Корпоративный тайм-менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:38, реферат

Описание работы

Большинство современных руководителей постоянно ощущают жесткое давление времени. Управляете ли вы подразделением крупной корпорации или компанией среднего бизнеса, на вас и ваших подчиненных влияет временной фактор. Клиенты, руководство, деловые партнеры, рынок — все ждут от вас скорости, организованности, пунктуальности.
Время — один из трех параметров, по которым можно конкурировать. Другие два —деньги и качество. Но в XXI веке качество должно быть высоким по определению, а конкуренция по цене приводит к ценовым войнам, превращающим рынок в выжженную пустыню.
Остается конкуренция по параметру времени. Насколько быстро подчиненные отвечают на запросы клиентов? Насколько оперативно готовятся документы? Сколько новых проектов одновременно могут реализовать сотрудники? Все это — элементы конкуренции по времени.

Работа содержит 1 файл

korporativniy_taym-menedgment.docx

— 53.71 Кб (Скачать)
 

Введение. 

     Большинство современных руководителей постоянно  ощущают жесткое давление времени. Управляете ли вы подразделением крупной  корпорации или компанией среднего бизнеса, на вас и ваших подчиненных  влияет временной фактор. Клиенты, руководство, деловые партнеры, рынок — все  ждут от вас скорости, организованности, пунктуальности.

     Время — один из трех параметров, по которым  можно конкурировать. Другие два  —деньги и качество. Но в XXI веке качество должно быть высоким по определению, а конкуренция по цене приводит к  ценовым войнам, превращающим рынок  в выжженную пустыню.

     Остается  конкуренция по параметру времени. Насколько быстро подчиненные отвечают на запросы клиентов? Насколько оперативно готовятся документы? Сколько новых  проектов одновременно могут реализовать  сотрудники? Все это — элементы конкуренции по времени.

     Множество управленческих дисциплин и технологий помогают руководителю предприятия стать более динамичным, все успевать, укладываться в максимально сжатые сроки.

     Проектный менеджмент, менеджмент качества, различные корпоративные информационные системы — все это, помимо снижения финансовых издержек, помогает снижать издержки временные.

     Корпоративный тайм-менеджмент — одна из таких  технологий, оформившаяся в отдельную дисциплину в рамках общего менеджмента благодаря разработкам Тайм-менеджерского сообщества Improvement.ru и кафедры тайм-менеджмента Московской финансово-промышленной академии. Они определим эту технологию так:

     Корпоративный тайм-менеджмент — дисциплина в рамках общего менеджмента, позволяющая сделать персональный тайм-менеджмент сотрудников инструментом повышения корпоративной эффективности. 
 

  1. Необходимость корпоративного внедрения  тайм-менеджмента
 

     «Задача менеджмента в XXI веке — научиться  управлять эффективностью управленческого  и творческого  труда».

            П. Друкер

     Тайм-менеджмент в классическом понимании этого  слова включает в себя всю совокупность технологий планирования, которые применяются  сотрудником организации самостоятельно для повышения эффективности использования рабочего времени. При этом применение тайм-менеджмента не является обязательным. В последние годы все большее количество организаций осознают потребность в централизованном корпоративном внедрении технологий тайм-менеджмента.

     Потребность в корпоративном внедрении тайм-менеджмента  обусловлена следующими факторами:

     1. Растущие темпы изменений экономической среды требуют передачи сотрудникам организации больших полномочий, оперативного принятия ими самостоятельных решений и самостоятельной организации и планирования своей работы.

     2. Возрастает удельный вес нематериальных активов в стоимости организации; эффективность работы ключевых топ-менеджеров и специалистов становится основным фактором успешности все большего числа компаний. При этом крайне затруднен внешний контроль за деятельностью сотрудника, имеющей творческий характер, но повышается актуальность самостоятельной организации таким сотрудником своей работы.

     3. Для организаций становятся нормой, а не редким исключением, постоянные существенные изменения деятельности — разработка новых продуктов, выход на новые рынки, внедрение новых инструментов и систем управления. Для топ-менеджеров и специалистов организации, соответственно, становится нормой постоянное увеличение количества и объема решаемых задач, необходимость постоянно изыскивать резервы времени для осуществления проектов, позволяющих организации непрерывно развиваться.  

  1. Предпосылки и определение  корпоративного тайм-менеджмента
 

     Тайм-менеджмент первоначально сложился как практическая дисциплина, развиваемая в большей  степени консультантами по управлению, нежели учеными. Ряд отечественных  и западных специалистов по управлению разрабатывали практические технологии планирования, предлагая их менеджерам-практикам  в форме книг и учебных курсов. Как правило, применение либо неприменение технологий тайм-менеджмента оставлялось  руководством организации на собственное  усмотрение сотрудника. Поэтому в  научном менеджменте сравнительно редко затрагивались вопросы  самоменеджмента и персональной организации труда. Классики научного менеджмента, например, Ф. У. Тейлор, впервые  поставили вопрос о централизованном внедрении технологий персональной организации труда, рассматривая при этом в основном физический труд. В 20-е годы XX в. директор Центрального Института Труда А. К. Гастев механистическому подходу в таком внедрении «сверху» противопоставил идею «организационно-трудовой бациллы», побуждающей сотрудника организации самостоятельно совершенствовать рабочие процессы. Председатель Лиги «Время» П. М. Керженцев с общей организации труда перенес акцент на время, стал рассматривать его как один из важнейших ресурсов организации и сотрудника.

     Наконец, классик западной теории менеджмента  П. Друкер, обратив внимание на сложность  управления творческим и управленческим трудом «сверху» без задействования самостоятельной инициативы сотрудника, обозначил задачу повышения эффективности  управленческого и творческого  труда как ключевую для менеджмента  в XXI в.

     Таким образом, в истории вопроса об управлении временем сотрудника организации  можно выделить две основные ветви  исследований: классический тайм-менеджмент и направления общего менеджмента, так или иначе затрагивающие  вопросы персональной организации  труда. Эти ветви в ходе развития сближаются, что делает закономерным постановку вопроса о разработке методов встраивания тайм-менеджмента  в корпоративный менеджмент.

     Корпоративный тайм-менеджмент — совокупность технологий «встраивания» методов тайм-менеджмента в систему управления организацией.

     Таким образом, если корпоративный менеджмент — путь «сверху вниз», от построения системы к эффективности входящих в нее элементов, в частности, эффективному использованию

     времени сотрудника, то личный тайм-менеджмент — путь «снизу вверх», от персональной эффективности сотрудников к  повышению эффективности подразделения  или организации.  

  1. Диагностика и аттестация ТМ-навыков
 

     Следующий шаг после организации системы  обучения тайм-менеджменту — диагностика  тайм-менеджмента в подразделениях и аттестация ТМ-навыков сотрудников.

     Диагностика проводится в форме анкетирования  по нескольким ключевым критериям. Результатом  является построение ТМ-профиля —  простой диаграммы, которая отражает ситуацию в компании или подразделении  по всем аспектам тайм-менеджмента (рис.1).

     Профиль строится на основе данных, полученных от анкетирования команды менеджеров по трем основным направлениям внедрения  тайм-менеджмента в компании:

  • личный тайм-менеджмент — степень владения навыками тайм-менеджмента в среднем по данной группе менеджеров;
  • командный тайм-менеджмент — качество ТМ-взаимодействия по горизонтали внутри команды;
  • корпоративный тайм-менеджмент — качество ТМ-взаимодействия менеджера со своими подчиненными.

     Анализ  построенного ТМ-профиля позволяет  выявить проблемные ТМ-составляющие ежедневной деятельности каждого сотрудника, подразделения и организации  в целом. Проведение повторного анкетирования (после завершения обучения) позволяет  оценить его эффективность.

     

 

     Рис. 1. ТМ-профиль команды топ-менеджеров 

     ТМ-диагностика  позволяет оценить общее владение ТМ-навыками команды менеджеров. Одновременно или раздельно с ней может  применяться методика ТМ-аттестации, служащая для оценки личных ТМ-навыков каждого руководителя или специалиста.

     Диагностический ТМ-профиль строится на основании  оценок по десяти основным критериям, охватывающим все ключевые аспекты  тайм-менеджмента. Число «десять» выбрано  исходя из того, что каждому критерию сопоставляется «заповедь тайм-менеджмента». Как выразился один руководитель корпоративного ТМ-проекта, «что-то должно остаться после того, как все забудется». Таким «сухим остатком» и должны быть «Десять заповедей тайм-менеджмента» (табл. 1). 

     «Десять заповедей тайм-менеджмента» 

Таблица 1. Критерии и заповеди тайм-менджмента
ТМ-критерии ТМ-заповеди
Материализованность и обозримость задач и информации Материализуйте  мысли и задачи. Находясь «в голове», они не контролируемы 
Измеримость результатов, времени и эффективности  Хотите управлять  — измерьте. Управляйте на основе фактов, а не мнений.
Системность, согласованность, скоординированность  работы Систематизируйте  работу: объединяйте по смыслу, структурируйте. Нет системы — нет результата
Гибкость  деятельности, простота планирования, оперативность реагирования Планируйте  максимально просто и гибко. Повышайте  скорость реагирования на изменения 
Целеориентированность, определенность направления  Формулируйте  цели. Оценивайте любое действие по вкладу, который оно вносит в достижение целей 
Приоритезированность, сфокусированность на главном  Выделяйте важнейшее. Начинайте с него, уделяйте ему  лучшее время и силы
Инвестиционность, ориентация на развитие Инвестируйте  время в будущее. Это очень  трудно делать, но это окупается 
Своевременность исполнения Ловите удачные  возможности. План — средство это  делать, но не самоцель
Контролируемость  исполнения Создавайте  обзор делегированных задач и  мониторинг исполнения. Все должны знать, что вы «ничего не забываете» и всегда добиваетесь своего
Легкость  работы Управляйте  рабочей нагрузкой; работайте «меньше, но умнее». Загнанный как лошадь менеджер — профнепригоден
Внимание  к эффективности Выработайте «чувство времени» и  «чувство эффективности». Остальное — приложится
 

     Вкратце остановимся отдельно на каждом критерии.

     1. Материализованность. Эффективный тайм-менеджмент начинается с материализации задач, мыслей, планов, договоренностей. Наличие всех задач на внешних носителях (желательно электронных) позволяет в личной работе освободить мышление для приоритетных вопросов и сократить расходы времени на поиск информации. В командном тайм-менеджменте материализация помогает избежать «незаменимости от неорганизованности», легко передавать задачи по горизонтали. В частности, грамотно налаженная материализация задач снижает ряд рисков, связанных с увольнением сотрудников. Уволившийся сотрудник может унести с собой бумажный ежедневник с полезными контактами, но он не сможет унести налаженную в MS Outlook систему обзора задач, структурированную по определенным, всем известным правилам.

     2. Измеримость. Необходимость количественного измерения показателей в общем менеджменте — практически аксиома. То же самое верно в отношении и личного, и командного тайм-менеджмента. Только введение объективных количественных показателей позволяет по-настоящему системно управлять временем. Как правило, показатели применяются при хронометраже для анализа расходов времени. Например, «доля времени на приоритетные задачи», «расход времени на задачи, которые выполнял сам, хотя мог бы делегировать».

     3. Системность. В личной работе этот критерий оценивает согласованность задач и проектов, «синергетический эффект» их взаимодействия. В командном тайм-менеджменте это один из ключевых критериев, отвечающий на вопрос: «Является ли команда единым целым, результативность работы которого выше суммы результатов каждого входящего в команду менеджера?»

     4. Гибкость. Тайм-менеджмент часто отождествляют с жестким планированием, «расписыванием себя по минутам». Но план — не самоцель. Планы как в личной, так и в командной работе должны быть максимально простыми, гибкими, позволяющими легко «ловить» возникающие возможности.

     5. Целеориентированность. Деятельность может быть суматошной реакцией на внешние раздражители или четкой логической последовательностью задач, каждая из которых работает на ясно сформулированные цели. В командной работе этот критерий оценивает понятность целей для всех членов команды и согласованность их движения в едином направлении.

     6. Приоритезированность. Этот критерий позволяет оценить степень «загруженности текучкой», долю времени, выделяемую на приоритетные задачи. Как правило, именно в направлении приоритезированности лежат самые результативные действия на ранних этапах внедрения тайм-менеджмента. Ведь практически любой организации хорошо знакома проблема «текучки», которая по какому-то непонятному закону природы всегда растет в объемах.

Информация о работе Корпоративный тайм-менеджмент