Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 13:01, доклад
Основной костяк компаний — лидеров реальной российской экономики сформировался к 2005–2006 году. С той поры структура этого списка, по сути, не менялась. Русский бизнес прошел несколько витков своего развития и в какой-то момент перестал качественно и содержательно расти, — развившись до такого уровня, когда дальнейший горизонтальный рост за счет слияний и поглощений оказался невозможным или неэффективным. В отсутствие иных альтернатив лидеры реальной экономики нашей страны запустили модернизационную и инвестиционную волны.
Стоит заметить, что быстрые победы западным лидерам потребительского сектора приносят не только мощный капитал, сильные корпоративные структуры и заботливые власти. Их тылы прикрывают сложные логистические и технологические цепочки, мощная сервисная инфраструктура. Такой нормальной технологической среды у нас пока нет. У нас нет серьезных инжиниринговых, консалтинговых, маркетинговых фирм, которые могли бы сгенерировать конкурентное предложение. Нет и опыта работы с этими же фирмами за рубежом в рамках глобальной кооперации. Все это требует определенного переворота в сознании работников нашей перерабатывающей индустрии.
Отметим, что большинство лидеров реальной экономики из числа топ-200 стратегически не нацелены менять старую сырьевую парадигму (см., например, «Не заставляйте нас производить пластиковые тазики», «Эксперт» № 37 за 2010 год). Но вряд ли их можно попрекнуть этим. Для старта новой волны, в которую будут включены и компании потребительского сектора, просто требуется еще много чего сделать и построить. Понадобится создание некоторой критической массы индустриальных производств, обеспечивающих потребности экономики в современных материалах, технологий обработки и переработки этих материалов, определенного развития инфраструктуры и логистических сервисов, создания образовательной, инженерно-технической среды и т. п., — в общем, всего того, чего у нас не было, и того, что мы подрастеряли за последние двадцать лет.
А пока удел российских компаний новой экономики — постепенно встраиваться в глобальную кооперацию, максимально полно впитывать возможности, предоставляемые западными лидерами в рамках своих локализационных проектов в России. Рано или поздно за счет знания своего родного рынка и родного потребителя они постепенно дойдут до того уровня, когда уже будут в состоянии успешно конкурировать с западными игроками на равных, когда за отдельно взятой продуктовой идеей они смогут угадывать горизонт окупаемости вложений.
Пионеры-первопроходцы уже