Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 07:56, курс лекций

Описание работы

Ме́неджмент (англ. management) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем.[источник не указан 137 дней]

Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

Работа содержит 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 42.82 Кб (Скачать)
 

Ме́неджмент (англ. management) — означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование (управление) социально-экономических систем.[источник не указан 137 дней]

Основная  цель менеджмента  — достижение высокой  эффективности производства, лучшего использования  ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании[1]. Основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль, коммуникации, процессы разработки и принятия решений.

Понятие «менеджмент» также  обозначает руководство  и руководителей  различного уровня на предприятии.

В современной России, часто в силу большей  престижности, понятие  «менеджер» используется в отношении сотрудников, функции которых  никак не связаны  с управлением. Во многих магазинах, автосалонах  менеджерами называют обычных продавцов. Также должность  офис-менеджера, как  правило, не связана  с функциями менеджмента.

Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:

распределения ресурсов;

координации деятельности между  отдельными подразделениями;

координации с внешней средой (рынком);

создания  эффективной внутренней структуры;

контроля  за деятельностью;

развития  организации в  будущем. Планирование обеспечивает своевременность  решений, позволяет  избегать поспешности  в решениях, устанавливает  четкую цель и ясный  способ ее реализации, а также даст возможность  контролировать ситуацию.

В общем, в процессе планирования можно  выделить:

процесс целеполагания (определение  системы целей);

процесс сочетания (координации) целей и средств  их достижения;

процесс развития или единство существующей системы  работы организации  с ее будущим развитием.

Целеполагание - это процесс разработки системы целей, начиная  от общих целей  организации и  заканчивая целями отдельных  ее подразделений. В  результате получается дерево целей, которое  лежит в основе всего процесса планирования.

Само  по себе наличие цели еще не означает, что она будет  достигнута, необходимо наличие соответствующих  материальных, финансовых и людских ресурсов. При этом часто  от количества этих ресурсов зависит  уровень достижения цели. Так, например, для создания предприятия  в определенной отрасли  необходимы первоначальные вложения не менее  № млн. рублей. Этот финансовый ресурс обязательно должен быть в наличии, и тогда будет обеспечено сочетание цели и средства ее достижения. Как результат координации появляются планы, в которых сочетаются мероприятия по достижению целей, сроки, средства и исполнители.

Для реализации процесса планирования также  необходимо иметь  налаженную организационную  систему. Работа организации  направлена на достижение планового показателя, и от того, как  построена и скоординирована  эта работа, зависит  результат. Даже самые  идеальные планы  не будут реализованы  без соответствующей  организации. Должна существовать исполнительская  структура. Кроме  того, у организации  должна существовать возможность будущего развития, так как  без этого организация  будет разрушаться (если мы не развиваемся, значит, мы умираем). Будущее  организации зависит  от условий среды, в которой она  работает, от навыков  и знаний персонала, от того места, которое организация занимает в отрасли (регионе, стране).

Весь  процесс планирования в организации  разделяется на два  уровня: стратегический и оперативный. Стратегическое планирование - это  определение целей  и процедур организации  в долгосрочной перспективе, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий  период времени. Эти  два вида планирования соединяют организацию  в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом  успешной координации  действий. Если брать  организацию в  целом, то планирование осуществляется в  следующем порядке:

Разрабатывается миссия организации.

Исходя  из миссии, разрабатываются  стратегические ориентиры  или направления  деятельности (эти  ориентиры часто  называют качественными  целями).

Производится  оценка и анализ внешней  и внутренней среды  организации.

Определяются  стратегические альтернативы.

Выбор конкретной стратегии  или пути достижения цели. Ответ на вопрос "что  делать?".

После установления цели и  выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются:

тактика, или как добиться того или иного  результата (ответ  на вопрос "как  делать?"). Тактические  планы разрабатываются  на основе выбранной  стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий  момент), разрабатываются  менеджерами среднего звена, результат  такого планирования появляется быстро, и его легко  соотнести с конкретными  действиями работников;

политика, или обще руководство  для действий и  принятия решений, которое  облегчает достижение целей; процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации;

правила, или что должно быть сделано в  каждой конкретной ситуации.

Планирование  и планы

Следует различать планирование и планы. План - это  детализированная совокупность решений, которые  подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и  их исполнителей. План является результатом  процесса планирования. Планы и планирование имеют различные  вариации, и их можно  рассматривать с  разных точек зрения.

По  широте охвата:

корпоративное планирование (для  всей компании в целом);

планирование  по видам деятельности (планирование производства ковров);

планирование  на уровне конкретного  подразделения (планирование работы цеха).

По  функции:

производственное;

финансовое;

кадровое;

маркетинговое.

По  подфункции (например, для маркетинга):

планирование  ассортимента;

планирование  рекламы;

планирование  продаж.

По  временному периоду:

долгосрочное  планирование - 5 лет  и более;

среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет;

краткосрочное планирование - до года.

По  степени детализации  планов:

стратегическое  планирование;

оперативное или тактическое  планирование.

По  обязательности выполнения:

директивные планы для непосредственного  обязательного исполнения;

индикативные  планы, которые являются ориентирными и зависят  от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.

План  как итог планирования для исполнителей является директивным  документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением  сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с  тем, что при долгосрочном планировании результат  не может быть определен  абсолютно точно, так как он зависит  от изменения условий  хозяйствования и  имеет вероятностный  характер. Планироваться  могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более  совершенного техпроцесса  или планирование вывода товара на рынок.

Различают три основные формы  организации планирования:

"сверху  вниз";

"снизу  вверх";

"цели  вниз - планы вверх".

Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство  создает планы, которые  надлежит выполнять  их подчиненным. Такая  форма планирования может дать положительный  результат только при наличии жесткой, авторитарной системы  принуждения.

Планирование "снизу  вверх" основано на том, что планы  создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная  форма планирования, но в условиях углубляющейся  специализации и  разделения труда  сложно создать единую систему взаимосвязанных  целей.

Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства  и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и  формулируют цели для своих подчиненных  и стимулируют  разработку планов в  подразделениях. Такая  форма дает возможность  создать единую систему  взаимосвязанных  планов, так как  общие целевые  установки являются обязательными для  всей организации.

Планирование  базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью  планирования является деятельность предприятия  в перспективе  и контроль за этим процессом. Поэтому  надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей  степени зависит  от интеллектуального  уровня компетенции  менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Менеджмент... 

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях (см. цикл управления). 

Планирование  можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата (общее  и частичное),

- содержанию в аспекте  предпринимательской  деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

- предмету (объекту)  планирования (целевое,  средств - потенциал,  оборудование, материалы,  финансы, информация; программное, действий),

- сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР,  финансы),

- охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

- срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

- жесткое и гибкое. 

Критерии  выбора формы планирования (принципы планирования):

- полнота (требуется  учесть все),

- детализация (глубина  ее определяется  целью планирования),

- точность,

- простота и ясность,

- непрерывность,

- эластичность и  гибкость (использование  плановых резервов, учет множественности  возможных альтернатив,  отсрочка деталей  планирования до  выяснения обстановки, вариантность),

- выравнивание при  планировании (учет "узких  мест"),

- экономичность. 

При оценке экономичности  планирования следует  учесть его полезность (что  обычно трудно) и  затраты на планирование. 

Подход  менеджмента к  планированию может  быть осуществлен  постановкой критериев  и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. 

Следует четко определить:

- объект планирования (что  планируется),

- субъект планирования (кто  планирует),

- период (горизонт) планирования (на  какой срок),

- средства планирования (например, компьютерное обеспечение),

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"