Автор: 7*****@rambler.ru, 27 Ноября 2011 в 19:12, реферат
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, и они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Этот стиль управления характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Вследствие чего:
-
результаты работы обычно
- люди
не удовлетворены своей
- нет стимула добросовестно трудиться; и т.д.
Рез-ты влияния различных лидерских ролей в целом сводились к следующему.
1. Попустительство
не то же самое, что
2. Демократия м. б. эффективной. Качество работы в условиях подчинения автократии оказалось неск. более высоким, однако оригинальность этой работы была выше в обстановке демократических групп. В демократической обстановке тж отмечалась более сильная мотивация к работе.
3. Автократия
может порождать открытую
4. Автократия тж может порождать скрытое недовольство. Например в форме прогулов, в то время как открыто выражать недовольство они боятся.
5. В условиях демократии чаще выражались групп. мнения и проявлялось больше дружелюбия. В демократической группе сравнительно реже использовалось местоимение «я» и чаще — местоимение «мы».
6. Демократический стиль руководства обладает, по видимому, наибольшим мотивирующим воздействием, а значит в сравнении с альтернативными стилями управления является наиболее эффективным.
7. Без ограничений, налагаемых руководителем, автономия либеральных групп не позволяла обеспечить согласованность действий участников.
8. В то же время автократические, централизованные методы принятия решений оказывались не в состоянии пробудить инициативу и стимулировать использование имеющихся навыков.
Работы Левина оказали большое влияние на социальную психологию, технологию разрешения конфликтов, ему принадлежит идея проведения групповых тренингов для изменения тех или иных особенностей поведения. «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».
В зависимости от стадии развития группы эффективное применение различных стилей руководства может быть представлено следующим образом (См. Табл.10):
1. стадия формирования Руководитель должен интегрировать группу. Организовать ее.
2. возникают разногласия, расхождения идей
Направляет группу, разъясняет.
3. налаживается взаимодействие в группе, устанавливаются правила, ценности
Допускает большую автономность в группе.
4. передача полномочий
В 1946 г. Курт Левин вместе с коллегами основали первые тренинговые группы (Т-группы), направленные на повышение компетентности в общении. Они заметили, что участники групп получают большую пользу от анализа собственных переживаний в группе. Успешная работа учеников К. Левина привела к основанию в США Национальной лаборатории тренинга. В этой лаборатории была создана группа тренинга базовых умений. В Т-группах обучали управленческий персонал, менеджеров, политических лидеров эффективному межличностному взаимодействию, умению руководить, разрешать конфликты в организациях, укреплять групповую сплоченность. В 1954 г. появляются тренинговые группы ориентированные на выяснение жизненных ценностей человека, усиление чувства его самоидентичности, они получили название групп сензитивности.
Позволяет группе принимать большинство решений. Т.н. делегирующий стиль лидерства.