Корпоративное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение корпоративного управления капиталом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучение основных понятий корпоративного управления;

- рассмотрение моделей корпоративного управления;

- определение доверительного управления корпоративным капиталом.

Содержание

Введение 2

1. Основные понятия корпоративного управления 4

2. Модели корпоративного управления — анализ зарубежного опыта и перспективы развития в России 11

3. Доверительное управление корпоративным капиталом 19

Заключение 24

Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

корпоративное управление контрольная работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Этапы управления по целям представлены: выработка целей – планирование действий – корректирующие меры –  проверка и оценка работы (схема  закольцована).     

Для того, чтобы управлять эффективностью, необходимо четко определить, что  такое эффективность корпорации, как объединения различных коммерческих сруктур, а также уметь измерять значение эффективности функционирования.      

Для измерения эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности  предприятий-участников. Эффективность  функционирования предприятия=читсая прибыль/выловые активы.        

Комплексный набор критериев эффективности  системы управления формируется  с учетом двух направлений оценки ее функционирования:

  • Цели достигнутых результатов
  • Соответствие процесса функционирования системы объекта требующие к его созданию организации и результатам.
 

     Принципами  корпоративного управления являются:

  • Соблюдение баланса интересов различных групп
    • Права акционеров
    • Равноправие акционеров
    • Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией
    • Раскрытие информации и прозрачность
    • Обязанности совета директоров
 

     Права акционеров: Надежность регистрации  права собственности; Отчуждение или  передача акций; Получение необходимой  информации; Участие в собрание акционеров; Участие в выборах правления; Доля прибыли в корпорации.3      

Корпоративное управление основано на стратегии и  методах:

          • Корпоративные ценности
          • Четко сформулированная стратегия
          • Внутренний контроль
          • Стимулирование
          • Наличие и анализ информации.
 

 

 

     

 

     2. Модели корпоративного  управления — анализ зарубежного опыта и перспективы развития в России

 

      

В последнее время в зарубежной экономической литературе все большее внимание уделяется проблемам корпоративного управления (corporate governance) - т. е. управлению акционерным обществом с точки зрения взаимодействия между его участниками - собственниками, менеджерами и прочими заинтересованными лицами (главным образом, кредиторами).      

Та  или иная модель корпоративного управления определяет структуру контроля и финансирования предприятия. Очевидно, что интересы различных участников компании во многом не совпадают. Поэтому задачей системы корпоративного управления является достижение такого сочетания этих интересов, которое позволит компании следовать наиболее эффективной стратегии в условиях существующей законодательной и экономической среды.      

Несмотря  на то, что каждой национальной модели присущи свои особенности, обусловленные, в свою очередь, особенностями законодательства и структурой финансовой системы, можно выделить два основных типа моделей корпоративного управления.      

Первый  тип, характерный для США и Великобритании, основывается на «распыленности» финансовых требований, высоколиквидных финансовых рынках и угрозе операций по захвату контроля над компаниями в случае неэффективной деятельности менеджеров. Для этих стран характерна развитость институциональных инвесторов - инвестиционных и пенсионных фондов, страховых компаний и т.д.4      

 Для институционального инвестора  основной целью является не  участие в управлении компанией, держателем акций или облигаций которой он является, а достижение удовлетворительной рентабельности своих вложений за счет их максимальной диверсификации.      

Теоретической основой такого подхода явилась  теория «эффективного» рынка, характеризующегося доступностью и совершенной «симметрией» информации и отсутствием возможности получения дополнительной, отличной от средней, прибыли. Портфельные инвесторы не заинтересованы брать на себя издержки осуществления прямого контроля и поэтому не склонны активно участвовать в корпоративном управлении.      

Для большинства других индустриально  развитых стран (страны континентальной  Европы) характерно преобладание модели, основанной на «внутреннем» контроле. Эта модель предполагает представление  интересов различных участников предприятия в административном совете, который призван осуществлять прямой контроль за деятельностью менеджеров компании.      

Акционеры также могут доверять осуществление  контроля квалифицированному посреднику - банку (Германия). Напротив, контроль со стороны рынка капиталов играет гораздо более скромную роль.      

Для стран, где преобладает данная модель, характерна относительная неразвитость финансовых рынков, рынков контроля, а также более высокая степень концентрации финансовых требований, т. е. их меньшая «распыленность», долгосрочность вложений в акции и частые случаи взаимного участия в капитале.      

Институциональные инвесторы не столь развиты, а выход компаний на рынок ценных бумаг затруднен всевозможными ограничениями. Очевидно, что в этом случае существует значительная информационная ассиметрия (требования к распространению информации о компаниях являются менее жесткими), а издержки «активности» инвесторов относительно невелики. Таким образом, инвесторы стремятся осуществлять непосредственный контроль за действиями менеджеров и активно участвовать в корпоративном управлении.      

Анализ  зарубежного опыта развития моделей  корпоративного управления является чрезвычайно  важным в российском контексте. Принимая во внимание тот факт, что промышленная структура России состоит главным образом из средних и крупных предприятий, для обеспечения экономического роста необходимо серьезное реструктурирование.      

Кроме этого, требуется значительный объем  инвестиций. Это в свою очередь означает необходимость привлечения различных инвесторов - кредиторов и акционеров (. эффективных. собственников), способных принимать решения и обеспечивать контроль за их выполнением. Когда в России начались рыночные реформы, существоваший механизм контроля (хотя и малоэффективный) был упразднен и возникла необходимость создания нового эффективного контрольного механизма, адаптированного к рыночной экономике переходного периода.      

Россия  нуждается прежде всего в такой модели корпоративного управления, которая содействовала бы реструктурированию компаний и их адаптации к рыночной среде. Очевидно, что в случае «распыленности» акционерного капитала (как, например, в США) такой контроль со стороны многочисленных мелких акционеров будет недостаточным, что существенно повышает риск в условиях общей неблагоприятной экономической ситуации.      

Совершенно  очевидно, что создание ликвидного рынка корпоративных ценных бумаг  в России в ближайшем будущем нереально. Действительно, модель «прямого» контроля со стороны «инсайдеров» (insiders) кажется более приемлемой, так как в этом случае заинтересованные финансовые институты, главным образом банки, будут определять и оценивать инвестиционные стратегии тех или иных компаний.      

В случае же «рыночной» модели, напротив, от большого числа «аутсайдеров» (outsiders) потребуется умение быстро и грамотно оценивать информацию, которая, в свою очередь, должна быть максимально полной и одинаково доступной всем участникам рынка. Кроме того, создание инфраструктуры ликвидных рынков капитала представляет собой огромные издержки, а институциональные инвесторы еще только начинают развиваться в России.      

Несомненно, рынки капиталов будут и должны продолжать развиваться в России, но они не смогут в ближайшей перспективе играть активную роль в корпоративном контроле, а именно эта проблема требует скорейшего решения. Напротив, европейский и японский опыт использования банков в качестве активных участников корпоративного управления может оказаться полезным для России.      

Система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с  помощью которой корпорация представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в  себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена  и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит  от структуры корпорации, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией.      

Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно недавнее, и возникла она как ответ  на определенные требования времени. Говоря юридическим языком, корпорация есть организация лиц, обладающая как  самостоятельный экономический  субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые  отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности.      

Наиболее  привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной  формы бизнеса: самостоятельность  корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.5      

Первые  две характеристики проводят грань, отделяющую ответственность корпорации от ответственности ее отдельных  членов: то, что принадлежит корпорации, может не принадлежать ее членам, и  та ответственность, которую несет  корпорация, может не быть ответственностью входящих в нее лиц.      

Мера  ответственности индивидуальных инвесторов ограничена объемом их вклада в корпорацию; соответственно их возможные потери не могут быть выше их вклада. Распространение  корпоративной формы ведения  бизнеса позволяет инвесторам диверсифицировать  риск инвестирования: чтобы не "класть все яйца в одну корзину", они  могут одновременно участвовать  в целом ряде корпораций.      

Благодаря этому корпорации получают значительные финансовые ресурсы, необходимые при  современных масштабах экономики, а также могут принимать на себя риск, уровень которого недоступен для каждого индивидуального  инвестора в отдельности.      

Вместе  с тем, преимущество ограниченной ответственности  достигается за счет утраты части  контроля за деятельностью корпорации. Акционеры передают право управления операциями менеджерам, то есть они  делегируют право принимать решения  по целому ряду аспектов деятельности директорам и менеджерам – за исключением  решений принципиальной важности.      

В условиях значительной "распыленности" капитала, то есть когда корпорация основана большим количеством акционеров, каждый из которых владеет лишь незначительной частью акционерного капитала, "уступка" акционерами рычагов контроля за ее деятельностью приводит к разделению функций владения и управления. Для крупных корпораций открытого типа данная распыленность капитала является, скорее, нормой, чем исключением.     

Например, только у 13% крупнейших британских корпораций открытого типа, у которых вообще есть крупный акционер, принадлежащий  этому акционеру пакет превышает 25% капитала. Лишь в 6% данного типа корпораций мы найдем крупного акционера, который  является единственным, и только в  одном случае из ста пакет акций, принадлежащий одному держателю, превышает 75% акционерного капитала.      

Разделение  функций владения и контроля за деятельностью  корпорации не представляло бы никаких  серьезных проблем, если бы интересы владельцев и менеджеров полностью  совпадали.      

Однако, есть все основания предполагать, что данные интересы расходятся.      

Во-первых, менеджеры испытывают воздействие  целого ряда факторов – таких, как  размер корпорации или власть и престиж, связанные с занимаемыми ими  положением, – которые не имеют  прямого отношения к интересам  акционеров.      

Эти соображения могут привести менеджеров к принятию решений (скажем, о строительстве  нового небоскреба для офиса корпорации), которые не только не будут соответствовать  интересам акционеров, но могут и  повредить им.      

Во-вторых, отличаются друг от друга форма и  размер материального вознаграждения, которое получают менеджеры и  владельцы корпорации. Менеджерам традиционно  гарантируется вознаграждение в  форме заработной платы, в то время  как акционеры могут претендовать на ту часть прибыли, которая остается после того, как корпорация отчитается по всем своим обязательствам.      

Невозможность увязать эти две формы вознаграждения заложена в самой их природе, хотя и были предприняты многие усилия в этом направлении: менеджерам начислялось  вознаграждение в форме акций  корпорации, опционов, а также делались попытки увязать уровень их заработной платы с уровнем курсовой стоимости акций.

Информация о работе Корпоративное управление