Автор: 7*****@rambler.ru, 27 Ноября 2011 в 19:12, реферат
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, и они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Теория лидерских качеств и стили управления по Курту Левину
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые ее участники начинают играть более активную роль, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, и они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т. е. на лидеров и последователей.
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
С одной стороны, лидерство рассматривается
как наличие определенного
В настоящее время существует некоторый минимум различных характеристик для современного менеджера. Одной из характеристик менеджера является стиль управления персоналом.
Стиль управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы.
Степень,
до которой руководитель делегирует
свои полномочия, типы власти, используемые
им, и его забота, прежде всего, о
человеческих отношениях или о выполнении
задачи отражает стиль руководства,
характеризующий данного
В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые, например, потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, имеющуюся у руководителя информацию.
Таким образом представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
- личных качеств;
-
особенностей поведения
- конкретной ситуации.
Иными словами, все зависит от конкретных людей, времени и событий. По-настоящему успешный руководитель в совершенстве владеет каждым из перечисленных стилей и быстро находит им применение в нужных ситуациях
Классификация Курта Левина.
Существует несколько классификаций стилей управления, но наиболее распространенная их них основывается на представлениях Курта Левина.
Предложил концепцию, согласно которой вся сложная пальма лидерства располагается на шкале между полярными позициями: «автократия» и «невмешательство»,
Согласно ей выделяются автократический (авторитарный), демократический(коллегиальный) и либеральный (пассивный, поступительский) стили.
Они отличаются по степени сосредоточенности у руководителя функций руководства и участии его и руководимого им коллектива в принятии решений.
Каждый человек имеет свои природные склонности; свою, выработанную годами, манеру общения с людьми. Оказавшись у руля руководства, он склонен, в большинстве случаев, использовать какой-либо один стиль.
Автократический (авторитарный) стиль подразумевает:
- высокая
степень единоличной власти
- жесткое
руководство — распоряжения, инструкции,
требующие от группы
- четкая
постановка целей деятельности.
Руководитель определяет всю
деятельность группы, прописывает
все технические приемы и
- нетерпимость ко всему, что идет вразрез с мнением руководителя. Голос руководителя всегда решающий, критика в его адрес пресекается.
-Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.
- связи
между участниками сводятся
По
мнению К. Левина, авторитарный стиль
руководства — это обезличеннос
В авторитарном стиле можно выделить три подтипа:
Несмотря на то, что авторитарный стиль лидера приносит весомые плоды (высокую производительность труда, дисциплинированность среди сотрудников), рано или поздно подчиненные «свергнут» такого начальника, потому как излишняя строгость и дисциплинированность уничтожает в людях стимул к работе, порождая недовольство и злобу.
Авторитарный стиль лежит в основе абсолютного большинства конфликтов из-за стремления управляющего к единовластию. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).
Демократический стиль руководства основан на том,
- что
руководитель децентрализует
- Принимая решение, он консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решения.
- Подчиненные
получают достаточно
- Широко
практикуется делегирование
ответственность не концентрируется, а распределяется.
- создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Все члены группы в общем виде знают все основные этапы деятельности. Когда кто-то просит совета, руководитель предлагает на выбор не один, а несколько способов достижения цели. Сотрудники разбиваются на группы по их желанию.
- Руководитель старается быть объективным в своей похвале и критике их участников.
Позицию
руководителя, придерживающегося
Однако отсутствие жесткости и агрессивности подобный руководитель должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу.
Показатели
групп с демократическими руководителями,
достигнутые в дружелюбной
Коллективные методы и правило большинства, используемые лидером-демократом и способствующие полному вовлечению членов группы в принятие решений, позволили группе одинаково хорошо выполнять поставленные задачи в присутствии и в отсутствии руководителя. Данные черты демократического руководства объясняют, почему сегодня во многих компаниях вовлечение нижнего эшелона работников в решение проблем пользуется популярностью.
Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.
Однако
реализация демократического стиля
возможна при высоких интеллектуальных,
организаторских, психологически-
В 1939 году Левин с коллегами (Липпитом и Уайтом) решили провести схожий эксперимент. Они сформировали четыре клуба, в которых десятилетние мальчики занимались различными видами деятельности. К двум стилям (авторитарному и демократичному) они добавили еще третий: попустительский («laissez-faire» — невмешательство, попустительство). Это произошло почти случайно. Один из экспериментаторов стал вести себя слишком мягко, предоставив все решать самим детям. Левин, наблюдавший за ходом эксперимента, сразу же это отметил и предложил выделить третий стиль.
Через определенный промежуток времени в группах менялся лидер и соответственно стиль руководства. В результате исследователи сделали следующие выводы. Авторитарный стиль руководства был причиной повышения агрессии и жестоких шуток. Увеличение агрессии отмечалось и при переходе от авторитарного к либеральному стилю. Но все группы предпочитали демократичный стиль двум другим.
При либеральном стиле (попустительский, пассивный)
- характеризуется
минимальным участием
- членам группы дается полная свобода принимать свои собственные решения.
- материалы и информация предоставляется им только тогда, когда об этом они просят сами.
- руководители, демонстрирующие такой стиль, замечания делают редко.
Попустительский стиль управления характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на самотек).
Общение ведется доверительным тоном, действуют уговорами, налаживанием личных контактов, к критике относятся терпимо, со всем соглашаются, но ничего не предпринимают для улучшения своей деятельности.
Такой стиль руководства допустим в творческих коллективах, в которых сотрудники отличаются творческой индивидуальностью.