Корпоративное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение корпоративного управления капиталом.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- изучение основных понятий корпоративного управления;

- рассмотрение моделей корпоративного управления;

- определение доверительного управления корпоративным капиталом.

Содержание

Введение 2

1. Основные понятия корпоративного управления 4

2. Модели корпоративного управления — анализ зарубежного опыта и перспективы развития в России 11

3. Доверительное управление корпоративным капиталом 19

Заключение 24

Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

корпоративное управление контрольная работа.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

6    Содержание

Введение 2

1. Основные  понятия корпоративного управления 4

2. Модели  корпоративного управления — анализ зарубежного опыта и перспективы развития в России 11

3. Доверительное  управление корпоративным капиталом 19

Заключение 24

Список  литературы 26  

 

     Введение

 

      

Актуальность  данной темы заключается в том, что  современная жизнь постоянно  диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как  один из эффективных способов повышения  инвестиционной привлекательности  компаний и, как следствие, улучшения  инвестиционного климата в стране.      

Что следует понимать под корпоративным  управлением? Означает ли это систему  общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративное управление подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая  представителей топ-менеджмента и  акционеров? И равнозначны ли понятия "корпоративное управление" и "управление корпорацией"?     

С одной стороны, корпоративное управление включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень  вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и  систему финансового контроля, с  другой стороны - оно подразумевает  деятельность государственных регуляторов  и иных уполномоченных органов и  организаций, направленную на регламентацию  указанной сферы отношений, с  третьей - это деятельность рейтинговых  агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление  инвестора об инвестиционной привлекательности  компании.      

Однако  по своей сути корпоративное управление - это процесс поиска баланса между  интересами акционеров и менеджмента  в частности и интересами отдельных  групп лиц и компании в целом  путем реализации участниками рынка  определенной системы этических  и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе.      

Отсутствие  единого подхода к пониманию  корпоративного управления во многом объясняется динамичностью указанной  сферы. До сих пор корпоративное  управление во многом увязывалось с  добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка  к принудительному, усиливается  и расширяется роль государства  в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни.      

Следует сказать, что эффективность корпоративного управления требует соблюдения следующих  условий:      

-осознание  предмета корпоративного управления;      

-определение  юридической силы и статуса  кодексов корпоративного управления;     

-постоянный  мониторинг изменений в системе  корпоративных отношений с целью  своевременного пересмотра соответствующих  стандартов;  
Целью данной работы является изучение корпоративного управления капиталом.      

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:      

- изучение основных понятий корпоративного  управления;     

- рассмотрение моделей корпоративного  управления;     

- определение доверительного управления  корпоративным капиталом.     

Предметом данной работы является корпоративное  управление.      

Источниками написания работы служили учебные  пособия Жукова Е.Ф., Роговой О.П., Кузнецова М.В., Овчинникова А.С. и  других авторов. 

 

     

 

     1. Основные понятия  корпоративного управления

 

      

Корпоративное управление – механизмы реализации прав собственности и механизмы  по формированию структуры корпоративного контроля.     

Корпоративное управление – система взаимоотношений  между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными  сторонами по вопросам, связанным  с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов  ее владельцев и др-х заинтересованных сторон.      

Режим корпоративного управления определяется: структурой акционерной собственности (степень концентрации пакетов акций); правовой регламентацией функционирования акционерных обществ; взаимоотношениями  как между акционерами, так и  между ними и менеджерами.1     

1. проблема разделения функций  контроля собственности и контроля  бизнеса.      

2. конфликты, возникающие м/у менеджерами  (владельцами акций компании, в  том числе КПА) и внешними  акционерами:     

3. В силу продолжающегося процесса  перераспределения собственности  ни в одной компании не завершено  строительство системы надежного  корпоративного контроля;      

4. Наличие «теневых» корпоративных  финансов («серые» и «черные»  денежные расчеты, уход от налогов,  вывод активов и др.).      

5. Проблемы корпоративного управления  с точки зрения объектов защиты  Большинство конфликтов переходит  в плоскость отношений:     

- «менеджеры как акционеры –  все прочие акционеры»;     

- «контролирующие акционеры (в  том числе как менеджеры) –  все прочие акционеры»;      

- «контролирующие акционеры (в  том числе как менеджеры) –  новые претенденты на контроль».       

Таблица 1     

Режим корпоративного управления

Контроль  находится у: Тип собственности Основной объект защиты Основная проблема корпоративного управления
1.Наемных  менеджеров, не имеющих доли в  АО (или небольшую долю) Распыленная, или  несколько примерно равных несвязанных  акционеров Все акционеры - мониторинг  и ответственность менеджеров

- пассивность  и права всех групп акционеров

(2) Менеджеров, ставших акционерами  (с КПА) и сохранивших свои  управленческие функции Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры) Все прочие типы акционеров -ответственность  менеджеров

-ответственность  (прозрачность) контролирующих акционеров

- ограничение возможностей «шантажа» со стороны прочих акционеров

- защита  прав мелких акционеров

3.Внешнего  акц-ра (альянса акции-ров с КПА): Концентрированная

(прямо  и через аффилированные структуры)

Мелкие  собственники-акционеры Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:
(а)  сменившего менеджеров - обеспечение  мониторинга менеджеров
(б)  сохранившего менеджеров - предотвращение  риска оппортунистического поведения  менеджеров
(в)  выполняющего функции менеджера - защита прав  прочих акционеров, но одновременно  ограничение их возможностей  «шантажа» 
(4) Основного кредитора (группы кредиторов) Любая Все акционеры

Часть кредиторов

Использование института банкротства только для  перехвата контроля (вывод активов  в ущерб акционерам и др.)
 

      

6. слабая или нетипичная роль  традиционных «внешних» механизмов  корпоративного управления (рынок  ценных бумаг, банкротства, рынок  корпоративного контроля);     

7. Слабая банковская система.      

Основными проблемы корпоративного управления связаны  не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются.      

В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его  относительной новизной, а в других – полное пренебрежение этими  требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.     

Анализ  корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты  возникают при решении вопроса  о том, кто лучше может выполнять  функции собственника. Собственник  разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.     

Участники корпоративных отношений:      

1.Крупные  акционеры (владельцы крупного  пакета акций),     

2.Мелкие  акционеры.      

Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающим возможным само существование  корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях  корпорации.     

3.Потребители  (без них невозможно существование  корпорации. Они ожидают от корпорации  качественной продукции и услуг  по приемлемым ценам, хороший  сервис и правдивую рекламу).      

4.Служащие (отношения служащих с корпорацией,  начиная от обычных требований  справедливой оплаты труда, переходят  к другим аспектам взаимоотношений  раотодателя с работником: защите  здоровья на рабочем месте,  финансовой безопасности и т.п.  Служащие прежде всего заинтересованы  в устойчивости компании и  сохранении своих рабочих мест).     

5.Менеджмент, в том числе единоличный, исполнительный  орган корпорации.     

6.Кредиторы  (Получают прибыль, уровень которой  зафиксирован в договоре между  ними и компанией. Заинтересованы  в устойчивости компании и  гарантиях возврата представленных  средств. Не склонны поддерживать  решения, обеспечивающие высокую  прибыль, но связанные с высокими  рисками.).      

7.Владельцы  иных корпоративных ценных бумаг.      

8.Органы  государственной власти.      

9.Органы  местного самоуправления (Заинтересованы  прежде всего в устойчивости  компании, ее способности выплачивать  налоги, создавать рабочие места.).     

10.Поставщики.     

Корпорация  в процессе своей деятельности оказывает  наибольшее воздействие на местное  население. Соответственно местное  население ожидает от корпораций непосредственного участия в  решении проблем организации  инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха и т.д.     

Сущность  корпоративного управления состоит  в реализации цикла корпоративного управления для достижения максимальной эффективности функционирования корпорации, которая является основным критерием  корпоративного управления.2     

Можно выделить две схемы, характеризующие  цикл управления фирмой:     

1.Вариант  западных учёных (Мескон, Альберт,  Хедоури). Планирование – Организация  – Мотивация – Контроль (схема-цикл  закольцована).      

2.Вариант,  предложенный российскими учёным (для осуществления цикла управления  управляющая компания должна  определить и согласовать с  подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации  о функционировании).      

Анализ  возможностей – Планирование –  Организация – Мотивация –  Диспетчирование – Контроль –  Регулирвоание (схема-цикл – закольцована).     

Перечень  должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время  быть кратким.      

Одним из рычагов воздействия на руководителя подчиненного предприятия может  быть процедура распределения прибыли  от проекта к предприятиям-участникам. Другим рычагом может быть делегирование  конкретных полномочий от корпорации предприятию. Управляющая компания определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своих предприятий  в соответствии с общей политикой  и интересами. Корпорация, в свою очередь, может выступать представителем предприятий перед государством, например, единым налогоплательщиком. Поскольку каждое корпоративное  объединение имеет определенные цели функционирования, управление им должно вестись в соответствии с  этими целями.  

Информация о работе Корпоративное управление