания "по медианам троек". Его просто показать на примере. Предположим есть числовой ряд: 

10 1 3 5 20 7 4 10 24 25 30. 

Выписываем  медианы троек, последовательно  передвигаясь на одно число: 

3 3 5 7 7 25 25 25 30 30. 

Эффект сглаживания очевиден. В целях сохранения числа данных добавляем по одному числу в начале и в конце ряда. Если полное сглаживание не достигнуто, процедура повторяется. 

8.6. Роль нормативов  в планировании 

Неотъемлемой  частью планирования на предприятии являются нормы и нормативы. Под нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного  труда на изготовление единицы продукции  или выполнение заданного  объема работ. Норматив характеризует степень  использования ресурса  на единицу измерения  продукции или  работы (на единицу  площади, веса и т.д.) . 

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"