Кросскультурный шок

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:38, реферат

Описание работы

Знание кросскультурных проблем, умение определить и понять причины их возникновения становится жизненно-важным фактором не только для бизнесменов и политиков, но и для представителей разных профессий. Понимание кросскультурных особенностей поведения людей позволяет, во-первых, повысить эффективность управления, во-вторых, дает возможность предвидеть и точно просчитать реакцию на деловые предложения, в-третьих поможет избежать трудностей общения, состояния растерянности и беспомощности с представителями других культур.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие и фазы кросскультурного шока…….................................................4
Причина возникновения кросскультурного шока………………………........5
Симптомы кросскультурного шока………………………………………….6 Факторы, влияющие на кросскультурный шок……………………………...….7
Способы преодоления кросскультурного шока…………………………...........9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………………...12

Работа содержит 1 файл

кросскультурный шок.docx

— 29.87 Кб (Скачать)

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭНГЕЛЬССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ  МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

НА ТЕМУ: КРОССКУЛЬТУРНЫЙ ШОК 
 
 
 

                        ВЫПОЛНИЛ

                                                                                             СТУДЕНТ МЕНЖ-11, ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

                                                                                               УТЕШЕВА А.Д.

                    № 113238

                                                            ПРОВЕРИЛ ДОЦ. БАЛАХОНОВА А.В. 
 
 

      Энгельс 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Понятие и фазы кросскультурного шока…….................................................4

Причина возникновения кросскультурного шока………………………........5

Симптомы  кросскультурного шока………………………………………….6 Факторы, влияющие на кросскультурный шок……………………………...….7

Способы преодоления кросскультурного шока…………………………...........9

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  использованной литературы…………………………………………...12 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Знание кросскультурных проблем, умение определить и понять причины их возникновения становится жизненно-важным фактором не только для бизнесменов и политиков, но и для представителей разных профессий. Понимание кросскультурных особенностей поведения людей позволяет, во-первых, повысить эффективность управления, во-вторых, дает возможность предвидеть и точно просчитать реакцию на деловые предложения, в-третьих поможет избежать трудностей общения, состояния растерянности и беспомощности с представителями других культур.

     Вот почему все большее место в последнее время уделяется проблематике кросскультурного менеджмента - менеджмента на стыке культур.      Кросскультурный менеджмент предполагает признание и уважение кросскультурных различий, осознания культурных ценностей других стран.    Этическое кредо кросскультурного менеджмента гласит: " Плохих культур не бывает! Бывают просто разные культуры”.

      Менеджеры, воспринявшие данное кредо, обладают рядом неоспоримых преимуществ:

  • их отличает позитивный подход к людям; 
  • они способны к переосмыслению норм и образа действий ; 
  • они быстро адаптируются к новому образу жизни, к новым условиям; 
  • обладают способностью вести переговоры и достигать в этом успеха; 
  • они готовы к восприятию и вживанию в иную культурную среду; 
  • владеют иностранными языками и обладают знанием перспектив развития бизнеса;

     В условиях рынка получило распространение такое явление, как кросскультурный шок, характеризующийся состоянием нерешительности, беспомощности, подавленности, неудовлетворенностью собой. Почти все без исключения бизнесмены пережили это состояние. Это связано не только с переездом в другую страну, но и со сменой вида деятельности, изменением служебного положения, переходом из одной компании в другую и т.д.

Понятие и фазы кросскультурного шока

      Кросскультурный шок - это состояние растерянности и беспомощности, вызванное потерей обычных ценностных ориентиров и неспособностью дать ответы на вопросы: где, когда и как поступать правильно?

     Многие исследователи считают, что основой кросскультурного шока является нарушение межкультурных коммуникаций.

     Обычно выделяют четыре классические фазы кросскультурного шока.

1. Фаза  эйфории. Эту фазу часто называют  “медовым месяцем" кросскультурного  шока. Этот период характеризуется  высокой степенью ожиданий, желанием  сосредоточиться на позитивных  ценностях.

2. Фаза  собственно культурного шока. Симптомы  данной фазы включают тоску  по дому, чувство беспокойства, депрессии,  усталости, раздражительности и  даже агрессивности. У многих  это состояние сопровождается  развитием комплекса неполноценности,  нежеланием воспринимать новую  культуру, ограничением общения  только со своими соотечественниками.

3. Фаза  третья - фаза постепенного приспособления. В этот период происходит осмысление новой культурной среды, возвращается позитивное восприятие окружающего мира, крепнет чувство надежды на лучшее.

4. Четвертая  фаза - фаза полного приспособления. Эта фаза характеризуется осознанием  ценностей новой культуры и  одновременно критическим осмыслением  культуры собственной страны. 
 
 
 
 
 
 
 

Причина возникновения кросскультурного шока

     До сих пор важнейшей причиной нарушения кросскультурной коммуникации и возникновения кросскультурного шока является этноцентризм, который связан чувством превосходства, которое представители одной культуры испытывают по отношению к другим. Нет ничего более разрушительного для сотрудничества, чем пренебрежительное отношение к партнеру, желание навязать ему свою систему ценностей и взглядов. Проявление этноцентризма и эгоцентризма всегда губительно для бизнеса и обычно сопровождается утратой конкурентоспособности. Невозможно в современных условиях достичь делового успеха, не уважая культуру и традиции других стран, так же как и невозможно достичь карьерного успеха в фирме, деловую культуру которой менеджер не приемлет и осуждает. В бизнесе, как и в любом виде деятельности, по-прежнему актуально золотое правило нравственности: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Симптомы кросскультурного шока

- раздражительность;

-плаксивость;

- повышенный критицизм по отношению к новой и неоправданная идеализация старой страны;

- постоянные жалобы на климат, еду, людей;

- опасения по поводу санитарных условий и чистоты;

- отказ учить язык и знакомиться с обычаями страны;

- страх быть обманутым;

- ощущение беспомощности и бесполезности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факторы, влияющие на кросскультурный шок

     Степень выраженности кросскультурного шока и продолжительность межкультурной адаптации зависят от очень многих факторов. Их можно объединить в две группы: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые).

     К первой группе факторов важнейшими являются индивидуальные характеристики человека: пол, возраст, черты характера.

Считается, что возраст является критическим  элементом адаптации к другому  сообществу. Чем старше люди, тем  труднее они адаптируются к новой  культурной системе, тяжелее и дольше переживают культурный шок, медленнее  воспринимают модели новой культуры. Так, маленькие дети адаптируются быстро и успешно, но уже школьники испытывают большие затруднения в этом процессе. Практически не способны к адаптации  и аккультурации пожилые люди.

     Пол также влияет на процесс адаптации и продолжительность культурного шока. Считается, что женщины труднее приспосабливаются к новому окружению, чем мужчины, но это относится к женщинам из традиционных обществ, удел которых и на новом месте — занятие домашним хозяйством и ограниченное общение с новыми людьми. Что же касается женщин из развитых стран, они не обнаруживают различий в своих способностях к аккультурации по сравнению с мужчинами. Женщины - американки лучше, чем мужчины, приспосабливаются к новым обстоятельствам. Поэтому в последнее время исследователи считают, что более важным для адаптации оказывается фактор образования. Чем оно выше, тем успешнее проходит адаптация. Образование расширяет внутренние возможности человека. Чем сложнее картина мира у человека, тем легче и быстрее он способен воспринимать новации.

     К внутренним факторам адаптации и преодоления кросскультурного шока относятся также обстоятельства жизненного опыта человека. Здесь важнее всего — мотивы к адаптации. Самая сильная мотивация обычно у эмигрантов, которые стремятся переехать на постоянное место жительства в другую страну и хотят поскорее стать полноправными членами новой культуры. Велика мотивация и у студентов, которые получают образование за границей и тоже стремятся адаптироваться быстрее и полнее, чтобы достичь своей цели. Намного хуже обстоит дело с вынужденными переселенцами и беженцами, которые не хотели покидать своей родины и не желают привыкать к новым условиям жизни. От мотивации мигрантов зависит, насколько хорошо они знакомы с языком, историей и культурой той страны, куда они едут. Наличие этих знаний, безусловно, облегчает адаптацию.

    Среди внешних факторов, влияющих на адаптацию и кросскультурный шок прежде всего нужно назвать культурную дистанцию, то есть степень различий между родной культурой и той, к которой идет адаптация. В этом случае важно отметить, что на адаптацию влияет даже не сама культурная дистанция, а представление человека о ней, его ощущение культурной дистанции, которое зависит от множества факторов: наличия или отсутствия войн или конфликтов, как в настоящем, так и в прошлом, знание чужого языка и культуры и т.д. Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более длинная, так и более короткая, чем она есть на самом деле. И в том и в другом случае культурный шок продлится, а адаптация будет затруднена.

     На процесс адаптации также влияют особенности культуры, к которой принадлежат мигранты. Хуже адаптируются представители культур, в которых очень важно понятие «лица» и где боятся его потерять. Для них очень важно вести себя правильно, поэтому они очень болезненно воспринимают неизбежные в этом процессе ошибки и незнание. Плохо адаптируются также представители так называемых великих держав, которые обычно считают, что приспосабливаться должны не они, а другие. 
 

Способы преодоления кросскультурного шока

     Суть кросскультурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций. Собственно говоря, культурный шок - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.  
     По мнению Бока, существуют пять способов разрешения этого конфликта.  
      Первый способ можно условно назвать геттоизацией (от слова гетто). Он реализуется в ситуациях, когда человек прибывает в другое общество, но старается или оказывается вынужден (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания или по каким-нибудь другим причинам) избегать всякого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он старается создать собственную культурную среду - окружение соплеменников, отгораживаясь этим окружением от влияния инокультурной среды. .  
     Второй способ разрешения конфликта культур - ассимиляция, по сути противоположная геттоизации. В случае ассимиляции индивид, наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Конечно, это не всегда удается. Причиной затруднений оказывается либо недостаточная пластичность личности самого ассимилирующегося, либо сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление встречается, например, в некоторых европейских странах (во Франции, Германии) по отношению к новым эмигрантам из России и стран Содружества, желающим ассимилироваться там и стать нормальными немцами или французами. Даже при условии успешного овладения языком и достижении приемлемого уровня повседневной компетентности среда не принимает их как своих, они постоянно "выталкиваются" в ту среду, которая по аналогии с невидимым колледжем (термин социологии науки) можно назвать невидимым гетто - в круг соплеменников и "сокультурников", вынужденных вне работы общаться только друг с другом. Разумеется, для детей таких эмигрантов, включенных в инокультурную среду с раннего детства, ассимиляция не составляет проблемы.  
     Третий способ разрешения культурного конфликта - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Для того чтобы обмен осуществлялся адекватно, то есть принося пользу и обогащая обе стороны, нужны благожелательность и открытость с обеих сторон, что на практике встречается, к сожалению, чрезвычайно редко, особенно, если стороны изначально неравны: одна - автохтоны, другая - беженцы или эмигранты. Тем не менее, примеры такого рода удавшегося культурного взаимодействия в истории есть: это гугеноты, бежавшие в Германию от ужасов Варфоломеевской ночи, осевшие там и многое сделавшие для сближения французской и немецкой культур; это немецкие философы и ученые, покинувшие Германию после прихода к власти нацистов и сумевшие внести весомый вклад в развитие науки и философии в англоязычных странах, существенно изменившие тамошний интеллектуальный климат и повлиявшие на развитие общественной жизни вообще. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми лишь по прошествии значительного времени.  
     Четвертый способ - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой-то одной из сфер жизни: например, на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей традиционной культуры.  
      Такая практика преодоления культурного шока, пожалуй, наиболее распространена. Эмигранты чаще всего ассимилируются частично, разделяя свою жизнь как бы на две неравные половины. Как правило, ассимиляция оказывается частичной либо в случае, когда невозможна полная геттоизация, полная изоляция от окружающей культурной среды, либо когда по разным причинам невозможна полная ассимиляция. Но она может быть также вполне намеренным позитивным результатом удавшегося обмена и взаимодействия.

Информация о работе Кросскультурный шок