Корпоративное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:23, доклад

Описание работы

Корпоративное управление – способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами.
Корпоративное управление – система взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.

Работа содержит 1 файл

КОРПОРАТ.УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

Корпоративное управление – способ управления компанией, который  обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также  иными заинтересованными лицами.

Корпоративное управление – система взаимоотношений между  менеджерами компании и их владельцами  по вопросам обеспечения эффективности  деятельности компании и защите интересов  владельцев, а также других заинтересованных сторон.

Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы  дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как  внутренние процедуры управления, так  и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят четко  знать, какую именно ответственность  перед ними несут высшие должностные  лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет  ли у них реальная возможность  влиять на принятие важных решений.

Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных  корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда  стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью.

В начале 30-х годов  собственники стали расширять сферы  своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции  другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право  принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как  только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев  и акционеров. Акционерам был нужен  рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.

Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры сконцентрировали контроль над корпорацией в своих руках. Первый этап истории корпоративного управления – сосредоточение в одних руках права собственности и управления ей – на этом закончился. Начался второй этап – корпоративная система с сильным менеджментом и слабым собственником. Управленцы свели роль акционеров к минимуму, став фактически полновластными хозяевами предприятий.

В 50-х годах во всем мире начала расти инвестиционная активность. С 1955 по 1980 год доля институциональных (пенсионные, страховые фонды) и коллективных (паевые и иные инвестиционные фонды) инвесторов в акционерном капитале возросла с 23% до 33%. К 1990 году она составляла уже 53%, а на данный момент превысила 60%. Кроме того, портфельные инвестиции стали расти гораздо более быстрыми темпами, чем прямые. Начиная с 80-х годов вывоз капитала в форме портфельных инвестиций (приобретение небольших пакетов акций в большом числе компаний) стал превосходить прямые инвестиции и в абсолютном выражении. Портфельные инвесторы, как правило, приобретают небольшие – менее 10% – пакеты акций компаний и далеко не всегда могут рассчитывать на прямое участие своих представителей в процессе управления. Но их роль в развитии экономики чрезвычайно велика. Отсутствие портфельных инвестиций серьезно ограничивает рост стоимости корпораций.

Акционеры забеспокоились. Система корпоративного управления в компании стала влиять не только на текущие доходы владельцев, но и  на будущее их бизнеса в самом  широком смысле. Ведь портфельные  инвесторы чрезвычайно чувствительны  к практике корпоративного управления компаний, получающих их инвестиции. Им совершенно небезразлично, каким образом  компания строит свои взаимоотношения  с инвесторами. Портфельных инвесторов беспокоит, насколько эффективно используются их инвестиции, какие важнейшие решения (крупные сделки, реструктуризация, слияния и т.п.) готовятся и  принимаются менеджментом компаний, можно ли своевременно получать об этом информацию и каким-то образом  влиять на этот процесс.

Обеспокоенность инвесторов и рост интереса со стороны компаний в различных странах к привлечению  инвестиций создали объективную  основу для выработки и внедрения  неких общих правил в сфере  корпоративного управления. Эти правила  должны были позволить потенциальным  инвесторам получить полную и ясную  картину об основных управленческих принципах той или иной компании, о ее владельцах и степени эффективности  работы. Только в этом случае можно  было рассчитывать на портфельные инвестиции.

В начале 1990-х годов  особенно остро встала проблема системного подхода к корпоративному управлению. Инвесторы спровоцировали разработку компаниями собственных кодексов корпоративного управления. Они хотели в этих кодексах видеть разграничение сфер деятельности и ответственности, а также распределение  исполнительных и контрольных функций. Им нужно было закрепить правила  и процедуры, которые бы обеспечивали акционерам доступ к информации о  деятельности компании. Иными словами, инвесторам требовалась полная и  четкая информация о функционировании механизмов корпоративного управления в компании.

Деятельность любой  компании зависит не только от правильно  выбранной стратегии, компетентного  руководства, наличия ценных ресурсов и рынков сбыта. Успешное развитие любого бизнеса невозможно без доступа  к инвестиционному капиталу. И  здесь очень важно понимать, что  инвесторы не станут вкладывать значительные средства в компанию, не имеющую  эффективной системы управления и контроля за ее деятельностью.

Инвесторы стали  особенно настойчивы в своем стремлении получать полную информацию о состоянии  дел в компаниях. Инвесторы, и  прежде всего зарубежные, ставят вопрос сколько-нибудь серьезного увеличения инвестиций в российские компании в  зависимость от существенного улучшения корпоративного управления. За акции компаний, создавших у себя систему корпоративного управления, понятную инвесторам, они готовы платить существенную премию.

Но при этом инвесторы  требуют участия в реальном контроле над процессом управления, чтобы  обеспечить эффективное использование  активов для реализации своих  интересов. Они хотят видеть в  компаниях, в которые они уже  вложили или готовы вложить свои средства, систему корпоративного управления, которая обеспечивает достаточный  уровень информационной прозрачности, ясности в процессе принятия корпоративных  решений и тем самым дает им дополнительные гарантии. Инвесторам нужно, чтобы основные процедуры  корпоративного управления отвечали всем этим требованиям и были соответствующим  образом закреплены во внутренних документах компании.

   Корпоративное управление — это внутренние механизмы, с помощью которых осуществляется руководство деятельности корпораций и контроля над ними… что подразумевает систему взаимоотношений между правлением компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами. Корпоративное управление представляет собой структуру, используемую для определения целей компании и средств для их достижения, а также осуществление контроля за этим процессом. Надлежащее корпоративное управление должно обеспечивать соответствующие стимулы для того, чтобы совет директоров и менеджеры добивались достижения целей, которые отвечают интересам компании и акционеров

   Системы корпоративного управления совершенствовались на протяжении столетий, и нередко толчком к  изменениям служили системные кризисы  и банкротства крупных компаний. Первым документально зафиксированным  крахом системы управления стал крах Торговой компании южных морей в 1721 году, который привел к коренной перестройке коммерческого законодательства и деловой практики в Англии. Аналогичным  образом, многие положения законодательства о ценных бумагах в Соединенных  Штатах были приняты после краха  фондового рынка 1929 года. Случалось  немало и других кризисов, таких, как  вторичный банковский кризис в 1970-х  гг. в Великобритании и банкротство  ссудно–сберегательных ассоциаций в США в 1980-х гг. Более близкие реалии — финансовый кризис 1998 года в России.

        Ада́м Смит (16 июня 1723, Керколди17 июля 1790, Эдинбург) — шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории.

В 1748 году Смит начал читать лекции в Эдинбурге. Адам читал лекции по риторике, искусству написания писем и позднее по предмету «достижение богатства», где он впервые детально изложил экономическую философию «очевидной и простой системы природной свободы», что нашло отражение в его самой известной работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году. 

Развитие промышленного  производства в XVIII веке привело к росту общественного разделения труда, что потребовало увеличения роли торговли и денежного обращения. Складывавшаяся практика вступала в противоречие с господствовавшими представлениями и традициями в экономической сфере. Возникла необходимость пересмотра существовавших экономических теорий. Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.[7]

Смит изложил  логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.

Смит сформулировал  концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.[7]

Для существования  естественного порядка требуется  «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.

Самый известный афоризм Смита — «невидимая рука рынка» — фраза, которую он использовал для демонстрации автономности и самодостаточности системы, основанной на эгоизме, который выступает эффективным рычагом при распределении ресурсов. Суть её в том, что собственная выгода достижима лишь через удовлетворение чьей-то потребности. Таким образом производителей рынок «подталкивает» к реализации интересов других людей, а всех вместе к росту богатства всего общества. Ресурсы же при этом под воздействием «сигнальной системы» прибыли перемещаются через систему спроса и предложения в те сферы, где их использование наиболее эффективно.

Идеи Адама  Смита набирают популярность в России. Ежегодно в Санкт-Петербурге проводятся Чтения им. Адама Смита. Среди участников мероприятия были такие известные  личности как Евгений Чичваркин, Анатолий Вассерман, Андрей Илларионов. 

Экономическая теория, которую Смит изложил в  «Исследовании о причинах и богатстве  народов», была тесно связана с  системой его философских представлений  о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков  Смит видел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. Однако согласно ему в обществе эгоистические  устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и в конечном счете рост общественного благосостояния.

Одно  из ключевых положений теории Адама  Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развитю хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Информация о работе Корпоративное управление