Корпоративное право и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

В настоящее время в Российской Федерации практически сформировалась правовая база, регулирующая процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. Вместе с тем существующее в Российской Федерации правовое обеспечение корпоративного бизнеса не отвечает в достаточной степени требованиям современных российских рыночных отношений и нуждается в существенной доработке.

Работа содержит 1 файл

Промышленно-финансовая интеграция.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


3

 

05. Корпоративное право и его элементы

 

В настоящее время в Российской Федерации практически сформировалась правовая база, регулирующая процессы создания, функционирования и ликвидации организационных форм корпоративных отношений, возникающих в предпринимательской деятельности. Вместе с тем существующее в Российской Федерации правовое обеспечение корпоративного бизнеса не отвечает в достаточной степени требованиям современных российских рыночных отношений и нуждается в существенной доработке. Как показали результаты отечественной практики развития корпоративных отношений в предпринимательской деятельности, особенно спорными сегодня являются вопросы правового регулирования организационно-экономических, организационно-управленческих процессов деятельности корпоративного бизнеса; вопросы, касающиеся взаимодействия корпоративного бизнеса и государственной власти, государственно-правового регулирования процессов создания, деятельности, в том числе реорганизации и ликвидации корпоративных структур хозяйствования.

Специфической особенностью корпоративного права вне зависимости от привязки к «национальности» правовой системы является высокий уровень его диспозитивности. Правовое регулирование корпоративных отношений во многом определяется на уровне самих участников корпоративных отношений (в части, не противоречащей нормам закона). В связи с этим практически невозможно путем государственного правового регулирования разрешить все проблемы, возникающие в корпоративных организациях и группах организаций, так как все равно интересы каждого отдельного участника корпоративных отношений защитить невозможно. В корпоративных отношениях работает принцип «большинства» - кого больше, тех мнения и интересы учитываются в первую очередь. Вместе с тем путем государственного правового регулирования корпоративных отношений в некоторой степени возможно частично защитить права «меньшинства», но далеко не во всех случаях (особенно в вопросах корпоративного управления).

Главной отличительной особенностью зарубежного корпоративного законодательства по сравнению с российским является его высокая детализированность, выражающаяся в многочисленных описаниях различных аспектов создания и деятельности, сложившаяся в результате многочисленных судебных прецедентов. Корпоративного законодательства на уровне групп организаций в явном виде за рубежом практически не существует, и основные направления его развития находятся в рамках совершенствования, изменения и дополнения действующей системы корпоративного законодательства на уровне отдельно взятой организации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами на территории государства образуются различные предприятия, общественные и хозяйственные объединения, часто именуемые корпорациями. Таких организаций на сегодняшний день насчитываются сотни тысяч, они создаются и действуют по всей стране. Гражданский кодекс Российской Федерации и иные федеральные законы предоставляют возможность корпорациям самостоятельно регулировать свою деятельность на основе внутриорганизационных актов. Каждая корпорация имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, различные правила внутреннего распорядка, участия членов данной организации в управлении, учета хозяйственной и финансовой деятельности, взаимоотношений между различными подразделениями организации и с ее клиентами, и многие другие акты, призванные на локальном уровне урегулировать отношения внутри корпорации между ее членами, работниками, органами управления. Все подобные правила, если они установлены самой организацией, ее органами на основе и в соответствии с законами и иными актами государственных органов, носят название корпоративных актов и норм. Точное количество подобных актов оценить не представляется возможным, однако можно с уверенность утверждать, что их количество на сегодняшний день во много раз превышает весь массив действующего федерального и регионального законодательства и кроме того постоянно возрастет в случайной прогрессии. Такие акты имеют собственную неповторимую юридическую природу, обладают особой спецификой юридической силы и сферы действия, занимают свое определенное место в системе источников права. Их роль и значение неуклонно возрастает. Отмеченная активизация корпоративного регулирования проявляется как в расширении его границ, так и углублении содержания, а также совершенствовании его организационно-правовых форм.

Между тем в науке теории государства и права вопросы корпоративных актов практически не разрабатывались, время от времени попадая в поле зрения лишь отдельных ученых. Так А.В. Мицкевич отмечал, что локальные акты детализируют общие положения законодательства, акты ведомственных и местных органов применительно к условиям данной корпорации.[1] С.С. Алексеев одним из первых в общей теории государства и права включил локальные нормы в классификацию правовых норм.[2] Е.А. Лукашева пришла к выводу, что «локальное регулирование будет получать все более широкое применение по мере дальнейшего расширения самостоятельности и инициативы хозяйственных подразделений, совершенствования морали, роста правосознания»[3]. Наиболее комплексно к исследованию вопросов теории локальных норм права подошел В.К. Самигуллин[4]. Он в общем виде определил значение, признаки, функции и виды локальных норм, порядок их установления, временные и территориальные пределы их действия,  ответственность за их неисполнение. Сегодня упоминания о корпоративных нормах уже можно иногда встретить в учебниках, учебных пособиях и курсах по общей теории государства и права, трудах видных ученых (например, Ю.А. Тихомирова, Т.В. Кашаниной). Однако вышеперечисленным заслуги теоретиков права, пожалуй, исчерпываются. Подобное отставание теории от запросов отраслевых наук и потребностей практики вызвано целым рядом политических и  экономических причин, в том числе, преобладанием в течение длительного времени административно-командных методов управления, неразвитостью гражданского оборота, корпоративных субъектов права в целом.

Корпоративные акты следует рассматривать как самостоятельный вид правовых актов. Их нельзя однозначно отнести к какому-либо виду правовых актов - с одной стороны, они основываются на правовых нормах и строго следуют им, а с другой – являются актами конкретизации права, а иногда выступают как акты неофициального толкования. Корпоративные акты обладают смешанной юридической природой, они содержат одновременно нормативные, индивидуальные, а иногда и ненормативные предписания. Такие акты имеют уникальную юридическую природу, обладают значительной спецификой юридической силы и сферы действия, занимают свое особое положение в системе источников права и в правовой системе в целом.

Право корпоративного правотворчества имеется не у всех образований и объединений, а только у тех, которые наделены государством особым статусом юридического лица и отвечают специальным признакам корпорации. Для общей теории права, для правотворческой и правоприменительной деятельности, представляется возможным под корпорацией понимать хозяйственное общество, являющееся объединением лиц и капиталов для предпринимательских целей, участники которого организованы на принципах членства и несут ограниченную ответственность своим имуществом по обязательствам всего объединения, имеющее определенную внутреннюю структуру, выражающуюся в наличии у него органов управления, наделенных соответствующими полномочиями, и осуществляющее определенную деятельность, подлежащую самостоятельному урегулированию, а также управомоченное на соответствующее правотворчество действующей системой права. Только такие образования обладают соответствующей правоспособностью на издание корпоративных нормативных актов.

Правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности корпораций, представляет собой единство государственного и корпоративного, и, соответственно, подчиняется двум группам источников права: «общим» источникам, адресованным всем субъектам права, находящимся на территории государства, и «дополнительным» или «собственным» источникам права, установленным в каждой отдельной корпорации. Действие общих источников права служит проявлением самоуправления в целом по стране и обеспечивает единство регулирования в главном; корпоративные акты позволяют реализовать самоуправление в рамках конкретной корпорации, обеспечивая самостоятельность в принятии правовых решений, учет специфики складывающихся отношений, придавая тем самым регулированию необходимую динамичность, дифференцированность и адекватность. Несмотря на то, что количество и роль корпоративных актов постоянно растут, определяющим в установлении правового положения корпораций,  является влияние «общих» источников права.

Корпоративное право призвано упорядочить общественные отношения, связанные с внутренней организацией деятельности корпорации. В этих целях корпорации управомочены осуществлять первичное правовое регулирование корпоративных отношений. Помимо этого корпоративные нормы могут «доурегулировать» уже существующие общественные отношения путем конкретизации и (или) преодоления или устранения пробелов в действующих нормах права. Значение корпоративных актов также определяется тем влиянием, которое они оказывают на правосознание и развитие законодательства.

«Корпоративный нормативный акт является правовым по своей природе, поскольку он выражен в словесно-документальном виде, имеет официальный характер, принят корпорацией в пределах предоставленных полномочий, имеет волевой характер и целевую ориентацию, обладает регулятивными свойствами, выступает в качестве звена реальной правовой цепи»[5]. Качество правового корпоративному акту придает и то обстоятельство, что в конечно счете (если не прямо, то опосредовано) он поддерживается государством. Нормативный акт корпорации – это основанное на законе и иных правовых актах волеобразование и волеизъявление корпорации, выработанное и оформленное по установленной процедуре в виде специального акта органа корпорации и направленное на установление корпоративных норм, возникновение, изменение и прекращение гражданско-правовых отношений в интересах достижения целей, ради которых корпорация создана.

Теоретическое обоснование юридической силы корпоративных актов осуществляется посредством предварительного или последующего санкционирования таких актов государством. Под предварительным предоставлением полномочий понимается издание государством «общих» или «конститутивных» актов, которые выступают в качестве определенного юридического основания корпоративного нормативного регулирования. Последующее разрешение понимается как утверждение (регистрация) уже принятых правовых актов, например, учредительных документов корпорации.

Территориальная сфера действия корпоративных актов, как правило, не имеет четких границ. Действие корпоративных актов в пространстве связано не с административно-территориальным делением, а с функциями, осуществляемыми корпорацией, ее структурными подразделениями, а также отдельными лицами. Сфера действия корпоративных актов охватывает, прежде всего, работников организации и ее участников, а в некоторых случаях и неопределенный круг лиц. Корпоративные правовые акты также распространяют свое действие на структурные подразделения корпорации, ее представительства и филиалы. Кроме того, корпоративные правовые акты могут иметь обязательную силу в отношении дочерних и зависимых корпораций.

Корпоративные нормативные акты должны вырабатываться, приниматься и оформляться с соблюдением определенных, официально установленных законом и иными актами правил (процедур). При подготовке корпоративных нормативных актов следует придерживаться сложившихся общепризнанных принципов правотворчества, процедуры подготовки нормативных правовых актов государства. Особенно важным является участие юристов (юридической службы или привлеченным внешним юридическим консультантам), осуществление ими экспертизы корпоративного нормативного акта на этапе его подготовки и принятия.

Корпоративное правовое регулирование следует рассматривать как самостоятельный вид правового регулирования, осуществляемого в локальном порядке, а корпоративные акты, соответственно, – как разновидность локальных актов. Представляется, что в современной ситуации использование термина «локальное регулирование» для обозначения регулирования, осуществляемого только в корпорациях, является как минимум не точным, необоснованно сужающим его современное содержание. С учетом вышесказанного локальное и корпоративное правовое регулирование могут также соотноситься как форма и содержание. Когда мы употребляем термин «локальное регулирование», мы делаем акцент на юридической силе и сфере действия данного вида регулирования, используя термин «корпоративное правовое регулирование», мы подчёркиваем его специфическую организационную (корпоративную) природу.


21. Инвестиционная, инновационная и маркетинговая политика корпораций

 

Основным средством экономического и социального развития страны служит инвестиционная деятельность, осуществляемая во всех сферах экономики и охватывающая все виды деятельности вне зависимости от формы собственности. Для предприятия инвестиционная деятельность является средством формирования и воспроизводства основных и оборотных фондов; наряду с операционной и финансовой деятельностью она обеспечивает функционирование фирмы. Инвестиционная деятельность требует отвлечения значительных средств из хозяйственного оборота на продолжительный срок и сопряжена с многочисленными рисками. Поэтому вопрос повышения эффективности стратегии, или достижение максимального соответствия результатов инвестиций общим целям деятельности фирмы при минимизации затрат и рисков, является актуальным для предприятий всех форм собственности, масштабов и сфер деятельности.

Значительная роль в формировании действенной инвестиционной политики принадлежит организации управления инвестиционной деятельностью на предприятии. Принятие взвешенных решений об инвестиционных проектах является наиболее сложной и важной управленческой задачей. Поскольку в сферу интересов инвестора входят практически все аспекты экономической деятельности предприятия, многофакторность задачи предъявляет особые требования к разработке плана инвестиций, процедуре подготовки необходимых данных.

Зачастую из-за отсутствия эффективного механизма управления финансовыми потоками многие предприятия теряют существенную часть доходов и имеют высокую дебиторскую и кредиторскую задолженности. Избежать этого можно с помощью четко организованного бюджетирования (технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов). Бюджет на предприятии играет регулирующую, направляющую и контролирующую роль, т. е. является конкретным и детальным планом инвестиционной деятельности.

В деятельности по управлению инвестициями в той или иной мере участвуют такие подразделения предприятия, как: финансовое, договоров и маркетинга, бухгалтерия; производственно-технические, строительные, снабженческо-сбытовые службы. На сегодняшний день необходимым условием успешной реализации инвестиционных проектов является интеграция всех участников процесса управления. Представляется важным создание по возможности единой структуры управления инвестициями в рамках существующей организационной структуры управления предприятием.

Зарождение и формирование структуры целого ряда отраслей современной промышленности сопряжено с использованием корпорациями тех или иных методов стратегического поведения, не только не караемых антитрестовским законодательством, но и так или иначе поддерживаемых существующими правовыми нормами. Это особенно рельефно прослеживается в сферах производства, возникших и развивающихся на волне НТП. Между интересами поддержания конкуренции и обеспечения прогресса науки и техники, внедрения их достижений в промышленность часто возникает противоречие, по-разному решаемое системой действующего законодательства (не только антимонопольного, но и охватывающего другие аспекты экономической деятельности хозяйственных субъектов) в различных ситуациях. В частности, эта система стимулирует появление новых видов производства, позволяя освоившим их компаниям продолжительное время удерживать в них монопольные позиции посредством применения патентно-лицензионного права, позволяющего фирме (либо покупателю патента или лицензии) до 17 лет монопольно использовать разработанное ею научно-техническое новшество.

Информация о работе Корпоративное право и его элементы